Файл: Формы государственного устройства (Понятие, формы и принципы государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации входит разрешение споров возникающих между федеральными органами государственной власти и органов субъектов Федерации, а также между определенными органами субъектов Федерации, в основном в области совместного ведения Федерации и ее субъектов. В связи с чем, следовало бы расширить юрисдикцию Конституционного Суда Российской Федерации наделив его правом пересмотра решений конституционных (уставных) судов в качестве высшей апелляционной инстанции.

Принципы, формы правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов стоит закрепить в Конституцию Российской Федерации. Кроме того, важно в едином федеральном законе закрепить все необходимые процедуры согласования федерального правотворчества и внутрифедерального договорного регулирования по предметам совместного ведения. Такая "детализация" федеральной Конституции и законодательства РФ означала бы создание дополнительных гарантий правового обеспечения конституционного принципа единства государственной власти в Российской Федерации на основе федеральной демократии.

2.2 Взаимосвязь принципов федеративного и унитарного государства в государственном устройстве Российской Федерации

Всякая нормально функционирующая федерация строится на подчинении федеральной конституции всех ее субъектов. Пожалуй, не будет преувеличением утверждение, что появление всякого жизнеспособного федерализма несет в себе идею единства и целостности государства, полагает Б.С. Эбзеев. [28, С. 234]

Признаки унитаризма проявляются в некоторых сферах функционирования федеративного государства, в том числе в единстве системы государственной власти. Как и любое государство, федерация имеет единую систему организации институтов государственной власти. Как и в унитарном государстве, высшие органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории. В то же время в ней имеются системы самостоятельных властных структур субъектов федерации, которые существуют наряду с федеральными органами власти, не совпадают с ними и составляют следующий уровень нижестоящих государственных органов. Как отмечает И.А. Умнова, «...если в унитарном государстве единство государственной власти обеспечивается отношениями субординации, то в федеративном государстве система связей базируется на сочетании субординации с принципиально иным характером отношений децентрализации и кооперации». [25, С. 175]


Единство государственной власти федерации наряду с существованием независимых друг от друга органов власти определяется еще и следующими обстоятельствами: едиными принципами организации и функционирования органов власти, которые закрепляются в конституциях государств, а также возможностью делегирования полномочий с одного уровня на другой, в том числе и на уровень местного самоуправления. Об этом, в частности, упоминается в Конституции России.

В условиях развития рыночных отношений провозглашенное Конституцией Российской Федерацией (часть 1 статья 8) единое экономическое пространство реализуется путем свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, которые обеспечивается таможенной, денежной и налоговой системами, что присуще и унитарному государству

С экономической точки зрения, Российская федерация представляет собой единый рынок, одним из непременных условий которого является свободное перемещение товаров и услуг. Свободное перемещение осуществляется благодаря тому, что между субъектами Российской Федерации не установлены какие-либо ограничения, не установлены таможенные границы, пошлины, сборы.

Конституция Российской Федерации закрепляет положение о всех формах собственности(государственная, частная, муниципальная), которые объединяются в пределах единого экономического пространства. Данный аспект государственного единства проявляется, прежде всего, в открытом режиме внутренних границ, что предполагает отсутствие таможенных пошлин, сборов или каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств за исключением лишь тех ограничений, которые установлены специальным законодательством. Официально денежной единицей признается рубль. Также Российская Федерация, представляющая собой единое государство, которое имеет единую денежную систему.

Единство экономического пространства не означает унификации экономических систем субъектов федерации. Однако, по утверждению А.В. Киселевой и А.В. Нестеренко, «экономико-правовая диверсификация субъектов федерации, как правило, ограничена тремя сферами: определением регионального уровня налогообложения в соответствии с общефедеральными принципами организации налоговой системы; установлением правил и требований, предъявляемых к осуществлению тех или иных хозяйственно-правовых операций на территории субъекта федерации; использованием непрямых методов стимулирования развития хозяйственно­правовых отношений в нужном направлении: система льгот и преференций, квотирование и государственный заказ». [19, С. 63]


Федерация характеризуется также единым правовым пространством, обеспечивающим верховенство Конституции и федерального законодательства и их прямое действие, и применение на всей территории страны, что присуще унитарному государству. Но рассматривая взаимосвязь данных принципов, стоит отметить, что субъекты самостоятельны в области правотворчества. Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории государства, Тем самым, правовые акты, издаваемые данными органами, обращены непосредственно народу и действую на всей территории Федерации, независимо от позиции органа субъекта Федерации. Другими словами, правые акты не нуждаются в рецепции со стороны высших органов субъектов Федерации.

В условиях существования единого правового пространства конституция и федеральные законы являются общеобязательными для всех ее субъектов, а в случае издания последними актов, противоречащих федеральному акту, действует именно федеральный закон, а противоречащий ему акт не должен применяться в силу своей юридической ничтожности. Важным аспектом единого правового пространства федерации является наличие иерархии правовых актов федерации и ее субъектов. Единая правовая система должна быть организована таким образом, чтобы на теоретическом уровне исключалась возможность одновременного действия двух актов разных уровней, противоречиво регулирующих единые общественные отношения. Также, следует отметить, что правовая система любого демократического государства включает в качестве своей составной части общепризнанные нормы и принципы международного права, и международные договоры государства, условия применения которых, закрепляются в конституциях государств.

Признак унитаризма проявляется также в единстве внешней политики, вооруженных сил и обороны. Данный признак характеризует государство как организационно-обособленного единого субъекта международно-правовых отношений. Унитарные и федеративные государства всегда характеризуется единой внешней политикой, единой системой представительских и консульских учреждений государства за рубежом, едиными вооруженными силами.

Данные вопросы не могут быть переданы в ведение субъектов федерации, поскольку самостоятельная правосубъектность их в международно-правовых отношениях означала бы приобретение ими статуса фактически независимых государств, а значит, конфедеративность всего образования.

Федерация в целом как единое государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Защита прав граждан за границей возлагается на соответствующие федеральные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения федерации. Наконец, единство федеративного государства выражается в единстве государственного языка федерации. Речь идет о том, что единое государство должно иметь универсальное средство официального общения, легитимность использования которого в этом качестве закреплена на высшем конституционном уровне. Так, в Российской Федерации лишь один из типов субъектов федерации - республики в составе Российской Федерации - может, но не обязан устанавливать свои государственные языки наряду с русским.


Различие унитарного государства от федеративного состоит в том, что последнее состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации и обладают некоторой степенью единства собственной государственности. Так, любая федерация основана на наличии предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. По мнению А.В. Киселевой, главным содержательным признаком любого федеративного государства, как раз и является разграничение предметов ведения и компетенции между федеральным центром и субъектами. С ней согласен и С.Ю. Данилов, утверждающий, что принцип федерализма означает, по сути, не что иное, как разграничение властей по вертикали.

Наличие у субъектов собственных властных полномочий и самостоятельность в их реализации, позволяет говорить о независимом осуществлении ими государственной власти, реализации собственных государственно- властных функций в рамках этих предметов ведения. Выделяют несколько сфер компетенции с определением остаточного принципа ее распределения. В России этими сферами являются исключительная компетенция федерации и совместная компетенция федерации и субъектов. При этом остаточная компетенция закреплена в обеих странах за субъектами федерации (статья 73 Конституции Российской Федерации).

Вопросы формы государственного устройства Российской Федерации остро обсуждаются в научной и литературе и беллетристике. Так, А.И. Подберезкин в своей предвыборной программе заявил по этому поводу: Г осударство в России не может и не должно быть федеративным.

Унитарное государство, то есть государство, где все граждане находятся в равном правовом положении, сильная президентская власть, обладающая правом назначать и смещать губернаторов, и однопалатный парламент - вот, что требует система России».

Также выразился по этому поводу руководитель территориального антимонопольного управления - Амин Уракчиев, который в своей статье заявил: На мой взгляд, взамен феодальной ассиметричной Федерации нам нужно унитарное государство. С широчайшим местным самоуправлением, где будут неукоснительно соблюдаться права человека независимо от его национальности. Только здесь выход, в том числе в первую очередь нерусских меньшинств».

Мнение Р.Г. Абдулатипова по поводу государственного устройства РФ, на наш взгляд, является более объективным. Он полностью поддерживает идею разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, потому что в нашей Конституции при построении унитарного государства будет перегрузка объема совместных полномочий. А главное для правильного функционирования государственной власти необходимо достижение гармонии федеративных отношений на основе права.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что изучение форм государственного устройства является актуальным, о чем, в частности, свидетельствуют научные дискуссии по определению заданного понятийного аппарата.

Форма государственного устройства - это внутренняя (территориальная) организация государственной власти, детерминирующая порядок образования государства, правовое положение и характер взаимоотношений государства в целом и его составных частей, выраженные в степени централизации власти и порядке разграничения компетенции.

В ходе изучения материала, были выделены две формы государственного устройства, встречающиеся в настоящее время: унитарное и федеративное государства. В свою очередь конфедерация не относится к видам государственного устройства, но влияет на страны, входящие в ее состав, так как в основном из конфедерации ее субъекты переходят чаще всего в федеративные государств, либо в иную форму государственного устройства.

В мире преобладают унитарные государства, так как они проще по своему составу, системе государственного управления, имеют одноуровневую систему государственной власти. По мнению различных авторов к положительным признакам унитарного государства можно также добавить равноправие народов и повышенный уровень толерантности к национальным меньшинствам. Но с последними обстоятельствами (переворот в (на) Украине) проблема с равноправием в унитарном государстве будет актуальна даже несмотря на то, что сложное оно по своему составу государство, либо нет.

К признакам унитарного государства относят: одноуровневая система государственной власти государства; на всей территории действует одна конституция, одно законодательство, единая налоговая система. В связи с чем, унитарное государство часто называют единым, простым по структуре государством, в отличие от федеративного государства как сложного по расположенным на его территории субъектам.

Федеративное государство в полной мере было изучено на примере Российской Федерации. Федеративное государство - сложное государство, в состав которого входят субъекты Федерации, обладающие самостоятельностью в области законотворчества и формирования своих органом власти, осуществляющие свои полномочия в рамках территории определенного субъекта Федерации.

Нами были выделены виды форм государственного устройства с их подразделением по нескольким критериям: по способу управления, форме легализации.