Файл: Формы государственного устройства (Понятие, формы и принципы государственного устройства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие, формы и принципы государственного устройства
1.2 Принципы унитарного и федеративного устройства государства: понятие, содержание, соотношение
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Территориальная целостность Российской Федерации как признак суверенного государства
В целом, виды и содержание гарантий прав и свобод человека и гражданина в значительной степени зависят от степени демократичности государства, уровня его социально-экономического развития.
Уровень демократизма любой конституции определяется, прежде всего, объемом закрепленных в ней прав и свобод, их гарантированностью и некоторыми другими элементами - правовым положением центрального представительного органа, объемом его полномочий, структурой.
Принцип разделения властей.
Разделение властей является необходимым признаком, характеризующим правовое государство, предпосылкой реализации идей верховенства закона, обеспечение прав и свобод граждан.
Данный принцип закреплен в унитарном и федеративном государствах, и подразумевает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь осуществляет государственную власть самостоятельно и независимо друг от друга. Одна ветвь государственной власти контролируется другой, при этом уравновешивая друг друга, осуществляя государственную власть с использованием системы сдержек и противовесов, предотвращая тем самым концентрирование власти в руках одного института государства.
В федеративном государстве государственная власть осуществляется двумя уровнями органов власти: федеральные органы государственной власти, которые принимают в рамках своих полномочий общегосударственные решения и решения международного значения, и региональные, которые осуществляют свои функции в пределах своей территории. Каждый уровень обладает своими органами исполнительной, законодательной и судебной ветви власти.
Принцип территориальной целостности.
Территориальная целостность является одним из признаков суверенного государства. В конституциях унитарного и федеративного государств всегда закреплен принцип неделимости территории.
Единая система законодательства.
В своем научном исследовании Д.В. Березовский определяет, что признаками унитарного государства являются: единая конституция и законодательство, единая правовая и судебная система, единая система органов государственной власти, единое гражданство. В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеет ранг закона - акта высшей юридической силы. [10, С. 105] Этот принцип не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение.
В федеративном государстве, как и в унитарном основным законом является Конституция федерации, обладающая верховенством над другими нормативно-правовыми актами, действующая на всей территории данного государства. Но правое пространство федеративного государства, учитывая сложную структуру, образуется из: федеральной правовой системы как совокупности нормативно-правовых актов, действующих на всей территории страны; правовых систем субъектов в составе федеративного государства как совокупности нормативно-правовых актов, принятых органами власти субъектов Федерации в пределах их компетенции. Принятые субъектами уставы (конституции) не должны противоречить Конституции Федерации.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Территориальная целостность Российской Федерации как признак суверенного государства
Территория государства - это пространство, в пределах которого осуществляется власть данного государства.
Территориальная целостность не идея государственности, а условие ее существования, развития.
Статья 67 Конституции характеризует территорию Российской Федерации и устанавливает, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». [1]
О территориальной целостности говорится в части 2 статьи 67 Конституции Российской Федерации: Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Также часть 2 статьи 67 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том, что Российская Федерация обладает суверенными правами, осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. [27, С. 102]
Континентальным шельфом Российской Федерации является морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории России или на расстоянии 200 морских миль об берега.
В Конституции Республики Саха (Якутия) говорилось о том, что континентальный шельф и воздушное пространство является собственностью и неотъемлемым достоянием народов Республики, что, конечно же, противоречило Конституции и нормам международного права. В связи с этим было установлено верховенство субъектов Российской Федерации над национальными богатствами, а также то, что субъекты Российской Федерации являются неотъемлемыми собственниками земли, недр, леса, воды.
В настоящее же время, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации соответствуют Конституции Российской Федерации.
Реализуются права Российской Федерации, и осуществляется ее юрисдикция на континентальном шельфе в порядке, установленном Федеральными законами и нормами международного права.
Также стоит отметить, что согласно части 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации, субъекты вправе изменять границы между собой лишь по взаимному согласию. [1] В Конституциях субъектов описывается порядок выражения данного согласия. Например, согласно Конституции Республики Бурятия (статья 60), изменение границ данного субъекта происходит путем принятия решения на референдуме, в котором принимают участие граждане данной республики. Причем, проголосовать должно более половины граждан.
Принцип территориальной целостности можно рассматривать как запрет сецессии. Субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, в связи с чем, лишены права на выход из состава Российской Федерации.
В статье 5 Коституции Российской Федерации говорится, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Также Коституция Российской Федерации закрепляет положение о разделении властей на испольнительную, законодательную, судебную, при этом учитывается, что система государственной власти едина, также как и органы, ее осуществляющих. Это единство выражается в том, что согласно Конституции, единственным источником власти в Российской Федерации яаляется ее многонациональный народ.
Рассматривая Российскую Федерацию как сложное государство, стоит заметить, что государственная власть осуществляется двумя уровнями:
- Центральная власть - федеральные органы власти, действуют в пределах всей территории Российской Федерации. К ним относятся Президент, Правительство, Федеральное Собрание и суды Российской Федерации. Они могут создавать свои территориальные органы в субъектах Федерации и назначать соответствующих должностых лиц. Из этого следует, что имеется возможность использования двух организованных форм реализации компетенции по предметам ведения Федерации - создание собственных территориальных подразделений и наделение этими полномочиями органов государственной власти субъектов Российской федерации.
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые действуют в пределах территории своего субъекта, но не ограничены учувствовать в деятельности федеральных органов власти (право законодательной инициативы, представительство в Совете Федерации и т.д.).
Государственная власть осуществляется благодаря самостоятельному установлению системы органов государственной власти каждым субъектом Российской Федерации в пределах своей территории в соответствии с конституционным строем Российской Федерации и общими принципами организации законодательных и исполнительных органов государственной власти.
Единство органов государственной власти по горизонтали характеризуется тем, что федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации, не смотря на то, что действуют в рамках своей компетенции самостоятельно в духе разделения властей, одновременно действуют в качестве единой государственной власти. Систему федеральных органов государственной власти по горизонтали образуют:
- Президент Российской Федерации;
- Правительство и другие органы исполнительной власти;
- Федеральное собрание - парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган государственной власти;
- Федеральные суды. К ним относятся: Конституционный Суд Российской Федерации, система арбитражных судов России и система судов общей юрисдикции, кроме мировых судей, которые относятся к судам субъектов Российской Федерации.
Данный перечень федеральных органов является основополагающим. В других статьях Конституции говорится об Администрации Президента Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации, федеральных министрах, Центральном банке, Прокуратуре Российской Федерации.
Органами, не входящий в систему государственной власти являются органы местного самоуправления. Местное самоуправление - одна из форм реализации принадлежащей народу власти. Население муниципального образования осуществляют свою власть, участвуя на референдумах и свободных выборах, а также через своих представителей (глав муниципальных образований и советы местного самоуправления).
В Конституции Российской Федерации отсутствуют положения, в которых упоминается об иерархичности и жесткой подчиненности органов субъектов Российской Федерации федеральным органам власти, но часто в юридической литературе мы встречает понятие вертикаль власти. В вертикальном срезе единство системы государственной власти проявляется в определенной структурной схожести органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов государственной власти. Это говорит о том, что органы центральной власти для своевременного выполнения поставленных задач и эффективности осуществления всего объема полномочий формируют территориальные - республиканские, областные, краевые, городские органы Федеральной службы безопасности, Инспекция федеральной налоговой службы, Региональные управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и другие. В основном осуществление государственной власти по вертикали присуще органам исполнительной власти.
Единство системы государственной власти по вертикали требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти, ориентировались на общие принципы и формы деятельности.
Это единство обеспечивает:
- Особое построение Федерального Собрания Российской Федерации - парламента, являющегося представительным и законодательным органом власти. Одна из палат - Совет Федерации - формируется в основном из двух представителей от каждого субъекта федерации - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти ;
- Установление по всей территории Российской Федерации верховенства Конституции и федеральных законов;
- Принятие федеральных правовых актов, закрепляющих основные принципы организации и деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 77 Конституции Российской Федерации)
- Осуществление федеральными органами государственной власти координационных полномочий; судебный контроль [9, С. 37]
Организация государственной власти в Российской Федерации должна строиться на основе целесообразного единообразия систем государственной власти Федерации и ее субъектов, обеспечивающего соблюдение основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, координации деятельности в сферах совместного ведения, взаимоконтроле и взаимоответственности, единой системе законодательного регулирования, правового и судебного контроля. В целом единство законодательной, исполнительной и судебной власти определяется в Конституции и реализуется на практике с учетом федеративного устройства России. С учетом требований данной формы государственного устройства должен быть обеспечен и соблюдаться принцип единства государственной власти. Для этого следует использовать все возможные способы разрешения вопросов связанные с правовым обеспечением единства системы государственной власти, расширить федеральное, конституционное регулирование по данным вопросам.