Файл: Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ(Основная часть).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
Въезд на территорию России и выезд регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также международными договорами РФ. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранцев паспорт и виза (возможны дополнительные требования. В зависимости от цели въезда в РФ и пребывания в России иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. Государства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд. В соответствии со ст. 1 Соглашения между правительством РФ и правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997 года граждане одного государства могут выезжать и передвигаться по территории другого без виз при наличии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство России или Украины. Упрощенный порядок пересечения границы может предусматриваться для граждан, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, или паспортом моряка, жителей приграничных территории, для туристических групп, участников программ культурных обменов и международных спортивных мероприятий и др.
Теперь вернёмся к депортации.
Депортация (от лат. depotatio-вывоз). Принудительное перемещение лица за пределы государства, другими словами - ссылка, изгнание. Как правило, применяется по отношению к лицам иностранных государств или лицам без гражданства, пребывающим на территории государства без соответствующего разрешения, а также к иным категориям «нежелательных лиц». Административно-восстановительные меры в миграционном праве, прежде всего, проявляются в депортации лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, лишении статуса беженца или вынужденного переселенца в случае предоставления недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия решения, а также в других случаях.
Депортация иностранных граждан (лиц без гражданства) характеризуется следующими особенностями:
- Это мера государственного принуждения, направленная на ограничение прав и свобод иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации.
- Субъектами депортации выступают только иностранные граждане и лица без гражданства.
- Депортация за пределы Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства) осуществляется только на основании решения компетентного органа исполнительной власти.
- Не является видом административного наказания
Депортация применяется как за правомерное, так и за неправомерное деяние (бездействие).
Правом принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации обладают:
1)МВД России
2)ФСБ России
3)Минобороны России
4)Минздравсоцразвития России
4)Росфинмониторинг
5)СВР России
6) Минюст России
7) МИД России
8) ФМС МВД России
Разрешение на временное проживание - документ, предоставляющий иностранному гражданину или лицу без гражданства право на проживание в стране в течение срока его действия и оформленный в установленном законодательном порядке. Разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы. Органами, уполномоченными на выдачу разрешение на временное проживание как правило являются органы внутренних дел и миграционные службы. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года без возможности продления. Государством могут устанавливаться квоты на выдачу такого рода разрешений. РВП выдается иностранцам: ·В пределах квоты- иностранцам, которые выразили желание его получить и вошли в квоту. ·Вне квоты- иностранцу, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в гражданстве СССР или родившемуся на территорий РФ; ·Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына и дочь - граждан РФ; ·Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя гражданина РФ; ·Состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ; ·Осуществившему инвестиции в РФ в установленном Правительством размере; ·Поступившему на военную службу - на срок его военной службы; ·Участнику государственной программы переселения соотечественников, и членам его семьи, переселяющимся с ним; ·Имеющему ребенка-гражданина РФ; ·Имеющему совершеннолетних сына или дочь - граждан РФ, признанных недееспособными или ограниченным в дееспособности; А также: ·Не достигшему возраста 18 лет, который получает данное разрешение вместе с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в первой части списка (п. 2), либо по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина РФ; ·достигшему возраста восемнадцати лет, но признанному в иностранном государстве недееспособным либо ограниченным в дееспособности, который получает данное разрешение вместе с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в первой части списка (п. 2), либо по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина РФ; ·в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Вид на жительство на территории РФ Вид на жительство - документ на право проживания в данном государстве, выдаваемый гражданам иностранных государств. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории РФ, что установлено ст. 8 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в РФ. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительства данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждаются Правительством РФ. Реализую суверенную волю, Россия в законодательном порядке устанавливает основания отказа либо аннулирования вида на жительства (ст. 9). Вид на жительство и разрешение на временное проживание, это документы, позволяющие временно, но законно находится на территории Российской Федерации, они оформляются в федеральной миграционной службе.
Опять возвращаемся, но теперь к ответственности иностранце поговорим более подробней.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк
В соответствии со ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового .
Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации
Выдворение из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не является односложным актом. Оно может осуществляться в нескольких основных формах и зависит от категории иностранного гражданина. При классификации иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране следует учитывать срок пребывания в Российской Федерации (постоянно или временно пребывающие иностранные граждане или лица без гражданства), цель пребывания (туристическая поездка, приглашения родственников или знакомых и т.п.), деликт способность (подлежащие ответственности на общих основаниях с гражданами России и пользующиеся дипломатическим иммунитетом) и другие обстоятельства.
Так, решение о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в нашу страну в качестве туристов или по частным делам и уклоняющихся от выезда из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания, принимает МВД, УВД, ГУВД субъектов Российской Федерации по согласованию с органами Федеральной службы безопасности и при необходимости с МИД России.
Законодательным основанием выдворения являются ведомственные нормативные акты МВД, ФСБ России и других государственных органов, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране.
Письменные ходатайства о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства перед МВД, УВД, ГУВД субъектов Российской Федерации возбуждают министерства, ведомства, образовательные учреждения и иные организации, осуществляющие прием указанных лиц, незамедлительно при наличии к тому оснований. В случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства прибыл в частном порядке или не установлена принимавшая его организация, материалы на выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства оформляются органами внутренних дел по согласованию с органами Федеральной службы безопасности.
Несколько иной порядок выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране. Для их выдворения МВД, УВД, ГУВД субъекта Российской Федерации подготавливает архивное дело иностранного гражданина и лица без гражданства, к которому приобщаются паспорт (взамен выдается справка), справки с места жительства и работы, постановление о выдворении (два экземпляра), утвержденное руководством МВД, УВД, ГУВД субъекта Российской Федерации, в котором излагаются основания выдворения. Эти материалы направляются в МВД России, которое, согласовав вопрос о выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства с органами ФСБ и МИД России, выносит соответствующее заключение. По получении из МВД России указания о выдворении МВД, УВД, ГУВД объявляет лицу о принятом решении, оформляет выездную визу и сообщает о сроке выезда. При вручении визы лицо предупреждается под расписку о том, что в случае невыезда в указанный срок оно будет выдворено в принудительном порядке.
Порядок выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию по служебным, частным и иным делам, немного проще. Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации, согласовав с органами ФСБ материалы, при отсутствии возражений с их стороны принимают решение, которое оформляется путем утверждения руководством МВД, УВД, ГУВД соответствующего заключения. О принятом решении иностранным гражданам или лицу без гражданства, находящимся в России по частным делам, объявляется на личном приеме. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим по иным делам, сообщается решение о выдворении, паспорта и въездные визы вручаются в присутствии представителя принимающей организации в течение 24 часов после вынесения заключения. Иностранные граждане и лица без гражданства предупреждаются под расписку о том, что в случае невыезда в указанный в визе срок они выдворяются в принудительном порядке. Выдворению из Российской Федерации в принудительном порядке подлежат также иностранные граждане и лица без гражданства, которым сокращен срок пребывания в нашей стране за нарушения законодательства о правовом положении иностранных граждан, и злостно уклоняющиеся от выезда в указанный им срок. Выдворение под конвоем (в принудительном порядке) осуществляется в настоящее время только с санкции прокурора.
Данное правило не распространяется на лиц, пользующихся в соответствии с законодательством России и международными договорами Российской Федерации привилегиями и иммунитетами.
Основанием для административного выдворения является также незаконное пересечение Государственной границы РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о привлечении к административной ответственности.
Анализ российского законодательства и административно-юрисдикционной практики свидетельствует, что выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства может выступать как мера административного предупреждения, как мера административного пресечения и как мера административного взыскания. В качестве административно-принудительной меры выдворение выступает, когда, например, выясняется, что иностранный гражданин или лицо без гражданства является душевнобольным, страдает инфекционным заболеванием в тяжелой форме и т.д. В данном случае его выдворение не связано с правонарушением. Оно преследует цель предупреждения инфекционных заболеваний, наступление тяжких нежелательных последствий. Аналогично обстоит дело, когда с учетом выяснения личности иностранного гражданина или лица без гражданства есть основания считать, что они могут причинить ущерб интересам обеспечения государственной безопасности или правопорядку.
В качестве меры пресечения выдворение применяется в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства допускает в течение продолжительного времени систематическое нарушение общественного порядка. Например, когда он по истечении срока пребывания не убывает в свою страну, когда нарушает порядок передвижения и т.д. При таких ситуациях важно приостановить, пресечь антиобщественную деятельность иностранного гражданина и лица без гражданства. Эту роль и выполняют специальные меры административно-правового пресечения. Меры административного пресечения применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы РФ отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы Федеральной пограничной службы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу России. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России из пунктов пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти государства, на территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором России с соответствующим государством. Санкции за совершение административных правонарушений реализуются посредством применения административных взысканий. Их исполнение обеспечивается мерами властно-принудительного характера.