Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Косвенное налогообложение. Сущность и значение
1.1. Понятие и экономическая сущность косвенных налогов
1.2. Теория соотношения косвенного и прямого налогообложения
1.3. Косвенное и прямое налогообложения в РФ
2. Основные косвенные налоги в РФ
2.1. Налог на добавленную стоимость
Однако введение такой нормы не оказало существенного влияния на изменение суммы НДС вычетов (компенсаций), поскольку, согласно имеющимся данным (см. 3), доля оплаты векселями, взаимозачета взаимных требований, товарного обмена в общем объеме оплаченной продукции крайне мала (для крупнейших налогоплательщиков она составляет около 1%) [8, С. 3-7].
Таблица 3. Динамика расчетов оплаченной продукции, выполненных работ и оказанных услуг [4, с.236–238]
Объем оплаченной продукции |
В том числе |
||||||
Денежными средствами |
Другими видами расчетов |
Из них |
|||||
Векселями |
Взаимным зачетом требований |
По прямому товарообмену |
Прочими видами расчетов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2006 г., млрд руб. |
15009,0 |
14347,4 |
661,6 |
210,2 |
376,2 |
10,2 |
65,0 |
Продолжение таблицы 3. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
В % к предыдущему году |
127,4 |
129,4 |
96,1 |
81,2 |
102,2 |
54,4 |
152,2 |
Доля в объеме оплаченной продукции, % |
100 |
95,6 |
4,4 |
1,4 |
2,5 |
0,1 |
0,4 |
2007 г., млрд руб. |
15550,0 |
15366,0 |
184,0 |
18,3 |
134,9 |
4,2 |
26,6 |
В % к предыдущему году |
117,6 |
122,0 |
29,6 |
8,6 |
38,2 |
44,3 |
56,2 |
Доля в объеме оплаченной продукции, % |
100 |
98,8 |
1,2 |
0,1 |
0,9 |
0,0 |
0,2 |
Поступления налога на добавленную стоимость от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в январе-ноябре 2009 года составили 1,086 млрд рублей и увеличились на 10% по сравнению с январем-ноябрем 2008 года. Налог на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе-ноябре 2009 года составил 27 млрд рублей, что на 27% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года [17].
2.2. Акцизы
Акцизы - это разновидность косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену и тариф продукта. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются для ограниченного перечня товаров и играют двойную роль: во-первых, это один из важных источников доходов бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров).
Как и НДС, акцизы являются косвенными налогами, которые повышают цену продукта и поэтому оплачиваются потребителем. Однако если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизу подлежит вся стоимость, включая материальные затраты, в соответствии с Законом РФ "об акцизах" (с изменениями и дополнениями) и Положением от 10 мая 2000 года №61 "О порядке исчисления и уплаты акцизов".
Этот вид налога взимается с довольно широкого ассортимента товаров. Начиная с сентября 1995 года перечень подакцизных товаров и особенно налоговые ставки подвергались наиболее частым корректировкам. Это выражалось в отношении товаров производственно-технического назначения (нефть, в том числе газовый конденсат, продукты переработки углеводородного сырья и природный газ). О роли акцизов в формировании доходов бюджета можно судить по данным таблицы. 1 и диаграммы 1 (см. выше) [17].
Основная функция акцизов-фискальная. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", акцизы являются одним из основных источников доходов федерального бюджета Российской Федерации, поскольку на их долю приходится более 10% всех доходов федерального бюджета.
Акцизы были введены на территории России с 1 января 1992 года Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1993-1"об акцизах".
На основании статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акцизов признаются:
- организации;
- индивидуальный предприниматель;
- лица, признанные налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации акцизом облагаются следующие операции:
- реализация подакцизных товаров, произведенных физическими лицами на территории Российской Федерации, в том числе передача права собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;
- реализация объектов залога и передача подакцизных товаров по договору о предоставлении компенсации или новации;
- использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими сертификат на оптовую или оптово-розничную реализацию;
- получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими сертификат;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные операции в соответствии со статьей 182 главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисленная сумма налога уменьшается на налоговые вычеты, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации. Сумма акциза, подлежащая вычету, должна быть указана в расчетных документах и счетах-фактурах, представленных поставщиком покупателю товара.
Акциз уплачивается исходя из фактической реализации (перечисления) за истекший налоговый период не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту своей регистрации не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Следует отметить, что с введением в действие главы 22 НК РФ "акцизы" правовое регулирование практики применения акцизов в России поднялось на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей налога.
Основные изменения в рамках налоговой реформы произошли в отношении акцизов, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты.
В связи с отменой налога на продажу ГМО с 1 января 2004 года в перечень подакцизных товаров вошли дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 года - прямогонный бензин.
В 2001-2002 годах была проведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 года изменился порядок их уплаты, то есть в первую очередь по месту потребления. При разработке такого механизма уплаты налогов ставилась задача контролировать объем реализации нефтепродуктов через АЗС региональными властями с учетом того, что часть этих акцизов должна поступать в территориальные дорожные фонды. Однако результаты первых двух месяцев 2003 г. получилось "печально": продавцы нефтепродуктов не спешат брать справку из налоговых органов и платить налог (это можно сделать добровольно), акцизы по-прежнему поступают только с нефтеперерабатывающих заводов (производителей), расположенных лишь в нескольких регионах России. Иными словами, Схема равномерного распределения при поступлении акцизов на нефтепродукты на территории России не работает, что приводит к серьезным трудностям для большинства регионов РФ по обеспечению доходов территориальных дорожных фондов [12].
Экономический смысл акциза на газ теперь утрачен. Акциз уплачивается в основном производителями газа по единой ставке, что фактически приравнивает его к налогу на добычу полезных ископаемых, хотя объектом налогообложения формально признается не добытый газ, а его реализация. Ставка акциза на газ устанавливается как контрольная сумма средств, установленная законом, взимаемая с определенного количества проданных товаров, так и в процентах от стоимости проданного газа и не зависит от финансовых результатов деятельности компаний, поставляющих газ. Установление конкретной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа позволит упростить налогообложение и обеспечить предсказуемость налоговых поступлений при добыче природного газа. Также предусматривается замена действующей адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата на конкретную ставку.
Поступления от консолидированной группы акцизов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009 года составили 74 млрд рублей и снизились на 35% по сравнению с январем-ноябрем 2008 года.
Снижение поступлений консолидированной группы акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменениями законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла уплачиваются в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации [17].
2.3. Таможенные пошлины
Акцизы - это разновидность косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену и тариф продукта. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они устанавливаются для ограниченного перечня товаров и играют двойную роль: во-первых, это один из важных источников доходов бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров).
Как и НДС, акцизы являются косвенными налогами, которые повышают цену продукта и поэтому оплачиваются потребителем. Однако если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизу подлежит вся стоимость, включая материальные затраты, в соответствии с Законом РФ "об акцизах" (с изменениями и дополнениями) и Положением от 10 мая 2000 года № 61 "О порядке исчисления и уплаты акцизов".
Этот вид налога взимается с довольно широкого ассортимента товаров. Начиная с сентября 1995 года перечень подакцизных товаров и особенно налоговые ставки подвергались наиболее частым корректировкам. Это выражалось в отношении товаров производственно-технического назначения (нефть, в том числе газовый конденсат, продукты переработки углеводородного сырья и природный газ). О роли акцизов в формировании доходов бюджета можно судить по данным таблицы. 1 и диаграммы 1 (см. выше) [17].
Основная функция акцизов-фискальная. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", акцизы являются одним из основных источников доходов федерального бюджета Российской Федерации, поскольку на их долю приходится более 10% всех доходов федерального бюджета.
Акцизы были введены на территории России с 1 января 1992 года Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1993-1"об акцизах".
На основании статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акцизов признаются:
- организации;
- индивидуальный предприниматель;
- лица, признанные налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации акцизом облагаются следующие операции:
- реализация подакцизных товаров, произведенных физическими лицами на территории Российской Федерации, в том числе передача права собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;
- реализация объектов залога и передача подакцизных товаров по договору о предоставлении компенсации или новации;
- использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими сертификат на оптовую или оптово-розничную реализацию;
- получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими сертификат;;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные операции в соответствии со статьей 182 главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисленная сумма налога уменьшается на налоговые вычеты, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации. Сумма акциза, подлежащая вычету, должна быть указана в расчетных документах и счетах-фактурах, представленных поставщиком покупателю товара.
Акциз уплачивается исходя из фактической реализации (перечисления) за истекший налоговый период не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту своей регистрации не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Следует отметить, что с введением в действие главы 22 НК РФ "акцизы" правовое регулирование практики применения акцизов в России поднялось на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей налога.
Основные изменения в рамках налоговой реформы произошли в отношении акцизов, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты.
Таможенные пошлины (англ. таможенные пошлины – косвенный налог, являющийся обязательным платежом в России, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Налогообложение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе". Основанием для исчисления таможенной пошлины является таможенная стоимость товаров.