Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таможенные пошлины выполняют как фискальные функции (то есть являются источником государственного бюджета, регулируют импорт и экспорт товаров, защищают интересы внутреннего рынка, влияют на торговлю и платежный баланс), так и регулирующие функции.

Таможенная пошлина была введена на территории России с 1 января 1992 года Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1" об основах налоговой системы в Российской Федерации " [15, С. 143-144].

На основании статьи 6-11 закона О таможенном тарифе приведем таблицу. 3 система таможенных пошлин Российской Федерации.

Таблица 3. Виды таможенных пошлин

Род пошлин

Вид пошлин

Порядок применения

Сезонные пошлины

Сезонные пошлины

При установлении этих пошлин ставки таможенных пошлин, предусмотренные ТТ РФ, не применяются.

Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Особые пошлины

Специальные пошлины

Эти пошлины применяются:

- в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Род пошлин

Вид пошлин

Порядок применения

Особые пошлины

Антидемпинговые пошлины

Эти пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины

Эти пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

При пересечении таможенной границы взимаются различные таможенные платежи: таможенная пошлина; НДС; акцизы; сбор за выдачу лицензий и возобновление их действия; сбор за выдачу квалификационного аттестата на таможенное оформление и возобновление его действия; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за сопровождение товаров; сборы за информирование и консультирование по таможенным вопросам; сбор за принятие предварительного решения; сбор за участие в таможенных торгах.


В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, вступления во Всемирную торговую организацию возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. Главной особенностью таможенной политики государства является ее многофункциональность, учитывающая такие основные задачи, как обеспечение рационального соотношения импорта и экспорта товаров, поддержка интересов отдельных отраслей, рационализация товарной структуры импорта, увеличение поступлений в федеральный бюджет, обеспечение равных условий конкуренции, защита экономической безопасности государства [18].

3. Совершенствование косвенного налогообложения

Несовершенство налоговой системы является одним из факторов, препятствующих развитию экономики и предпринимательства.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения является негативным стереотипом в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса в налоговой структуре в пользу инфляционных налогов, регрессивных по отношению к доходам потребителей, которые являются косвенными налогами на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, являясь ценообразующим фактором, снижают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что приводит к снижению налоговых поступлений [12] (см. диаграмма 2).

Диаграмма 2. Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе – ноябре 2008 – 2009 гг. [15]

При неблагоприятном общем налоговом режиме растут теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика ориентирована в первую очередь на фискальные цели, без должного выполнения задач стимулирования и регулирования экономики.

Нгуен Сюань Тхан пишет в книге" методологические подходы к формированию налоговых доходов бюджета: зарубежный опыт", что, несмотря на множество способов и методов прогнозирования доходов бюджета, они, как правило, являются результатом совершенствования общеизвестных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе за счет органичного сочетания нескольких методов, которые России следует учитывать.


В целях устранения всех налоговых барьеров на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную налоговую систему Правительством Российской Федерации определены приоритетные направления налоговой политики:

  • создание стабильной и понятной налоговой системы;
  • создание стимулов для увеличения собираемости налогов;
  • создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
  • усиление доходной части бюджета.

Разработка проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялась на основе результатов бюджетной политики, достигнутых в 2000-е годы, а также перспективных направлений развития бюджетной системы, направленных на повышение ее сбалансированности. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года" утверждена прогнозная сумма доходов федерального бюджета в размере 6644,4 млрд рублей.

Прогнозируемое изменение значения основных макроэкономических показателей в 2008 году окажет положительное влияние на формирование доходов федерального бюджета, а также на изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Так, с 1 января 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ налоговый период по НДС устанавливается для всех налогоплательщиков (в том числе налогоплательщиков, являющихся налоговыми агентами). Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года" - Статья 11.

Предусмотрена ежегодная индексация ставок акцизов, ставшая традиционной. Индексация коснется тарифов на следующие виды подакцизных товаров: алкогольные напитки (в том числе вина), алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво, табачные изделия и легковые автомобили.

По своим размерам основными источниками доходов федерального бюджета являются: НДС, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых( НДПИ), налог на прибыль организаций. На их долю приходится около 85% всех доходов бюджета.

Поступления НДС в федеральный бюджет составят:

В 2008 году-2168,5 млрд рублей, в том числе НДС на товары, ввезенные на территорию РФ, - 872,3 млрд рублей.

В 2009-2797 млрд руб., в том числе НДС на товары, ввезенные на территорию РФ, - 1006,4 млрд руб.

В 2010 году-3221,7 млрд рублей, в том числе НДС на товары, ввезенные на территорию РФ, - 1149,4 млрд рублей.

При планировании поступлений НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, учитывались особенности исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.


В основном расчет поступлений НДС основывается на определении размера следующих показателей: суммы налога (в 2008 году - 16 101,7 млрд руб.), исчисленной исходя из валового дохода налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период (общая сумма налоговых вычетов в 2008 году составила 14 860 руб.). 6 млрд руб.). При этом налоговые вычеты группируются по соответствующим критериям.

Во-первых, это налоговые вычеты, производимые подрядчиками при капитальном строительстве. Расчетная сумма налоговых вычетов по данной группе в 2008 году определена в размере 270,2 млрд рублей.

Во-вторых, налоговые вычеты по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью налогоплательщиков. Сумма налоговых вычетов в 2008 году составила 1199 рублей. 9 млрд руб.; по операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт, - 672,1 млрд руб.

В-третьих, самой крупной и разнообразной группой по своему составу являются прочие налоговые вычеты, которые составили 13 390. 5 млрд рублей в 2008 году.

При исчислении НДС, помимо налоговых вычетов, уменьшающих налоговые поступления в бюджет, учитываются также суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового режима - "система налогообложения при реализации соглашений о разделе продукции". В 2008 году возмещение НДС при исполнении соглашений по разделу продукции оценивается в $ 6,7 млрд.

В связи с изменениями налогового законодательства и введением ежеквартальных налоговых платежей в 2008 году возникли дополнительные убытки в размере 228,7 млрд рублей.

Кроме того, при прогнозировании НДС учитывается поправочный коэффициент, который отражает средний уровень собираемости, сложившийся за предыдущие годы.

Основными направлениями таможенной политики России на 2008-2010 годы являются совершенствование:

  • таможенная администрация;
  • таможенная политика в отношении таможенных платежей;
  • таможенных и тарифных мер.

Основным направлением таможенной политики в части таможенных платежей является совершенствование администрирования таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Задачей, направленной на совершенствование администрирования таможенных платежей, является усиление таможенного администрирования контроля за обоснованностью применения льгот по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении товаров, а также контроля за использованием товаров в целях, для достижения которых предусмотрены такие льготы, для достижения которых требуется совершенствование систем учета данных льгот и ежемесячного мониторинга их применения. В части таможенных платежей за таможенное оформление в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в соответствии с решениями Комиссии Правительства Российской Федерации при Всемирной торговой организации и взаимодействием Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития и Министерством финансов совместно с Министерством экономического развития и Федеральной таможенной службой России ведется работа по дальнейшему совершенствованию порядка определения ставок таможенных платежей за таможенное оформление с учетом норм и правил Всемирной торговой организации. В частности, планируется переход на фиксированные ставки таможенных пошлин за таможенное оформление, определяемые исходя из уровня затрат на оказание услуг по таможенному оформлению товаров с учетом их общей финансовой оценки.


Важным направлением таможенной политики в части таможенных платежей является создание эффективной системы обеспечения их уплаты. С этой целью в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006-2008 годы и плана мероприятий по административной реформе в Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789 - Р, разработаны административные регламенты Федеральной таможенной службы по выполнению государственной функции ведения реестра банков и иных кредитных организаций, имеющих право на выдачу банковских гарантий по уплате таможенных платежей. Одним из основных направлений таможенной политики на 2008-2010 годы является совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования. Успешное решение этой задачи будет напрямую зависеть от четкости и последовательности действий министерств и ведомств, уполномоченных в области экономической политики. В 2008-2010 годах ставки ввозных таможенных пошлин будут постепенно снижаться. С учетом выполнения обязательств по снижению ставок ввозных таможенных пошлин в связи со вступлением России в ВТО средневзвешенные ставки таможенных тарифов будут составлять:

  • в 2008 году-10,9%;
  • в 2009 году он составлял 10,1%;
  • в 2010 году-8,9% (по сельскохозяйственной продукции-18%, по промышленной продукции-7,6%).

Дальнейшее снижение или обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на современное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при сохранении высоких ставок ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями, нуждающимися в поддержке и защите на государственном уровне по объективным причинам. Институт специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер может стать одним из наиболее эффективных способов поддержки отечественного агропромышленного комплекса и соответствующих отраслей российской промышленности. Активизация этого инструмента зависит от инициативы самих производителей.

Утверждение федерального бюджета на три года в виде закона, несомненно, имеет ряд преимуществ по сравнению с долгосрочным финансовым планом, который по своему правовому статусу является скорее справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные прогнозы. Во-первых, закон предусматривает гарантии реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, это повышает ответственность органов власти за выполнение своих функций [20].