Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямой индексации по уровню инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объем косвенных налоговых поступлений в бюджетную систему. Динамика поступлений прямых налогов напрямую не связана с темпом инфляции – поступления налога на прибыль и налога на прибыль могут либо отставать от темпа инфляции, либо опережать его, в зависимости от динамики облагаемых статей и характера установленных ставок (прогрессивного или пропорционального налогообложения).

Следует также отметить, что доминирование отдельных видов налогообложения (прежде всего роли прямых и косвенных налогов) также отражает общую политическую ориентацию государства. Считается, что чем выше уровень демократичности государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджета. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократии в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае прямых налогов граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. В то же время они формируют более активную позицию относительно контроля со стороны государства за использованием полученных им средств. Когда налоговые поступления обезличены (как в случае с косвенными налогами) и граждане более равнодушны к использованию бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя себя неуправляемыми обществом, ведут себя более безответственно.

В российской налоговой системе в целом, хотя и нет явного доминирования косвенных налогов, их роль очень велика. Косвенные налоги играют важную роль в формировании доходов федерального бюджета. Это обстоятельство, с одной стороны, приводит к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой стороны, объективно снижает уровень контроля за использованием этих средств обществом в целом и его отдельными гражданами.

Таким образом, в российской налоговой системе активно используются как основные косвенные налоги, известные миру (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество). Ключевую роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а при формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов – прямые [19].

2. Основные косвенные налоги в РФ


2.1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это форма изъятия части добавленной стоимости в бюджет, где добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных к расходам.

НДС относится к федеральным налогам, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и подлежат уплате на всей территории России. Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, поскольку конечным плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог, НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. НДС широко применяется на практике в западных моделях экономических систем и играет важную роль в регулировании товарного спроса. Роль НДС в бюджетной системе России можно оценить по таблице 1 и диаграмме 1.

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета за 2004-2007 гг. (%от общего объема доходов) [8]

Виды поступлений в бюджет

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Налог на прибыль

7,0

7,1

6,5

6,0

НДС

31,2

35,0

26,9

29,0

НДПИ

12,4

14,4

18,3

18,0

Акцизы

6,0

2,6

1,8

2,2

Таможенные пошлины

23,2

25,3

35,7

33,8

Неналоговые доходы

5,0

2,9

2,9

3,1

ЕСН

14,1

5,2

4,7

4,4

Прочие доходы

0,8

7,2

2,9

6,6

Итого

100

100

100

100

Диаграмма 1. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2009 года (в %) [15]

НДС был введен в России с 1 января 1992 года Законом РФ от 6 декабря 1991 года № 1992-1" о налоге на добавленную стоимость " и заменил собой налог с оборота и налог с продаж.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДС признаются:


  1. организации;
  2. индивидуальный предприниматель;
  3. лица, признанные налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Не являться:

  1. организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
  2. организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности (за исключением случаев, когда они являются налоговыми агентами).

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения по НДС признаются следующие операции:

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по договору об оказании компенсационных или инновационных услуг. Следует отметить, что передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).);
  2. передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд на территории Российской Федерации, расходы на которые не подлежат вычету (в том числе за счет амортизационных отчислений) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации [15, С. 59-61].

Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение НДС производится по ставкам части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Часть II от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (в ред. от 17.05.2007 г.):

  • 0% - для товаров, вывозимых под таможенным режимом экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, и др.;
  • 10% - на продукты питания, согласно перечню, установленному кодексом, товары для детей, периодические издания, медицинские изделия;
  • 18% - для других продуктов.

НДС, несмотря на снижение его величины в доходах консолидированного бюджета по сравнению с 2002-2003 гг. (В 2002-2003 гг. доля НДС в доходах консолидированного бюджета составляла более 21%, в 2007 г. – 17,1%), по– прежнему играет важную роль в формировании доходов федерального бюджета: в 2007 г. НДС составлял более 29% всех доходов федерального бюджета, а в первые девять месяцев 2008 г.-около 23% [13, с. 203; январь-сентябрь. - с. 214].


В то же время в последние годы наблюдается достаточно устойчивая тенденция, при которой темпы роста отчислений опережают темпы роста начислений и которая вызывает у экспертов обоснованные опасения. Кроме того, НДС остается наиболее сложным налогом для администрирования, о чем свидетельствует большое количество налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, а также большое количество умышленных и непреднамеренных ошибок, допущенных налогоплательщиками при исчислении и уплате НДС.

Как показывает российская практика, до 2007 года особенно много проблем возникало при возмещении НДС при реализации товаров (услуг, работ), облагаемых по ставке 0%, и, в частности, при экспортных операциях. В то же время налогоплательщики-экспортеры часто выражали недовольство тем, что они считали необоснованными отказами в возмещении НДС, длительными сроками погашения, отвлекающими финансовые ресурсы от оборота, и внушительным набором документов, необходимых для подтверждения права применения налоговой ставки 0%. Однако именно при возмещении НДС недобросовестные налогоплательщики имеют возможность для злоупотреблений и мошенничества, в том числе путем фиктивного экспорта, искажения данных в документах при осуществлении экспортных операций, искусственного завышения цен при закупке товаров.

С 2007 года осуществляется переход от отдельной налоговой декларации по НДС по операциям по ставке 0% к единой налоговой декларации по НДС [8, С. 3].

По данным Росстата, в 2007 году индекс физического объема экспорта составил 104,5%, а индекс средних цен на экспортируемые товары-111,9% [4, с. 118]. Корректируя сумму НДС, заявленную к возмещению в 2006 году (933,3 млрд руб.) По обоим показателям, получаем, что в 2007 году при сохранении прежнего порядка возмещения НДС сумма налога, заявленная к возмещению по ставке 0%, должна была составить 1091,4 млрд руб. Таким образом, расчетное значение оказалось выше фактических значений (843,9 млрд руб.) на 29,3%.

К сожалению, из-за отсутствия статистических данных расчет не учитывал временной лаг между фактическим вывозом и моментом, когда сумма налога была признана к возмещению.

Полученные оценки дают основание полагать, что при переходе к единому налоговому декларированию в общем порядке вычеты уменьшают сумму НДС, подлежащую вычету по приобретенным товарам (работам, услугам) в отношении операций, облагаемых налогом по ставке 0%, по сравнению с более ранним порядком предоставления справедливой компенсации по тем же операциям, которые повлияли на увеличение исчисления НДС.


Как известно, в Российской Федерации применяется "зачетная" схема взимания НДС, согласно которой в бюджет поступает разница между налоговыми начислениями и вычетами по приобретенным товарам (работам, услугам). В развивающейся экономике налоговые отчисления и отчисления должны расти пропорционально. Однако с 2005 года наметилась тенденция опережать темпы роста отчислений относительно темпов роста начислений. Этот рост составил 0,6 процентного пункта в 2005 году, 6,6 процентного пункта в 2006 году и 5,7 процентного пункта в 2007 году (см. таблицу). 2).

Таблица 2. Соотношение темпов роста начислений и отчислений [2, с.5]

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, млрд руб.

6442,6

8755,3

12 369,8

15 621,7

в % к предыдущему году

135,9

141,6

126,0

Налоговые вычеты, млрд руб.

5410,3

7384,6

10 944,7

14 413,1

в % к предыдущему году

136,5

148,2

131,7

Опережение темпов роста вычетов относительно темпов роста начислений, процентный пункт

0,6

6,6

5,7

НДС был введен в России с 1 января 1992 года Законом РФ от 6 декабря 1991 года № 1992-1" о налоге на добавленную стоимость " и заменил собой налог с оборота и налог с продаж.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДС признаются::

Исходя из этих данных, можно определить, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом темпы роста отчислений относительно темпов роста начислений снизились на 0,9 процентных пункта.

На уменьшение суммы вычетов по НДС может повлиять введение с 1 января 2007 года Федеральным законом от 22.07.2005 n 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах" нового порядка предоставления вычета (возмещения) сумм налога при осуществлении бартерных сделок, взаимозачетов требований налогоплательщиков по налогам и сборам., при использовании в расчетах ценных бумаг, согласно которым обязательным являлось требование уплаты НДС наличными деньгами при приобретении товаров (работ, услуг).