Файл: Теории происхождения государства (Цивилизационный подход к возникновению государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, мы можем сделать следующие выводы. Аристотель гораздо более других современных ему греческих историков стремился раскрыть внутреннюю историю Афин.

Вместе с тем, Аристотель достаточно четко показывает свои политические вкусы и симпатии. По прочтении «Афинской политии» становится очевидно, что философ тяготеет к умеренной республике. Аристотель в процессе своего исторического исследования даже не старается избавиться от субъективности. Например, он очень явно демонстрирует свою симпатию к Солону, тогда как личности Фемистокла уделяет слишком мало внимания (потому, что Фемистокл тяготел к «крайней демократии», вызывавшей резкое осуждение Аристотеля). В целом, вождей демоса Афин Аристотель характеризует в негативном аспекте. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать о антидемократической позиции самого философа, отразившейся в трактате «Афинская полития».

И несмотря на все это, как исторический документ «Афинская полития» представляет особенную ценность, поскольку в этом трактате история Афин излагается наиболее систематически, здесь встречаются очень разнообразные и интересные исторические сведения. Как отмечают многие историки (В.П. Бузескул, А.И. Доватур, С.И. Радциг и Л. Дойель), «Афинская полития» позволяет в значительной степени расширить наши представления о важнейших вопросах из истории Афин.

Государство Аристотель понимает в качестве некоего «вида общения» между всеми членами общества. Государство является только одной, высшей формой общения между людьми. В пределах государства наблюдается существование целой системы иных социальных отношений со своими особыми целями и специфическими путями развития. Возникновение каждого частного вида общения происходит в целях достижения какого-либо блага. В экономических отношениях Аристотель выделяет только социальные формы общения и разделяет их на три вида: 1) общение в границах отдельной семьи, или «дома»; 2) общение в смысле ведения хозяйственных дел; 3) общение для обмена благами.

Все экономические отношения направлены на достижение выгоды. Государство существует «не просто ради существования, но скорее ради благой жизни»[17]. Природа государства, согласно Аристотелю, стоит «впереди» природы семьи и индивида: необходимо, чтобы целое предшествовало своей части. Государство представлено отдельными лицами, «ойкосами» (семьями) и селениями. Однако далеко не все отдельные лица принадлежат к составу государства. К нему не принадлежат, как считал Аристотель, рабы. Институт рабства занимает особое место в учении Аристотеля. И это не случайно, поскольку в эпоху Аристотеля отношения рабовладения представляли собой большой вопрос в общественной мысли[18].


Исследователи отмечают, что идеи Платона и Аристотеля, а особенно патриархальная теория Аристотеля сыграли большую роль в развитии политико-правовых учений Нового времени. Именно в этот период античные идеи становятся наиболее актуальными в правовой сфере[19].

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».

Государство «вечно, как сам Бог, а государь наделяется Богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя»[20].

Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. В его учении о «двух градах» идея теократии достаточно хорошо разработана. Как отмечал Августин, ни в одном «земном граде» (т.е. государстве) нет и не может быть справедливости, поскольку государство похоже на «шайку разбойников». Августин поверг критике все государства, которые существовали в то время. Этим государствам он противопоставлял церковь, поскольку церковь является идеальным «небесным» сообществом, духовной общиной верующих. Иными словами, Августин говорил о том, что церковь имеет право на то, чтобы вмешиваться в государственные дела[21].

Человечеством в историческом процессе образуются два «града»: светское государство является царством зла и греха (прототип - Рим) и государство Божие представлено христианской церковью[22].

«Град земной» и «Град Небесный» являются символическим выражением двух видов любви, борьбы между эгоистическими («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральными («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивами[23].

Достоинства теории заключаются в том, что она способствует усилению духовного начала в обществе, объединению граждан, препятствует насилию. Однако по сути теологическую теорию трудно назвать научной. Как отмечает И. Петров, теологическая теория преимущественно опирается на веру, научных аргументов в ней практически нет. Золотой век данной теории прошел, однако она по-прежнему не утратила своей актуальности[24].

Одной из первых теорий, которая объясняла природу государства естественно-историческими причинами, заключенными в человеческой природе, получила название естественно-правовой. Например, Цицерон полагал, что для человека естественно стремление к общению, к жизни в обществе, за счет чего и возникает государство[25].


Согласно теории договорного происхождения государства и права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.) государство и право – это продукт человеческого разума, а не воли Бога. То есть, появление государства и права стало возможным благодаря сознательным действиям людей, которые заключили договор о создании государства и учреждении законов (софисты, Эпикур). Данная концепция оформилась в XVII–XVIII вв., получив название теории договорного происхождения государства и права. Люди выходят из «естественного» (догосударственного) состояния, затем на определенных условиях объединяются в государство. Эти условия оговариваются в договоре, который заключается на добровольной основе, на основе взаимного согласия[26].

Т. Гоббс (1588-1679) – это один из родоначальников материализма Нового времени. Политическую справедливость согласно философии Т. Гоббса невозможно себе вообразить без того, чтобы существовало добровольное ограничение прав и свободы граждан, а также передача части этих прав и свобод государственным органам и государю. Основой принципов политической справедливости является принцип абсолютности власти государства по отношению к своим подданным, этой власти граждане должны повиноваться безусловно. Повиновение законам государства - это есть основа политической справедливости и её залог.

Также необходимо заметить, что существование политической справедливости, согласно философии Т. Гоббса, невозможно без заботы правителя (государя) о благе своего народа, поскольку благо народа выступает в качестве высшей цели существования государства.

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704). Вместе с тем, в концепциях общественного договора Гоббса и Локка все же есть общие черты[27].

Впервые в истории Дж. Локк доказал, что королевская власть не носит божественного начала, что она придумана имущими людьми и их пособниками для защиты их интересов. Им была разработана теория происхождения государства. Суть ее в том, что идеальной является жизнь людей в их естественном состоянии, где жизнедеятельность и взаимоотношения между людьми строились в соответствии с законами природы. В естественном состоянии все люди имели равные права, в том числе на свободу, труд и собственность. Все люди были равны потому, что они предназначались для пользования всеми благами природы. Это естественное равенство Дж. Локк рассматривал как равное право каждого на свою природу без всякого подчинения другому.


Дж. Локк являлся сторонником теории общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк полагал, что разделение властей является важным и необходимым способом достижения социально-политических задач либерального направления.

Дж. Локк полагал, что государство является совокупностью людей, которые объединились для того, чтобы установить общий закон, создать судебные инстанции для решения ситуаций конфликтного характера.

Локком отстаивалась договорная теория происхождения государства и теория «естественного права», он доказывал, что люди первоначально жили в естественном состоянии и были свободными и равными.

Основная цель государства заключается в защите естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. И здесь Локк также немного отклоняется от концепции Гоббса. Гоббс считал, что власть государства над обществом носит абсолютный характер. В теории Локка государство обладает только лишь частью естественной свободы людей. Функция государства является преимущественно защитной. Абсолютная произвольная власть государству не принадлежит.

Таким образом, в прошлом сложились совершенно различные теории происхождения государства. Каждая теория имеет как свои достоинства, так и недостатки, но все же, эти теории отражают те или иные объективные законы и причины возникновения и развития государств. Некоторые теории не потеряли своей актуальности до настоящего времени, в частности, речь идет об естественно-правовой, патриархальной теориях возникновения государства.

2.2.Другие теории происхождения государства

Одной из распространенных концепций, изучающей те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство является продуктом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Спенсер сравнивал естественный отбор в природе и общественную жизнь.

Теория насилия, главным представителем которой является Л. Гумплович, полагает, что государство является результатом насилия, вражды, завоевания одних народов другими. Насилие - это первооснова любого государства[28].


Материалистическая (марксистская) теория рассматривала государство как результат непримиримости классовых противоречий[29].

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса[30].

В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены.

Учение о государстве и значении революции было последовательно изложено В.И. Лениным в его работе «Государство и революция». В первую очередь, следует сказать об огромной роли данной работы Ленина в развитии идеологии партии большевиков. На основе основных положений К. Маркса и Ф. Энгельса Ленин развивает теорию о государстве и революции, представляя революцию как средств достижения целей, поставленных пролетариатом.

В государстве Ленин в первую очередь акцентировал внимание на его классовой сущности, рассматривал предпосылки его появления, охарактеризовал роль государства в классовом обществе в качестве орудия диктатуры эксплуататорских классов. Как отмечал Ленин, несмотря на разнообразие форм современного буржуазного государства, их суть сводится к реализации диктатуры буржуазии. В.И. Ленин считал, что пролетариату посредством революции нужно будет уничтожить старое буржуазное государство, создать государство нового, высшего типа, которое будет основано на диктатуре пролетариата. В.И. Ленин принципиально отвергает идею о том, что капиталистическое общество может преобразовываться и совершенствоваться постепенно, без революции. Будущее буржуазных учреждений Ленин видел в их превращении в орудие пролетариата.

Лениным вслед за Марксом и Энгельсом были выделены две фазы коммунистического общества, он показал, что переход от одной фазы к другой требует строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства. Отмирание государства Ленин связывает с построением коммунизма, с преодолением противоположности между физическим и умственным трудом, между городом и деревней, с процессом слияния наций. Итак, государство Ленин называет продуктом непримиримости классовых противоречий.