Файл: перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и кредитно-финансовыми институтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 году правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив 3,3 млрд. дол. США.

В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях» и двусторонних соглашений о заимствованиях, покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США (за период 2005-2008 гг.). В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 г. – Резервный фонд).

Совет директоров Банка России 20 февраля 2017 г. согласился с пролонгацией Новых соглашений о займах (New arrangements to borrow, NAB) на срок до 22 ноября 2022 г.

В связи с истечением срока действия двусторонних кредитных соглашений, большая часть которых была заключена во второй половине  2012 - начале 2013 гг., МВФ в августе 2016 г. продлил действия программы двусторонних кредитов до конца 2019 г., с возможностью пролонгации до конца 2020 г. В этой связи Совет директоров Банка России 20 февраля 2017 г. принял решение согласиться с заключением нового двустороннего кредитного соглашения на сумму до 10 млрд. долл. США (около 7,37 млрд. СДР). 31 марта 2017 г. Банк России направил официальное письмо на имя К. Лагард, в котором сообщил о принятом решении.

В 2010 г. на Сеульском саммите «Группы двадцати» была инициирована реформа МВФ и международной финансовой архитектуры в целом. Пакет реформ включал следующие важнейшие элементы: удвоение уставного капитала МВФ с перераспределением относительных квот и голосов от развитых стран к развивающимся и государствам с формирующимися рынками, принятие поправки к Уставу МВФ о переходе к полностью выбираемому Совету директоров, а также пересмотр формулы расчета страновых квот. Однако поставленные задачи не могли быть реализованы до последнего времени из-за отказа парламентов ряда стран, в первую очередь США, ратифицировать необходимые документы. В конце декабря 2015 г., после 5-летней «паузы», Конгресс США принял соответствующие бюджетные законопроекты. К настоящему моменту вступило в силу решение об удвоении объемов имеющихся в распоряжении МВФ ресурсов (с 329 млрд.долл. до 659 млрд.долл.), а также пересмотрены квоты для адекватного отражения веса акционеров в управлении МВФ.


После проведения реформы доля стран БРИКС в Фонде увеличилась на 3,46 %, до 14,89 %, а голосов – до 14,17 %, максимально приблизившись к пороговому показателю (15 %), когда можно использовать право вето по вопросам, связанным с изменением уставных документов. В то же время следует отметить, что для одобрения программ кредитования стран-членов по-прежнему требуется простое большинство голосов.

В начале сентября 2017 г. Совет директоров МВФ обсудил два взаимосвязанных вопроса, касающихся 15-го пересмотра квот МВФ: о реформе формулы расчета квот стран-членов МВФ и о необходимом и достаточном размере финансовых ресурсов МВФ. Дискуссия показала, что развитые страны фактически стремятся сохранить статус-кво, в то время как развивающиеся государства настаивают на решениях, которые приведут к увеличению размера капитала МВФ и перераспределению квот в пользу недопредставленных стран, прежде всего Китая и Индии. По мнению развивающихся стран, нынешняя квотная формула неудовлетворительна и должна быть существенно пересмотрена, особая роль при расчете квоты должна отводиться показателю ВВП, особенно ВВП по паритету покупательной способности, при этом указывается необходимость уменьшения относительного веса openness, и отказа от variability.

Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время – Министр финансов А.Г. Силуанов, Заместитель управляющего – председатель Банка России Э.С. Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин.

С начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот (quota shares) по состоянию на 2017 г. составляет 12,9 млрд. СДР (2,71 %). Доля (количество) голосов (voting shares) России в Фонде – 2,59 %.

1.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка

МБРР был создан в 1944 г. и на начальном этапе своего существования оказывал содействие в послевоенном восстановлении. На сегодняшний день Международный банк реконструкции и развития входит в состав Группы Всемирного банка и представляет собой головное учреждение в его структуре. Членами Банка являются 188 стран. Банк располагает многопрофильным и разнообразным по своему составу штатом сотрудников, в том числе экономистов, экспертов по вопросам государственной политики, отраслевых экспертов и социологов. Штаб-квартира расположена в Вашингтоне. Организация насчитывает более 120 представительств по всему миру, свыше трети сотрудников Всемирного банка работают в постоянных представительствах Банка в странах[6].


На официальном сайте Банка декларируется, что МБРР предоставляет развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты в таких областях как образование, здравоохранение, государственное управление, инфраструктура, развитие финансового и частного секторов, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и управление природными ресурсами. Некоторые из проектов Банка могут софинансироваться правительствами, другими многосторонними организациями, коммерческими банками, экспортно-кредитными агентствами и частными инвесторами. Также предоставляется финансирование или управление финансами через траст-фонды, совместно с двусторонними и многосторонними донорами. Многие партнеры обращаются к Банку за помощью в управлении инициативами, направленными на решение широкого спектра вопросов в развивающихся регионах.

Объемы, сроки, проценты кредитов МБРР обусловлены особенностями кредитуемой программы. МБРР, как правило, предоставляет кредиты с определенными условиями. Кредиты банка обязаны гарантироваться правительствами государств-участников. Кредиты выделяются с процентной ставкой, которая изменяется каждые полгода. Кредиты выдаются, в основном,
на 20 лет, а отсрочка платежей по основному объему кредита составляет 3–5 лет.

Нужно подчеркнуть, что Банк перекрывает своими кредитами только 30 % цены объекта, притом наибольший процент кредитов идет в инфраструктуру: энергетику, связь, транспорт[7].

Рисунок 1 - Кредиты и банки МБРР по секторам, %

Таким образом, МБРР создан для кредитования и реализации конкретных проектов в реальной экономике.

Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка, в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 году. Опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.

Взаимоотношения МБРР и России довольно часто осложнялись на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.


Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

Размеры паев государств-членов не одинаковы. Наибольшей процентной долей акций, причем, с большим отрывом (16,51 %) обладает США, на втором месте Япония (9,8 %), на третьем Германия (4,51 %). Россия в данном списке занимает лишь 8 место (2,79 %). Размеру паев соответствует количество голосов страны в руководящих органах МБРР.

Согласно уставу, для принятия наиболее принципиальных, стратегических решений, требуется получить не менее 85 % голосов акционеров Всемирного банка. Это положение дает возможность США заблокировать принятие не устраивающих их решений.

Приоритетными целями кредитов являются: приватизация, либерализация торговли, реформы образования и здравоохранения, инвестиции в объекты инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи), а также развитие сельского хозяйства. Предоставляя такого рода кредиты, банк дает государству-заемщику рекомендации по вопросам экономической политики, предъявляет требования.

К навязываемым требованиям относятся: ослабление государственного воздействия на экономику, реформы в области государственных финансов, либерализация цен и отмена их контроля, стимулирование экспорта, опора на частный капитал в развитии экономики.

Получение прибыли не является основным мотивом в деятельности Всемирного банка. Однако он неизменно сводит свой баланс с прибылью.

Обращает на себя внимание, что среди десяти стран, на которые Всемирный банк потратил наибольшие ресурсы за всю свою историю, проекты для России были самыми дорогостоящими.

Это означает, что проекты, реализованные в России, были самыми масштабными и затратными. В 1990-е гг. на деньги Всемирного банка, в том числе МБРР, в России были проведены приватизация, земельная и сельскохозяйственная реформы, модернизация налоговой системы, структурная перестройка угледобывающей отрасли.


Значительные суммы были выделены также на подготовку управленческих и финансовых кадров, развитие фондового рынка, реформу электроэнергетики. В этом смысле «успехи» экономического развития России программировались[8].

В настоящее время Россия перешла из категории заемщиков Всемирного банка в категорию его партнеров как по вопросам социально-экономического развития России, так и в решении мировых проблем борьбы с бедностью, списания задолженности беднейших стран и защиты окружающей среды.

Российская Федерация начала привлекать финансовые ресурсы МБРР с 1992 г. За это время Банк одобрил предоставление России заемных средств на финансирование более 118 проектов в различных отраслях на общую сумму свыше 19,3 млрд. долл.

20 декабря 2011 года Советом директоров Банка была одобрена Стратегия сотрудничества (Country Partnership Strategy, CPS) Банка с Россией на 2012-2016 финансовые годы (финансовый год Банка начинается 1 июля предшествующего календарного года). Приоритеты стратегии были согласованы с Правительством Российской Федерации. Они включали решение задач развития страны, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, а также повышение международной роли России в области регионального и глобального развития. Индикативный объем кредитования России со стороны Банка на срок действия стратегии определен на уровне 5 млрд. долл.

В 2011-2012 гг. Всемирный банк  приступил к финансированию трёх совместных проектов – по сохранению и использованию культурного наследия России с Администрацией Новгородской области (100 млн. долл. сроком на 17 лет с отсрочкой выплат на 6 лет), по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации (сумма обязательств – 25 млн. долл.) и по реформированию лесоуправления и мерам по борьбе с лесными пожарами в России (сумма обязательств – 40 млн. долл.). В 2013-2014 гг. началось финансирование проектов: «Содействие раскрытию потенциала молодежи Северного Кавказа» (сумма обязательств – 1 млн. долл.), «Модернизация технического перевооружения учреждений и организаций (РОСГИДРОМЕТ‑2)» (сумма обязательств – 60 млн. долл.), «Развитие микрофинансирования» (сумма обязательств - 20 млн. долл.), «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации» (сумма обязательств – 50 млн. долл.).

С июля 2014 г. Россия не получает нового финансирования со стороны Всемирного банка в связи с санкциями, наложенными странами «Группы семи».