Файл: перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и кредитно-финансовыми институтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это означает, что развивающимся странам потребуются большие инвестиции в физическую и социальную инфраструктуру, которые они не смогут получить, находясь в зависимости от финансовых решений, принимаемых на уровне действующих международных и региональных банков развития. Так как инфраструктура играет большую роль в стимулировании и поддержании высоких и стабильных темпов экономического роста в развивающихся странах, Банк развития стран БРИКС смог бы дополнить деятельность, которую реализуют в этой сфере такие региональные банки развития, как АБР. По оценкам аналитического агентства McKinsey, до 2030 г. всем развивающимся странам необходимы инвестиции в размере 57 трлн долл. для реализации инфраструктурных проектов. Только странам Азии к концу 2020 г. потребуется инвестиций на сумму 8 трлн долл. на те же цели. Также с учетом значимости, которую в современной глобальной экономике имеет научно-технический прогресс, недостаток научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в развивающихся странах является существенным ограничителем экономического роста. В связи с этим еще одним направлением деятельности
Банка развития стран БРИКС, альтернативным по отношению к МВФ и ГВБ, может стать стимулирование процесса генерирования и передачи технологий как самим странам – членам этого банка, так и другим развивающимся странам.

Также Банку развития стран БРИКС по образцу международных финансовых институтов следует привлекать в процесс кредитования ресурсы частного сектора. Например, структурное подразделение Группы Всемирного Банка – Международная финансовая корпорация, которая представляет собой ассоциацию субъектов частного сектора, в настоящее время расширяет размер и охват своего портфеля кредитов на сферу социальной и экологической безопасности[19].

Однако основным барьером для инвестиций в развивающиеся страны является недостаток доверия инвесторов к их экономике. Поэтому в рамках альтернативных подходов к привлечению частного сектора к участию в проектах Банка развития стран БРИКС по финансированию развивающихся стран необходимо страхование финансовых и кредитных рисков. Также Банк развития стран БРИКС может использовать такие инструменты, как прямое финансирование, предоставление гибких кредитных линий, гарантии по страхованию кредитных рисков и формы государственно-частного партнерства в ключевых сферах своей деятельности.

Таким образом, помимо развития региональных финансовых институтов, БРИКС активно выступает за пересмотр и более сбалансированное распределение ролей на мировой финансовой арене. В первую очередь это касается полномочий стран в Международном валютном фонде. Сравнительный анализ масштаба экономик, их открытости, стабильности, платежеспособности и финансовой устойчивости показывает полное несоответствие места, которое занимают страны БРИКС, и той роли, которую им предоставляют. На успешность действий в направлении перелома данного дисбаланса во многом влияет позиция лидеров, в первую очередь США, которые де-факто обладают правом вето на решения Фонда. Именно поэтому создание собственной финансовой архитектуры БРИКС является позитивным и востребованным как для участников «пятерки», так и для развивающихся стран.


2.3. Развитие платежно-расчетных отношений между странами БРИКС

Интегрированный валютный рынок СНГ и ЕАЭС развивается параллельно с валютным рынком БРИКС, на котором повышается роль китайского юаня. Китайский юань включен по решению МВФ в корзину специальных прав заимствования (SDR).

Широкие возможности, открывающиеся перед странами БРИКС с созданием совместных финансовых институтов, способны существенно усилить кооперацию и в других направлениях: торговых, инфраструктурных, производственных и пр. Главный вопрос, который неизбежно встает при подобной интеграции между странами: в какой валюте будут осуществляться финансовые потоки. Несмотря на широкое распространение юаня, большая часть торговли между Китаем и Россией на сегодняшний день осуществляется по-прежнему в долларах.

Аналогично выглядит и валютная структура расчетов между Россией и ее партнерами по БРИКС. При этом отмеченный ранее масштаб китайской финансовой системы заставляет задуматься о развитии внутри партнерства финансовых механизмов, позволяющих снизить долларовое присутствие на пространстве БРИКС. Одним из вариантов могла бы стать эмиссия НБР платежного средства, рассчитанного по паритетной стоимости корзины валют стран БРИКС. Это стало бы своего рода аналогом СПЗ.

В результате доминирования в международных расчетах доллара постоянно дестабилизируются торгово-расчетные отношения между странами БРИКС. Тогда экономические субъекты стран БРИКС оказываются в невыгодном положении. Привязка расчетов БРИКС к доллару США не дает странам БРИКС полноценно развернуть взаимовыгодное торгово-экономическое и финансовое сотрудничество. Однако для введения полноценной валюты для стран БРИКС необходимо разработать поэтапную стратегию, в основу которой можно положить опыт становления евро как единой валюты ЕС.

На первом этапе формирования интегрированного валютного рынка БРИКС достаточно будет ввести некоторую общую расчетную валютную единицу в безналичном виде, которая была бы «отражением корзины валют» БРИКС. То есть странам БРИКС предстоит договориться о сближении следующих валютно-кредитных условий[20].

Во-первых, необходимо согласование темпов инфляции, ставок рефинансирования, процентных ставок, чтобы не было существенного отклонения обменных курсов от установленных соотношений.


Во-вторых, Банк Развития БРИКС либо новая межгосударственная банковская или финансовая структура должны стать «мегарегулятором» новой валютно-кредитной системы и предоставлять центральным банкам стран БРИКС кредиты на покрытие временных дефицитов платежного баланса и осуществления валютных интервенций для поддержания курсов валют в заданных пределах.

В-третьих, даже «условная» валютная система БРИКС улучшила бы условия для многосторонних расчетов в национальных валютах, содействовала бы экономической консолидации, а расширение применения валюты БРИКС снижало бы зависимость от Запада, от негативной динамики доллара и финансового кризиса в США.

В-четвертых, будущая международная резервная валюта БРИКС, связанная с наличным и безналичным обращением в международном финансовом обороте закрепила бы многополярность мирового финансового рынка, смогла бы продлить его существование на традиционных принципах защиты национальных финансовых интересов, не зря валюты всех пяти стран БРИКС имеют очень похожие названия: рубль, реал, рупия, ранд, рен.

Другим вариантом еще одного механизма финансовой кооперации могло бы стать создание расчетного центра и платежной системы БРИКС по аналогии с CLS. CLS, или Continuous Linked Settlement, представляет собой одну из крупнейших международных платежных систем, используемых для сделок с иностранной валютой. На сегодняшний день CLS насчитывает 64 прямых и более 20 000 непрямых участников[21].

Заключение

Термин «международные валютно-кредитные и финансовые институты» используется для обозначения различных организаций, которые в той или иной мере выполняют функцию регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

Наиболее перспективным минилатеральным финансовым институтом стран БРИКС становится Банк развития. Для повышения эффективности его деятельности, минимизации издержек и максимизации выгоды этому банку необходимо усвоить уроки функционирования других международных и региональных финансовых и кредитных институтов – МВФ, ГВБ или АБР. В связи с этим для Банка развития стран БРИКС наиболее эффективной может стать стратегия дополнения функций, реализуемых другими банками развития.


Приоритетными направлениями деятельности Банка развития стран БРИКС должны стать проекты по созданию физической и социальной инфраструктуры, передаче и обмену технологиями, а также проекты в области экологической безопасности в развивающихся странах. Этой структуре также следует разработать широкий спектр современных и инновационных финансовых инструментов, которые позволят диверсифицировать потребности различных проектов кредитования при одновременном обеспечении соответствующего управления кредитными и финансовыми рисками, связанными с реализацией таких проектов. Вместе с тем необходимо привлечение предприятий частного сектора к международной кредитной деятельности Банка развития стран БРИКС, что сыграет большую роль в достижении высоких темпов экономического роста.

Помимо развития региональных финансовых институтов, БРИКС активно
выступает за пересмотр и более сбалансированное распределение ролей на мировой финансовой арене. В первую очередь это касается полномочий стран в Международном валютном фонде. Сравнительный анализ масштаба экономик, их открытости, стабильности, платежеспособности и финансовой устойчивости показывает полное несоответствие места, которое занимают страны БРИКС, и той роли, которую им предоставляют. На успешность действий в направлении перелома данного дисбаланса во многом влияет позиция лидеров, в первую очередь США, которые де-факто обладают правом вето на решения Фонда. Именно поэтому создание собственной финансовой архитектуры БРИКС является позитивным и востребованным как для участников «пятерки», так и для развивающихся стран.

Список использованной литературы

Научная и учебная литература:

  1. Авдеева Д.Б. Развитие платежно-расчетных отношений в национальных валютах между государствами-членами ЕАЭС, СНГ, БРИКС и исполнение взаимных денежных обязательств [Текст] / Д.Б. Авдеева // Международное сотрудничество Евразийских государств: политика, экономика, право. - 2015. - № 4. - С. 91-100.
  2. Авдокушин, Е.Ф. Международные финансовые отношения [Текст]: Учебное пособие / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Дашков и К, 2015. - 132 c.
  3. Головнин М.Ю. Основные направления развития мировой валютной системы и денежно-кредитная политика России [Текст] / М.Ю. Головнин // Международная экономика. 2011. - № 2. - С. 11–15.
  4. Дмитриев В. А. Долговая политика России: история, современность, перспективы [Текст] / В. А. Дмитриев // Дружба народов. - 2005.
  5. Емузова Э.А. Монетарная унификация как идеал нового мирового порядка [Текст] / Э.А. Емузова // Теория и практика общественного развития. - 2015. № 22. - С. 90–92.
  6. Жариков М.В. Альтернативные подходы стран БРИКС к реформе международной финансовой архитектуры [Текст] / М.В. Жариков // Финансы и кредит. - 2015. - № 26. - С. 47-56.
  7. Жариков М.В. Финансовый минилатерализм как инструмент антикризисной политики стран БРИКС [Текст] / М.В. Жариков // Общество: политика, экономика, право. - 2017.
  8. Кочановская О.М., Карпова Е.Н. Проблемы и перспективы отношений России с международными экономическими и финансовыми организациями [Текст] / О.М. Кочановская, Е.Н. Карпова // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2009. - № 1. - С. 284-291.
  9. Кудряшова И.В., Плешакова М.В. Необходимость и иерархия международных валют [Текст] / И.В. Кудряшова, М.В. Плешакова // Финансы и кредит. - 2016. - № 35. - С. 49-60.
  10. Купер Э.Ф., Фарук А.Б. Апробация клубного механизма взаимодействия БРИКС: Новый банк развития от концепции до становления [Текст] /Э.Ф. Купер, А.Б. Фарук // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2015. Т. 10. - № 2. - С. 45–47.
  11. Лексютина А.В. Роль и деятельность БРИКС в стимулировании парадигмального сдвига в глобальном экономическом управлении [Текст] / А.В. Лексютина // Политическая экспертиза. Т. 10. - № 1. - 2014. - С. 113-125.
  12. Морозкина А.К. Новый банк развития в глобальной финансово-экономической архитектуре [Текст] /А.К. Морозкина// Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2015. Т. 10. - № 2. - С. 89–105.
  13. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст] : Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 c.
  14. Чуприкова А.А. Международный банк реконструкции и развития и Россия: медиаэкономическая картина сотрудничества / А. А. Чуприкова // Вопросы теории и практики журналистики.- 2015. Т.4. -№ 2. - С. 207-213.
  15. Шестопалова А.В. Брикс в мировой валютной системе [Текст] /А.В. Шестопалова // Власть. - 2017.- № 5. - С. 98-107.

Интернет ресурсы:

  1. www.imf.org – Официальный сайт Международного валютного фонда (дата обращения 16.10.2018)
  2. www.worldbank.org – Официальный сайт Всемирного банка (дата обращения 16.10.2018)
  3. www.ebrd.com – Официальный сайт Европейского банка реконструкции и развития (дата обращения 16.10.2018)
  4. www.cig–bc.ru – Официальный сайт консалтинговой компании CIG Business Consulting (дата обращения 16.10.2018)
  5. www.mid.ru - Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации (дата обращения: 15.10.2018)
  1. Кочановская О.М., Карпова Е.Н. Проблемы и перспективы отношений России с международными экономическими и финансовыми организациями [Текст] / О.М. Кочановская, Е.Н. Карпова // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2009. - № 1. - С. 284.

  2. Головнин М.Ю. Основные направления развития мировой валютной системы и денежно-кредитная политика России [Текст] / М.Ю. Головнин // Международная экономика. 2011. - № 2. - С. 11–15.

  3. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст] : Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2016.

  4. Дмитриев В. А. Долговая политика России: история, современность, перспективы [Текст]/ В. А. Дмитриев // Дружба народов. - 2005. - С. 33.

  5. www.imf.org – Официальный сайт Международного валютного фонда (дата обращения 16.10.2018)

  6. Всемирный банк. МБРР и МАР : офиц. сайт. — URL : http://www.worldbank.org/ru/about/history (дата обращения: 15.10.2018)

  7. Форекс на Форекс — первая в России независимая свободно-редактируемая энциклопедия Forex / Международный банк реконструкции развития. — URL : http://форекс-нафорекс.рф/x/ %D0 %97 %D0 %B0 %D0 %B3 %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %86 %D0 %B0 (дата обращения: 16.10.2018).

  8. Чуприкова А.А. Международный банк реконструкции и развития и Россия: медиаэкономическая картина сотрудничества / А. А. Чуприкова // Вопросы теории и практики журналистики.- 2015. Т.4. -№ 2. - С. 207-213.

  9. www.mid.ru - Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации (дата обращения: 15.10.2018)

  10. www.mid.ru - Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации (дата обращения: 15.10.2018)

  11. Купер Э.Ф., Фарук А.Б. Апробация клубного механизма взаимодействия БРИКС: Новый банк развития от концепции до становления [Текст] /Э.Ф. Купер, А.Б. Фарук // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2015. Т. 10. - № 2. - С. 45–47.

  12. Лексютина А.В. Роль и деятельность БРИКС в стимулировании парадигмального сдвига в глобальном экономическом управлении [Текст] / А.В. Лексютина // Политическая экспертиза. Т. 10. - № 1. - 2014. - С. 113-125.

  13. Камнева К. Новый банк развития БРИКС поддержит инфраструктурные проекты. – Российская бизнес-газета. 2015. № 1006(27). Режим доступа: https://rg.ru/2015/07/14/noviy-bank.html

  14. О подписании центральными банками стран БРИКС Операционного соглашения в рамках Пула условных валютных резервов. 7 июля 2015 г. – ЦБ РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=07072015_162910if2015-07-07t16_10_14.htm

  15. Жариков М.В. Альтернативные подходы стран БРИКС к реформе международной финансовой архитектуры [Текст] / М.В. Жариков // Финансы и кредит. - 2015. - № 26. - С. 47-56.

  16. Шестопалова А.В. Брикс в мировой валютной системе [Текст] /А.В. Шестопалова // Власть. - 2017.- № 5. - С. 98-107.

  17. Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/index.html

  18. International Monetary Fund (IMF). GDP Share of World Total (PPP). – Economy Watch. URL: http://www.economywatch.com/economic-statistics/economic-indicators/GDP_Share_of_World_Total_PPP/ (дпта обращения: 16.10.2018)

  19. Морозкина А.К. Новый банк развития в глобальной финансово-экономической архитектуре [Текст] /А.К. Морозкина// Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2015. Т. 10. - № 2. - С. 89–105.

  20. Авдеева Д.Б. Развитие платежно-расчетных отношений в национальных валютах между государствами-членами ЕАЭС, СНГ, БРИКС и исполнение взаимных денежных обязательств [Текст] / Д.Б. Авдеева // Международное сотрудничество Евразийских государств: политика, экономика, право. - 2015. - № 4. - С. 94.

  21. Жариков М.В. Финансовый минилатерализм как инструмент антикризисной политики стран БРИКС [Текст] / М.В. Жариков // Общество: политика, экономика, право. - 2017.