Файл: перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и кредитно-финансовыми институтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в портфеле действующих проектов Российской Федерации находятся лишь 6 проектов на общую сумму заимствований в 435 млн. долл. США. В то же время на данный момент Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации в ВБ состоит из 16 проектов на общую сумму около 2 млрд. долл. США.

Из 10 новых, но пока не профинансированных проектов, в высокой степени готовности (проведены официальные переговоры/технические консультации между Российской Федерацией и МБРР, получено одобрение Правительства Российской Федерации результатов переговоров по проектам) находятся 6 проектов Российской Федерации: «Инновационное развитие дошкольного образования в Республике Саха (Якутия)» (заем со стороны Банка - 117,7 млн. долл. США), «Развитие единой государственной системы экологического мониторинга» (50 млн. долл.), «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов» (330 млн. долл.), «Вовлечение в регулярные занятия физкультурой и спортом социально-незащищенных слоев населения» (70 млн. долл.), «Дополнительное финансирование проекта «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» (200 млн. долл.) и «Программа по совершенствованию городских транспортных систем в Российской Федерации» (117,5 млн. долл.).

Следующим этапом, предусмотренным проектным циклом МБРР, необходимым для запуска указанных проектов, должно было стать их рассмотрение и одобрение на Совете директоров Банка.

Планировалось, что данное рассмотрение состоится не позднее сентября 2014 г. Однако до настоящего времени проекты не были вынесены на Совет в связи с объявленной позицией стран «Группы семи» не поддерживать деятельность Банка в России в связи с ситуацией вокруг Украины.

Работа по еще трем проектом, находившимся на начальной стадии готовности, была полностью приостановлена: «Содействие созданию и развитию ОЭЗ в Российской Федерации» (планировавшийся заем в Банке на сумму 132 млн. долл. США), «Финансирование инфраструктурных проектов в России через Внешэкономбанк» (300 млн. долл.) и «Финансирование энергоэффективных проектов в России через Внешэкономбанк» (500 млн. долл.).[9]

Тем не менее, к настоящему времени накоплен богатый опыт оказания Всемирным банком технического содействия России в сферах энергоэффективности, развития государственно-частного партнерства, в области занятости, в вопросах антикризисной политики и т.д. Всего с 1992 г. было осуществлено более 40 крупных проектов технического содействия, а число конечных его получателей – предприятий и организаций – превысило
9 тыс.


Россия поддерживает диалог и с другими членами  группы Всемирного банка – МФК, МАГИ и МАР, которые ориентированы на развитие частного сектора и осуществляют свои операции без предоставления суверенных гарантий. До недавнего времени Россия являлась одним из крупнейших клиентов указанных институтов.

Управляющим от Российской Федерации во Всемирном банке является Министр экономического развития М. С. Орешкин. Исполнительный директор от России в МБРР и МАГИ – А. С. Лушин.

В октябре 2017 г. Всемирный банк опубликовал рейтинг комфортности ведения бизнеса – Doing Business 2018, который рассчитывается на основе одиннадцати показателей (простота регистрации предприятий, получения разрешения на строительство и подключения к электросетям, оформление кредитов, защита прав миноритарных инвесторов и т.д.). За год Россия поднялась в нем с 40 места до 35-й позиции из 190. Стоит отметить, что Россия в упомянутом рейтинге опережает страны БРИКС. Так ЮАР заняла 82-е место, Китай - 78-е, Индия - 100-ое, а Бразилия - 125-е.

1.3.Россия и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

Стратегической целью сотрудничества России с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) является привлечение инвестиционных ресурсов для проектов на более приемлемых по сравнению с другими инвесторами условиях – с низкими процентными ставками, более длительным периодом возврата, в среднем 5-10 лет (коммерческие банки, как
правило, выдают кредит сроком до 5 лет.

23 июля 2014 г. Совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с подачи Совета ЕС в нарушение ряда внутренних процедур принял политизированное решение о прекращении любых новых операций ЕБРР в Российской Федерации.

В то время как западные санкции ограничены конкретными секторами российской экономики, а также направлены против отдельных российских физических и юридических лиц, ЕБРР подключился к санкционному давлению на Россию в наиболее жестком варианте. Остановлена подготовка всех новых операций в России, отменено подписание уже одобренных Советом директоров проектов, заморожено сотрудничество с российскими инвесторами в других странах операций. При этом Банк распространил ограничения на взаимодействие со всеми российскими контрагентами, в том числе частными, а также с теми, кто не упомянут ни в каких санкционных списках.


Прекращение операций в России оказывает негативное воздействие на структуру и качество баланса ЕБРР в целом, таким образом нанося прямой экономический/финансовый ущерб Банку и его акционерам (операции ЕБРР в России всегда отличались высоким кредитным качеством, хорошей оборачиваемостью ресурсов, позволяли добиваться значительных финансовых результатов и осуществлять операции в более рискованных регионах без ущерба для капитала или ухудшения риск-профиля Банка).

Ввиду приостановки финансирования новых инициатив в России ЕБРР теряет существенную часть своего дохода, который в недавнем прошлом обеспечивался на 50 % за счет операций в нашей стране. Даже сократившись к настоящему моменту до минимума – 10 % от общебанковского - российский портфель обеспечил 29 % операционной выручки ЕБРР по итогам 2016 г.[10]

В принятом в декабре 2016 г.Стратегическом исполнительном плане ЕБРР на 2018-2019 гг. зафиксировано дальнейшее снижение портфеля России – до 8 % в 2017 г., 6 % в 2018 г. и 5 % в 2019 г.

На сегодняшний день отрицательные последствия антироссийского подхода продолжают усугубляться - ухудшается качество кредитного портфеля ЕБРР, снижается прибыльность операционной деятельности. По итогам 2016 г. Банк имеет наихудший за последние 5 лет показатель реализованной прибыли (всего 642 млн. евро), а предлагаемые менеджментом ЕБРР предварительные показатели на плановый период 2016-2020 гг. (период действия текущей Стратегии Банка) свидетельствуют о явных проблемах в операционном и административном управлении.

Так, обращает на себя внимание спрогнозированное сокращение валового дохода почти на 2 млрд. евро по сравнению с запланированным на вышеуказанный пятилетний период (4,9 млрд. евро вместо 6,8 млрд. евро) при увеличении совокупных административных расходов (за последние 5 лет административные издержки уже выросли на 73%). При этом чистая прибыль будет ниже запланированной на 1,8 млрд. евро (1,6 млрд. евро вместо 3,4 млрд. евро). Указанные тенденции ожидаемо приведут к существенному скачку показателя отношения расходов к доходам до уровня в 47% против установленной в Стратегии верхней границы в 33%. Кроме того, ожидается стремительное ухудшение показателей доходности долевого портфеля Банка и сокращение доходности долгового портфеля.

Замораживание работы на российском направлении приводит к существенному размыванию мандата ЕБРР. В связи с выпадением российских объемов менеджмент пытается сохранить общую бизнес-активность за счет увеличения числа коммерчески выгодных проектов в развитых странах операций, которые зачастую не обеспечивают т.н. «влияния на переход» (transition impact), что является основным мандатным требованием ЕБРР. По итогам 2016 г. существенно выросли объемы сделок согласованных и одобренных Банком, но в последний момент отмененных клиентами (до 1,3 млрд. евро), а также сделок с долгосрочными погашениями (до 2,1 млрд. евро).


По российской инициативе на Совет директоров 27 сентября 2016 г. был вынесен вопрос о рассмотрении наших формализованных претензий с голосованием по соответствующей резолюции. Содержательной дискуссии ожидаемо не состоялось. Крупные акционеры (стран «Группы семи»), а также действующее по их указанию большинство (страны ЕС, Швейцария, Норвегия, Украина и др.) консолидировались с менеджментом ЕБРР (92,28%). Россию поддержали только Белоруссия, Монголия, Киргизия и Таджикистан (4,31% голосов). Воздержались при голосовании – Армения, Босния и Герцеговина, Сербия, Марокко, Азербайджан, Египет, Израиль, Иордания, Казахстан, КНР, Тунис, Туркмения, Турция, Узбекистан, Черногория, Молдавия (суммарно 3,41%).

9-10 мая 2017 г. в Никосии (Кипр) состоялось Ежегодное собрание Совета Управляющих ЕБРР (ЕССУ), участие в котором приняла российская межведомственная делегация во главе с Министром экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкиным.

Российская сторона вынесла на рассмотрение высшего органа управления Банка проект резолюции о недопущении ограничения доступа России к ресурсам ЕБРР, потребовала отмены «политического руководства» и представила в обоснование подробный правовой анализ нарушений учредительных документов ЕБРР при его принятии и реализации, подготовленный в том числе с привлечением экспертизы независимых европейских юристов.

Выступая на собрании СУ, Министр экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкин привлек внимание к ухудшению финансового состояния и перспектив развития Банка, связанных с появлением ряда негативных трендов и управленческих упущений, скрытых за в целом позитивными отчетами. Фактически был представлен исчерпывающий и аргументированный анализ текущего состояния Банка, указывающий на то, что продолжение текущего подхода, тем более в условиях сохранения политики блокирования работы Банка в России, лишающего его наиболее доходных операций, делает финансовое положение ЕБРР неустойчивым. В результате могут быть понижены кредитные рейтинги, а в перспективе потребоваться докапитализация Банка.

Однако, акционеры стран Евросоюза и «Группы семи» вновь заблокировали российскую резолюцию, поддержав решение о том, что «политическое руководство» в отношении России не противоречит правилам и процедурам. Тем самым члены ЕБРР признали «правомерным» проведение в рамках международной финансовой организации жесткой дискриминационной линии в отношении одного из добросовестных членов по политическим мотивам, а руководство Банка, предложив такое решение, утратило свой нейтральный статус. Россию поддержали 4,34% процента (Армения, Белоруссия, Киргизия, Монголия), воздержались 3,35% акционеров.


На определенном этапе менеджмент Банка был готов к возобновлению нефинансового сотрудничества с Россией, учитывая ее роль как одного из значимых акционеров и стран операций. Речь могла идти о консультационных услугах ЕБРР в областях государственно-частного партнерства, малого бизнеса, поддержки экспорта и целом ряде других сфер взаимодействия. Но западные акционеры выступили против возобновления даже такого минимально возможного объёма взаимодействия, которое, кстати, не противоречит их же собственному «политическому руководству».

В конце 2017 г. Банк проинформировал российскую сторону о намерении с 2018 г. закрыть 5 региональных представительств на территории Российской Федерации.

2. Валютно-финансовое пространство БРИКС: состояние и возможности

2.1. Предпосылки создания валютно-финансового пространства БРИКС

С наступлением XXI в. в мировой экономике и политике стали происходить всеохватывающие и глубокие по своему содержанию изменения, позволяющие говорить о начале нового этапа трансформации международной системы, протекающего под знаком значительного усиления тенденции многополярности. Стали меняться соотношение экономической мощи между ведущими развитыми и развивающимися государствами, расширяться роль и место новых центров влияния в международной системе, происходить реформирование системообразующих глобальных финансовых институтов с учетом возрастающей экономической мощи динамично растущих стран с формирующимися рынками. Ключевым фактором, формирующим геополитический и геоэкономический ландшафт XXI в., стало появление группы государств, совершивших за относительно короткий промежуток времени резкий качественный скачок в своем социально-экономическом развитии и демонстрирующих высокие устойчивые темпы экономического роста, значительно превышающие темпы постиндустриальных западных экономик.

Другой отличительной чертой этой группы стран, нередко называемых «восходящими» или «возвышающимися» державами, выступает их стремление сократить сохраняющийся разрыв между их стремительно возрастающей экономической мощью и недостаточно высоким местом, отведенным им в международной системе и глобальном экономическом управлении.