Файл: перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и кредитно-финансовыми институтами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переломным моментом в осознании этими государствами своих увеличившихся возможностей по влиянию на международную систему стал разразившийся в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис, продемонстрировавший несовершенство моделей макроэкономического управления развитых стран и глобального экономического управления в целом. Одним из эффективных инструментов по проецированию этого влияния и оказанию консолидированного давления на страны Запада в целях реформирования международной системы, современные параметры которой не вполне отвечают интересам «восходящих держав» и развивающихся стран, стал инновационный диалоговый механизм БРИКС, объединивший пять наиболее влиятельных в своих регионах «восходящих государств»: Бразилию (Латинская Америка), Россию (постсоветское пространство), Индию (Южная Азия), Китай (Восточная Азия) и ЮАР (Тропическая Африка)[11].

Схематично сотрудничество пяти государств в рамках БРИКС можно развести по двум основным векторам: сотрудничество, направленное «вовне» (включает координацию позиций стран БРИКС на международной арене в глобальных и региональных вопросах), и межгосударственное сотрудничество, замкнутое пределами БРИКС (направлено преимущественно на стимулирование торгово-экономических, инвестиционных, культурных, научных и иных связей между странами объединения). Задачами БРИКС в русле первого вектора сотрудничества выступают, в частности, согласование позиций и координация действий по международнополитическим вопросам и вопросам в сфере безопасности, а также стимулирование реформирования международной системы в целом и валютно-финансовой системы в особенности. В Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС от 2013 г. взаимодействие стран объединения по вопросам реформирования международной валютно-финансовой системы названо главным приоритетом сотрудничества в БРИКС на длительную перспективу[12].

В центре усилий БРИКС на этом направлении, в первую очередь, находится педалирование реформирования созданных после окончания Второй мировой войны системообразующих Бреттон-Вудских институтов (МВФ и Всемирного банка), а также ВТО. Важным содержанием предпринимаемых усилий выступает ограничение сохраняющейся монополии США и Европы на управление этими ключевыми международными институтами посредством расширения в них представительства и прав «восходящих держав» и развивающихся стран. Расширение участия в этих международных институтах позволит странам БРИКС усилить свои возможности по влиянию на процесс принятие решений в области глобального валютно-финансового управления, что соответственно позволит создавать более благоприятные внешние условия для экономического развития стран БРИКС.


Одним из основных положений Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС (2013 г.) является реформа мировой валютной и финансовой системы, или международной финансовой архитектуры (МФА) в сотрудничестве со странами-партнерами. Влияние участников БРИКС на реформу МФА во многом является косвенным, поскольку ключевые рычаги в этом процессе принадлежат наиболее развитым странам мира. Косвенный характер реформы МФА сводится к постепенному накоплению в сфере международных финансовых отношений количественных противоречий с политикой странлидеров, которые приведут к созданию качественно новой реальности – новой МФА. В этом направлении осуществляется ряд важных шагов:

  1. продвижение национальных валют стран БРИКС (бразильского реала, российского рубля, индийской рупии, китайского юаня и южноафриканского
    ранда) на международные валютные рынки как альтернативы мировым резервным валютам (например, японской иене и швейцарскому франку), увеличение их использования при опосредовании взаимных внешнеэкономиче ских сделок, постепенное замещение в последних доллара;
  2. создание многовалютной международной валютной системы (МВС) как альтернативы существующей моновалютной, базирующейся на долларе;
  3. учреждение собственных региональных и международных финансово-кредитных учреждений, например Банка развития БРИКС, как альтернативы Международному валютному фонду (МВФ) и Группе Всемирного банка (ГВБ);
  4. формирование сети финансовой стабильности, альтернативной и отдельной от МВФ и ГВБ.

Последствия глобального финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг., финансовая нестабильность в мире, учащение кризисов ликвидности, проблема международной задолженности заставляют искать альтернативные подходы к реформированию современной МФА и МВС в частности. Так, страны БРИКС во время своих саммитов в 2012–2014 гг. высказались о необходимости диверсификации МВС путем увеличения в международных золотовалютных резервах и международной ликвидности доли валют стран с устойчивыми темпами экономического роста, промышленного производства и стабильными финансовыми рынками, например китайского юаня, обладающего среди них наибольшим потенциалом интернационализации, поскольку он является валютой, в которой:

1 ) опосредуют внешнеторговые и внешнеэкономические сделки Китая с другими странами;

  1. создаются депозиты физических и юридических лиц за рубежом (например, в офшорных зонах – Гонконге, Сингапуре, Лондоне);
  2. формируются золотовалютные резервы некоторых стран мира (Чили и Нигерии);
  3. заключаются двусторонние валютные свопы (в частности, между Китаем и Белоруссией).

2.2. Создание Банка развития БРИКС как альтернативы МВФ и Группы Всемирного Банка

Помимо продвижения инициатив, направленных на реформирование мировой финансовой системы во главе с МВФ, страны БРИКС признают необходимость развития собственного валютно-финансового пространства и предпринимают последовательные шаги в данном направлении. Важнейшими из них стало создание в 2015 г. Нового банка развития БРИКС (НБР) и пула условных валютных резервов. Объем оплаченного капитала НБР рассчитывался из равных взносов каждой из стран «пятерки» и определялся в размере 10 млрд долл. с возможностью максимального увеличения до 100 млрд долл[13]. Общий объем пула также установлен в размере 100 млрд долл., при этом центральные банки стран – участниц БРИКС резервируют разные суммы средств: Китай – 41 млрд долл., Бразилия, Индия, Россия – по 18 млрд долл., ЮАР – 5 млрд долл.[14]

Одна из главных причин создания Банка развития стран БРИКС состоит в том, что их попытки через форум G20 реформировать МФА не дали значимых результатов. Это объясняется тем, что крупнейшие страны – доноры капитала (США и ЕС) принимают основные финансовые решения по
реструктуризации долга заимствующих государств, одобрению объемов кредитов, грантов и прочих программ финансовой помощи. Контроль за деятельностью региональных банков развития также осуществляется со стороны развитых стран. Например, Япония и США следят за процессом кредитования стран Азии в рамках Азиатского банка развития (АБР)[15].

Несмотря на то что главной целью создания НБР является мобилизация ресурсов для поддержки совместных проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития, появление такого крупного регионального банка благотворно сказывается и на уровне ликвидности и доступности капитала. Потребность БРИКС в новых финансовых институтах обусловлена требованием поддержания ликвидности, связанной в первую очередь с обеспечением платежеспособности по краткосрочным внешним обязательствам, а также обеспечением расчетов за импортируемые товары и услуги. Кроме того, открытые экономики стран сталкиваются с серьезными рисками ликвидности на внутренних рынках. Для России и Бразилии эти риски вызваны завышенными инфляционными ожиданиями, для Индии – высокой долговой нагрузкой, для Китая – инвестиционным «перегревом» на пиках экономического роста. Эти дисбалансы дополняются спекулятивной составляющей валютных рынков, которая также ослабляет ликвидность и возможность нивелирования волатильности обменных курсов. Аккумуляция финансовых резервов в формате региональных банков и других финансовых институтов позволяет оперативно компенсировать возникающий недостаток ликвидности и сгладить «шоковое» влияние резкого изменения конъюнктуры глобальных финансовых рынков[16].


В обозначенном направлении финансовой кооперации стран БРИКС одна из ключевых ролей приходится на центральные банки, и в первую очередь на экономического гиганта объединения – Китай. По итогам 2016 г. банковский сектор Китая стал крупнейшим в мире по объему активов – он аккумулирует в себе 33 трлн долл. Для сравнения: активы банковской системы США составляют 16 трлн долл. При этом в рейтинге крупнейших банков мира китайские банки также превосходят американские. В опубликованном летом 2016 г. рейтинге журнала The Banker 1-ю и 2-ю позицию занимают китайские ICBC и China Construction Bank. 3-е место занял американский JP Morgan Chase, 4-е и 5-е места – снова у китайских Bank of China и Agricultural Bank of China. С 6-го по 8-е место – американские Bank of America, Citigroup и Wells Fargo. Единственный европейский банк в первой десятке, британский HSBC, занял 9-е место, а японский Mitsubishi UFJ замыкает топ-101. Говоря о российских банках, можно отметить, что крупнейший из них, Сбербанк, занял 51-е место; ВТБ – 76-е; Газпромбанк – 179-е. Доминирующую роль китайского банковского сектора в мире подтверждает и сравнительная статистика агрегата М2, включающего как высоколиквидные наличные деньги, так и менее ликвидные вклады до востребования и срочные вклады, чеки, остатки на расчетных счетах организаций и пр. Как следует из сравнения, объем юаневой денежной массы М2 почти в 2 раза превышает аналогичное значение для доллара.

Таблица 1 - Сопоставление агрегата М2 по странам[17]

Страна

М2, млрд. долл. США

Рейтинг

Китай

22890

1

США

13170

2

ЕС

12490

3

Япония

9156

4

Индия

1728

10

Бразилия

929

18

Россия

927

19

ЮАР

173

76

С учетом ограниченной роли стран БРИКС в системе Бреттон-Вудских международных финансовых институтов создание собственного банка развития дает им дополнительные возможности и альтернативные способы укрепления своих позиций в современной МФА. Такая политика в экономической литературе определяется как минилатерализм (англ. minilateralism), т.е. соглашение ограниченной, небольшой по составу группы стран, являющихся одновременно членами конкретного многостороннего института (МВФ, Группа Всемирного Банка), по продвижению своих целей и созданию альтернативных организаций, когда этот институт не может решить их проблемы и достичь соглашения по важнейшим вопросам при поддержке всех стран-членов.


Банк развития стран БРИКС представляет собой альтернативный источник финансирования, в том числе инфраструктурных проектов в развивающихся странах, а также механизм, который будет способствовать более активному использованию национальных валют стран-участников во внешнеторговых сделках и трансграничном инвестировании. Хотя первоначальный вклад стран БРИКС в этот новый банк развития выражен в долларах, в долгосрочном периоде страны-участники в его рамках будут расширять использование своих валют. В частности, Россия в условиях тяжелых финансовых затруднений и санкций международных организаций может претендовать на средства данных альтернативных источников в случае острого кризиса ликвидности.

Тем не менее альтернативные фонды и финансовые институты, созданные по инициативе или с участием стран БРИКС, по своим объемам не сопоставимы с МВФ и Группой Всемирного Банка. Также ведущие международные финансовые организации имеют более высокие кредитные рейтинги и поэтому могут быстрее и с меньшими затратами аккумулировать финансовые средства на международном рынке капитала, в отличие от Банка развития стран БРИКС.

Таблица 2 - Сравнительные данные международных финансовых институтов в 2017 году, млрд. долл.[18]

Показатель

Финансовый институт

МФФСА

РАФ

МВФ

АБИИ

Банк развития стран БРИКС

ГВБ

АБР

Объем уставного капитала

240,0

100,0

922,0

100,0

100,0

223,2

162,8

Однако если экономика и финансовые ресурсы стран БРИКС и в будущем продолжат расти быстрыми темпами, то альтернативные, минилатеральные финансовые институты, сосредоточенные вокруг них, укрепят свои позиции в системе международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Привязка других развивающихся стран к этим альтернативным финансовым институтам будет обеспечивать дополнительный спрос на их кредитные ресурсы и в конечном счете приведет к созданию рынка долгового финансирования, альтернативного глобальному.

Как правило, развивающиеся страны в целях финансирования различных проектов, например инфраструктурных, прибегают к помощи международных банков развития и программам официального содействия развитию. Однако за счет этих программ и проектов потребности развивающихся стран в финансовых ресурсах удовлетворяются лишь на 2–3%. Напротив, Банк развития стран БРИКС, созданный в качестве альтернативы МФВ и ГВБ, мог бы сыграть активную роль в предоставлении инвестиционных средств развивающимся странам, поскольку к 2030 г. на них
будет приходиться почти половина накопленного объема капитала в мировой экономике, величина которого составит 158 трлн долл. в ценах 2010 г., и 60% всех прямых иностранных инвестиций.