Файл: Теория и практика разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Президент США может отправить в отставку большинство назначенных им должностных лиц [24, 17].

Однако конституционная практика в США выработала ряд ограничений по привлечению Президентом США к конституционно-правовой ответственности назначенных им должностных лиц. Так, ни один чиновник гражданской службы не может быть отрешен от должности Президентом США, если он не достиг пенсионного возраста или не совершил должностной проступок. Также имеются ограничения относительно руководителей ряда федеральных ведомств США. Для указанных лиц законодательно установлены сроки полномочий, в течение которых Президент США не вправе их уволить [24, 77].

Сенат не может самостоятельно назначать и отправлять в отставку должностных лиц ведомств США [6, 203].

Импичмент - это процесс, с помощью которого обвинения против должностного лица могут привести его к отстранению от должности. Выдвинуть обвинения против Президента США может Палата представителей. Сенат имеет исключительное право рассматривать дела в порядке импичмента. Однако не следует забывать, что возглавляет Сенат вице-президент, в этой связи в процессе импичмента возглавляет его Верховный судья США. Парадоксальной является ситуация, в соответствии с которой в отношении вице-президента США также предусмотрен институт импичмента, вместе с тем не определено, что в Сенате должно заседать в этом случае иное лицо, а не сам вице-президент. В соответствии с Конституцией США (ст. 2, разд. 4) Президент, вице-президент и все должностные лица США, включая судей, могут быть отрешены от должности в порядке импичмента. Только члены Конгресса США не могут быть отрешены от должности в таком порядке. Каждая палата Конгресса США может наказать своих членов за нарушающее порядок поведение и с согласия двух третей исключить из своего состава. В соответствии со статьей 1 Конституции США импичмент влечет исключительно отстранение от должности и лишение права в будущем занимать государственные должности США постоянно или на определенный период времени. Такой запрет часто практикуется в отношении судей США. К уголовной и иной ответственности должностные лица США могут быть привлечены только после импичмента. Основания импичмента предусмотрены ст. 2, разд. 4, Конституции США (государственная измена, взяточничество и другие серьезные преступления и проступки). Импичмент не может быть осуществлен на основании неугодной политики и управления. На конституционном съезде Джеймс Мэдисон заявил на предложение Джоржа Мэсона, который предложил добавить к измене плохое управление, что это настолько расплывчато, что срок пребывания будет равняться хорошему расположению Сената США к Президенту. Основанием импичмента могут быть, прежде всего действия, которые злоупотребляют властью, общественным доверием, и не всегда это может быть преступлением (постоянное состояние алкогольного опьянения, затяжной отпуск в разгар кризиса и т.д.) [14,156].


Суды в США осуществляют не только рассмотрение дел на соответствие Конституции США законов и нормативных правовых актов органов исполнительной власти, но и осуществляют проверку решений и действий административных ведомств и их пересмотр в случае несоответствия закону или Конституции.

В отношении проверки конституционности действий органов государственной власти в американской правовой доктрине выработан ряд критериев.

Действия органов исполнительной власти, как правило, признаются неконституционными ввиду нарушения ими конституционного принципа «надлежащей правовой процедуры» (due process of law) [27,79]. В отношении действий административных органов это конституционное требование означает, к примеру, что заинтересованные лица должны быть заранее уведомлены и им должна быть предоставлена возможность оспаривать в суде любое решение административного органа до того, как оно вступит в силу [9, 248-249].

Для парламентской формы правления (ФРГ, Австралия, Греция, Италия, Швейцария, Индия и др.) характерно следующее разделение полномочий между ветвями власти. Исполнительная власть принадлежит исключительно главе правительства. Президент имеет право назначить главу Правительства, но это имеет формальный характер, так как кандидатура на пост определяется в зависимости от расстановки сил в парламенте. Остальные назначения в правительстве возможны президентом только по согласованию с главой Правительства. Правительство ответственно перед парламентом. В случае выражения вотума недоверия правительству президент может отправить в отставку правительство или распустить парламент и назначить новые выборы.

Институт конституционно-правовой ответственности правительства перед парламентом заимствован у Великобритании. Старейший парламент мира страны, которая по праву считается одной из основателей конституционного строительства, - Великобритании имеет контрольные полномочия в отношении Правительства [30, 14-15].

В этой связи в парламентской республике президент лишен права по своей инициативе увольнять главу правительства. Это возможно в случае, когда глава правительства добровольно уходит в отставку или когда парламент выносит вотум недоверия правительству. Министры могут быть уволены только по рекомендации и с согласия главы правительства.

Так, в ФРГ, являющейся парламентской республикой, все три ветви власти тесно переплетены, осуществляют контроль в отношении одна другой, являясь одновременно и субъектом, и инстанцией конституционно-правовой ответственности [21,94]. Как было отмечено Федеральным конституционным судом ФРГ, в рамках принципа разделения властей многочисленные ограничения и сбалансированность органов власти характеризуют не абсолютное их разделение, а взаимный контроль и сдерживание, что свидетельствует о дальнейшем развитии Конституции [12, 153].


Огромную роль в реализации принципа разделения властей в ФРГ играет Федеральный конституционный суд. Кроме полномочия по отрешению Президента ФРГ от должности, он вправе признавать утратившими силу не только законы, но и нормативные правовые акты Президента и Правительства. Вместе с тем Законом о Федеральном конституционном суде предусмотрена возможность привлечения к конституционно-правовой ответственности судей Федерального конституционного суда по решению самого суда.

Интересен опыт зарубежных стран в отношении конституционно-правовой ответственности депутатов. Так, старейший парламент Швеции предусматривает ответственность депутатов за пропуск заседаний. Из годового содержания депутата вычитается 1/365 за каждый день пропуска [19, 252].

Для смешанной республики (Франция, Финляндия, Болгария, Россия и др.) характерно разделение высшей исполнительной власти между президентом и главой правительства. Правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

В смешанной республике президент за действия правительства ответственности не несет. Президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров партии, пришедшей к власти в парламенте. По рекомендации главы правительства назначаются и увольняются президентом иные члены правительства. В случае выражения недоверия правительству президент в смешанной республике вправе отправить в отставку главу правительства либо распустить парламент.

В советское время в России не существовало политико-юридического механизма против злоупотребления властными полномочиями [17, 19].

России как правовому государству необходимы институты конституционно-правовой ответственности, в том числе в отношении лиц, занимающих государственные должности. Субъектами конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации могут быть Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, члены Правительства РФ, органы государственной власти субъектов РФ и их должностные лица, органы местного самоуправления, судьи, депутаты, прокуроры [5,21].

Президент РФ имеет значительные полномочия, а также сдержки и противовесы в отношении всех трех ветвей власти. За Президентом РФ закреплена возможность привлечения к конституционно-правовой ответственности отдельных органов государственной власти и должностных лиц.

Как атрибут парламентской республики в России предусмотрена возможность выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой Федерального Собрания РФ и как альтернатива - роспуск Государственной Думы Президентом РФ. Исполнительную власть формирует Президент РФ с участием Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которая дает согласие на назначение кандидатуры Председателя Правительства РФ. В этой связи Правительство РФ и отдельные его члены несут конституционно-правовую ответственность перед Президентом РФ и парламентом. По предложению Председателя Правительства РФ отдельные министры могут быть освобождены от должности. Вместе с тем освобождение от должности Председателя Правительства РФ повлечет отставку всего Правительства РФ (ст. 7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).


Установившийся в соответствии с Конституцией РФ принцип разделения властей принимался в дискуссионной ситуации. Так, в проекте Конституции РФ 1992 г. предлагалось установить, что Президент РФ, являясь высшим должностным лицом Российской Федерации, возглавляет исполнительную власть. При этом пост премьер-министра был не заметен [15, 697].

В проекте Конституции РФ от 5 мая 1993 г., подготовленном Конституционной комиссией, предлагалось, чтобы Председатель, заместитель и члены Правительства, к ведению которых отнесены руководство экономикой, финансы, внутренние дела, иностранные дела, оборона, назначались с согласия Верховного Совета РФ [23, 109].

Следует отметить, что Президент РФ за последние годы законодательно получил ряд дополнительных полномочий, в том числе как инстанция конституционно-правовой ответственности. К примеру, право назначения на должность и освобождения от должности ректоров МГУ и СПГУ, право вносить предложение Совету Федерации о досрочном прекращении полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ в случае, если решением Конституционного Суда РФ установлено, что Председатель или его заместитель не исполняет должностные обязанности или исполняют их недолжным образом [18, 7].

Президент РФ может быть отрешен от должности по процедуре, схожей с импичментом Президента США.

Конституционно-правовая ответственность депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ не зависит от формы реализации принципа разделения властей, ее институты схожи по содержанию с аналогичными нормами демократических государств, кроме основания, по которому депутат прекращает свои полномочия в связи с роспуском парламента, что является характерным для парламентских и смешанных форм правления.

Огромную роль в реализации принципа разделения властей, в том числе путем применения мер конституционно-правовой ответственности, играет Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ вправе признавать не соответствующими Конституции РФ не только законы, но и нормативные акты органов исполнительной власти и отдельных должностных лиц. Так, одно из первых решений Конституционного Суда РФ было связано с тем, что он признал утратившим силу Указ Президента РФ № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР». Решение Конституционного Суда РФ было безоговорочно исполнено действующим тогда Президентом РФ.

Таким образом, применение мер конституционно-правовой ответственности напрямую зависит от того, каким образом реализуется принцип разделения властей в рамках установленной формы правления.


Для президентской республики характерно отсутствие конституционно-правовой ответственности должностных лиц перед парламентом, несмотря на то что парламент согласовывает назначения президентом ряда должностных лиц. Ответственность должностные лица несут перед президентом, который также имеет ряд ограничений по отрешению от должности назначенных им должностных лиц. Основным институтом конституционно-правовой ответственности является процедура импичмента, которая может быть применима к президенту, должностным лицам исполнительной власти и судьям [18, 68].

В парламентской республике исполнительная власть ответственна перед парламентом, в этой связи назначения должностных лиц происходят с одобрения парламента. Парламент выступает инстанцией конституционно-правовой ответственности (вотум недоверия, неодобрение деятельности правительства или отдельного министра, ходатайство об увольнении министра). В парламентской республике президент лишен самостоятельного права принимать меры конституционно-правовой ответственности в отношении должностных лиц и может это делать только с одобрения парламента или рекомендации премьер-министра. Вместе с тем в случае политического кризиса президент может распустить парламент и назначить новые выборы. В парламентской республике в отношении главы государства также применяется институт импичмента.

Для смешанной республики характерно разделение высшей исполнительной власти между президентом и главой правительства [21,101]. В этой связи правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. За президентом закреплена возможность привлечения к конституционно-правовой ответственности отдельных органов государственной власти и должностных лиц. Сохраняется зависимость, при которой должностные лица несут конституционно-правовую ответственность перед назначившими их органами государственной власти [12,45].

Также следует отметить, что действенным способом воздействия на должностных лиц при любой форме правления выступает институт судебного конституционного контроля. Конституционные суды и суды общей юрисдикции (американская модель) зачастую являются инстанцией конституционно-правовой ответственности, признавая утратившими силу нормативно-правовые акты, а также действия должностных лиц в случае их несоответствия Конституции. Соответствующие решения органов конституционного контроля, безусловно, обеспечивают соблюдение конституционной законности, уважение и признание прав и свобод человека и гражданина.