Файл: Теория и практика разделения властей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выполняя работы по защите конституционной демократии, правосудие не может считать свое дело исполненным, если обеспечены лишь формальные условия разделения властей, а сама публичная власть действует при столь мирном согласии ее ветвей, что между ними нет актуального или хотя бы потенциального соперничества. Такое согласие может быть приятным на вид, но для гражданской свободы оно опасно. Вместе с тем даже вялое состояние системы сдержек и противовесов, например при партийной общности президента, правительства и парламентского большинства, не означает каждый раз демократическую катастрофу, если есть оппозиция, способная хотя бы в перспективе внушительно угрожать правящей власти перспективой политического ее поражения по демократическим правилам.

Состояние демократии, однако, как и способность системы разделения властей обеспечить ее, определяет по большому счету сообщество граждан, которое либо не терпит монополию власти, либо позволяет ей быть или даже ее поддерживает. Конституционное правосудие имеет веские средства, включая свою независимость, но дать судебную защиту можно только той конституционной демократии и тому разделению властей, которые находят в обществе верную гражданскую поддержку.

В соответствии с предложенной в данной курсовой работе системой распределения полномочий между органами государственной власти ответственность Президента РФ может быть представлена следующим образом. Государственная Дума (либо любая из палат парламента) выносит обвинение, а решение об отрешении Президента РФ от должности на основании факта совершения конституционного деликта принимается Конституционным Судом РФ.

Отрешение Президента РФ от должности целесообразно проводить двумя палатами парламента при предоставлении каждой из них либо же только Государственной Думе права на осуществление расследования в отношении совершенного главой государства конституционного правонарушения в том случае, когда он остается лицом, де-факто возглавляющим орган исполнительной власти, принимающим властные решения.

В том случае, если Президент РФ обвиняется в совершении преступления, то он должен временно отстраняться от должности на основании решения Верховного Суда РФ, проверяющего доказательства, подтверждающие наличие в действиях главы государства признаков того или иного преступления. После прекращения производства по делу или вынесения Верховным Судом РФ оправдательного приговора Президент РФ должен вновь приступить к исполнению своих полномочий. Вынесение же Верховным Судом РФ обвинительного приговора следует рассматривать как безусловное основание для отрешения Президента РФ от должности.


Таким образом, будет создана форма правления, которая, с одной стороны, будет близка населению, т.к. в ней глава государства будет представлен как неотъемлемый символ опоры государства, с другой стороны, включение приведенных выше преобразований в Конституцию РФ даст возможность построить в России систему власти с четким распределением полномочий между ее органами и гарантией как их независимости и самостоятельности в принятии решений, так и ответственности за причиненный гражданам вред (материальный и юридический).

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
  2. Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 2.
  3. Авдеев Д.А. Особенности российской модели формы правления // Государство и право. 2010. № 12.
  4. Акирейкин Д.А. М.О. Меньшиков о концепции «сильной власти» в Российской империи в начале XX в. // История государства и права. 2014. № 2.
  5. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. М., 2008.
  6. Баренбойм П.Д. 300 лет доктрины разделения властей. М., 2013.
  7. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М., 2017.
  8. Бернам У. Правовая система США. М., 2016.
  9. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 2017.
  10. Богомолов Н.С. Конституционно-правовая ответственность государственных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012
  11. Гончаров В.В., Жилин С.М. Особенности использования в Российской Федерации зарубежного опыта формирования и функционирования института президента // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 23.
  12. Государственное право Германии. М., 2014.
  13. Жуков А.П. Ответственность органов исполнительной власти в системе разделения властей субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.
  14. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М., 2012.
  15. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.): В 6 т. Т. 3. 1992 год. Книга 3 / Под ред. О.Г. Румянцева. М., 2012.
  16. Карасев А.Т., Морозова А.С. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8.
  17. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2017.
  18. Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость и сервилизм // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4.
  19. Могунова М.А. Государственное право Швеции. М., 2017.
  20. Наконечный Д.В. Конституционно-правовая ответственность органов законодательной (представительной) власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
  21. Ныркова Т.Ю., Петрова Н.А. К вопросу об изменении порядка формирования Совета Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9.
  22. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим по Конституции Российской Федерации: варианты поиска эффективности осуществления государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2.
  23. Проект Конституции РФ по состоянию на 5 мая 1993 г. // Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.): В 6 т. Т. 4: 1993 год. Книга вторая (май - июнь 1993 года) / Под ред. О.Г. Румянцева. М., 2012.
  24. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
  25. Сергевнин С.Л. Судебная власть и правосудие в контексте разделения властей // Конституционное правосудие. 2012. № 2(26).
  26. Танчев Е. Разделение властей по Конституции Болгарии 1991 г. // Конституционное правосудие. 2012. № 1(25).
  27. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Изд-во «Библиотека Сербского Креста», 2014.
  28. Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность федеральных органов власти. М., 2013.
  29. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России // Государство и право. 2015. № 12.
  30. Фомичев А.В. Основы конституционного права Великобритании: Учеб. пособие. СПб., 2017.