Файл: Раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Реализация функций менеджмента в ООО «Лента»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Реализация основных функций менеджмента
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию реализации функций менеджмента
3.1. Совершенствование функции планирования
Функция организации реализуется двумя способами: посредством административного и организационного управления и посредством оперативного управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утверждённым планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
2. Делегирование полномочий.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются постав-ленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы[8,c.110].
Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления:
- установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования;
- распределение ответственности между руководителями;
- выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
- организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделении, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
Организационная структура в первую очередь направлена на установление четких взаимоотношений между отдельными подразделениями компании, распределение прав и обязанностей между ними. В нем реализуются различные требования по совершенствованию систем управления, выраженные в определенных принципах.
Организационная структура компании и ее менеджмент постоянно меняются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями. Наиболее важные факторы, которые вызывают необходимость реструктуризации компаний, заключаются в следующем:
- ускоренная разработка новых видов продукции под влиянием научно-технического прогресса в условиях усиливающейся конкуренции;
- интенсивное внедрение самых передовых технологий;
- систематическое внедрение новых методов организации и управления производством, основанных на активном использовании компьютерной техники.
Организация как процесс является функцией координации многих задач: есть два основных аспекта организационного процесса:
1. Деление организации на подразделения в соответствии с целями и стратегиями.
2. Делегирование полномочий.
Делегирование, как и термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий человеку, который берет на себя ответственность за их реализацию.
1.4. Контроль
Все современные компании работают в рыночных условиях, которые характеризуются высокой степенью неопределённости и нестабильности внешней среды. В этих условиях эффективное управление должно осуществляться с помощью большого количества информации о планировании и контроле от менеджеров.
Основная задача менеджеров - разработать эффективную систему управления.
В то же время люди являются неотъемлемым элементом контроля; следовательно, в процессе разработки контрольных процедур менеджер должен учитывать особенности восприятия и поведения сотрудников.
Понятие «контроль» (как и «власть») вызывает у сотрудников больше негативных эмоций. Для большинства работников контроль в первую очередь означает установление ограничений, принуждение, отсутствие самостоятельного выбора альтернативы и т. д.
По этой причине управление часто называют функциями управления, суть которых часто неправильно понимают. Контроль включает в себя систему, в которой руководство может установить, были ли достигнуты запланированные цели и какие меры необходимы для тех ситуаций, когда они не достигнуты.
Основными функциями управления можно считать: оперативные, упорядочивающие, профилактические, коммуникативные, информативные, защитные [9, с.106].
Особенностью управления является двойственная роль в системе управления.
В процессе глубокой интеграции управления с другими элементами системы управления в практическое применение невозможно точно определить диапазон действий сотрудника, чтобы он мог относиться только к одному элементу управления (без взаимосвязи и взаимодействия с системой управления).
Все функции управления (планирование, учёт и т. д.) так или иначе интегрированы с функцией контроля, поэтому правильное утверждение заключается в том, что контроль является неотъемлемым элементом всех этапов процесса управления; «Изолированный» этап, обеспечивающий прозрачность информации по теме качества в процессе управления на других этапах.
Эффективный контроль должен включать соответствующие цели и задачи.
Основные задачи системы управления:
- эффективно сохранять и использовать различные ресурсы и потенциал компании;
- оперативно адаптировать компанию к изменениям внутренней и внешней среды;
- обеспечить эффективное функционирование компании, ее устойчивость и максимальное развитие в условиях многоплановой конкуренции.
Для достижения целей системы необходимо определить и реализовать соответствующие задачи для достижения важных показателей эффективности корпоративного управления:
1 Деятельность организации должна соответствовать принятому подходу, основным политикам и руководящим принципам, а также стратегии.
2. Организация должна быть устойчивой с финансовой, экономической, рыночной и юридической точек зрения, сохраняя при этом ресурсы и потенциал бизнеса.
3. Наличие адекватного уровня полноты и достоверности первичной информации, качества первичной документации при принятии эффективных управленческих решений;
4. Безошибочная регистрация и обработка финансовых и коммерческих операций компании (в соответствии с доступностью, полнотой, арифметической точностью, регистрацией учета, формальным разрежением, временной достоверностью, представлением и раскрытием данных в декларациях);
5. Соответствие персонала требованиям, установленным руководством (правила и процедуры), положениям о подразделениях, должностным инструкциям, плану документации и организации работ, приказам по учётный политике и другим распоряжениям.
1.5. Мотивация
Обеспечение эффективности работы персонала возможно только через специальную работу, называемую мотивацией (стимулированием) персонала.
Мотивация - это интенсификация процесса кадровой деятельности и поощрение сотрудников к эффективной работе для достижения целей компании. Благодаря мотивации руководство может создавать условия труда, в которых работа всей команды будет прибыльной и доступной.
В процессе реализации функции мотивации менеджер выполняет действия, направленные на формирование соответствующих причин поведения коллектива, которые побуждают его действовать в интересах организации.
Мотивация управления выполняет множество функций. К ним относятся: активация функции; моторная функция; стимулирующая функция; функция постановки целей; функция вождения; регулирующая функция.
Рассмотрим их более подробно.
Основными функциями мотивации в управлении являются активация и стимулирование, то есть побуждение сотрудников организации к выполнению определенных действий, которые способствуют достижению общих целей ее развития. В этом случае сама мотивация воспринимается как совокупность мотивов, вызывающих определенную деятельность человека.
Стимулирующая функция, в свою очередь, отражает причинно-следственную связь мотивации с проявлениями поведенческой и психической активности индивидов.
Мотивационная функция постановки целей определяется преднамеренностью действий людей, которые непосредственно направлены на удовлетворение их насущных потребностей. В этом случае формируются определённые цели, представляющие собой сознательные образы ожидаемого результата, на достижение которых направлены все действия работника [13, с.115].
Руководящая функция мотивации связана с общим мировоззрением, убеждениями и идеалами личности. Ориентация личности включает в себя ряд устойчивых механизмов, которые ориентируют деятельность человека относительно независимо от текущей ситуации.
Регулирующая функция мотивации в управлении отражается в регулировании поведения работников организации, путем выравнивания их деятельности в соответствии с внутренними мотивами личности.
Совокупность мотивационных функций в управлении определяет его природу. Суть мотивации в управлении заключается в том, чтобы в конечном итоге поощрять сотрудников организации к высокой эффективности, способствуя достижению стратегических целей организации при сохранении их внутриличностных убеждений.
Мотивационный процесс в управлении обеспечивается с помощью различных методов и инструментов. Под методом, как правило, понимается способ достижения любой цели. Методы мотивации направлены на то, чтобы стимулировать такое поведение в команде, которое отвечает потребностям бизнеса.
В настоящее время на практике существует огромное разнообразие мотивационных методов. Условно они делятся на два типа (рисунок 2).
Рисунок 2. Методы мотивации
Основой экономических методов мотивации является принцип материального вознаграждения работника за хорошие результаты работы. В противном случае их называют материальными методами мотивации.
Экономические (материальные) методы мотивации могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы мотивации включают в себя: базовую и дополнительную заработную плату; награды; премирование; платежи различных видов (например, возмещение путевых расходов или дополнительная оплата за годы службы).
Косвенные экономические методы мотивации основаны на предоставлении любых нефинансовых выгод. Это может включать предоставление льготного места в дошкольных образовательных учреждениях для детей работников, предоставление работникам служебного автомобиля и т.д.
Неэкономические методы мотивации ориентированы на использование организационных и морально-психологических методов стимулирования работников к эффективной работе. В противном случае они называются нематериальными. Практика показывает, что они часто связаны с материальными методами мотивации и часто дополняют друг друга.
Нематериальные методы организационной и административной мотивации оказывают непосредственное влияние на персонал посредством системы закупок, инструкций, устных инструкций, а также контролируют их выполнение и применяют административные меры для поддержания дисциплины. Как правило, такие методы направлены на обеспечение дисциплины труда и организационной прозрачности [15, c.87].
Основные неэкономические методы организационно-административного порядка включают в себя: мотивация к целям; мотивация обогащать содержание работы; мотивация к участию в бизнесе организации и др.
Мотивация к целям подразумевает необходимость ставить интересные и актуальные цели для сотрудников, что в конечном итоге способствует достижению общих целей организации. Основой для обогащения содержания работы является необходимость предоставлять интересную, разнообразную, социально значимую работу, открывая широкие перспективы для служебного и профессионального роста работника, а также повышая его ответственность и независимость.
Мотивация участия в делах компании заключается в предоставлении работнику права голоса для решения ряда проблем. Он основан на делегировании полномочий, прав и обязанностей.
Нематериальные методы мотивации социально-психологического порядка основаны на признании сотрудников. Такое признание может быть публичным или личным. В первом случае речь идет об информировании общественности о достижениях работника, а во втором - об информировании руководства выше об успехах и достижениях работника.
Основными элементами социально-психологической мотивации в управлении являются создание условий и наличие проблем. В первом случае речь идет о создании условий, позволяющих работникам почувствовать профессиональную гордость за свою вовлеченность в порученную им работу и личную ответственность за ее результаты. Во втором случае это означает создание возможностей для всех сотрудников организации продемонстрировать свои способности на рабочем месте, чтобы они могли справляться с поставленной задачей лучше, чем другие, и чувствовать свою значимость.