Файл: Раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Реализация функций менеджмента в ООО «Лента»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Реализация основных функций менеджмента
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию реализации функций менеджмента
3.1. Совершенствование функции планирования
Введение
Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, осуществляемый с целью достижения целей, установленных рациональным использованием материальных и профессиональных ресурсов и в соответствии с принципами, функциями и методами научного управления.
Менеджмент - это современная система управления бизнесом, которая работает в условиях рыночной экономики. Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «менеджмент», его синонимом. Однако есть разница. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, технологии управления, биологические процессы, состояние. Другими словами, управление - это более широкое понятие. Управление используется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, осуществляемый для достижения целей за счёт рационального использования материальных и профессиональных ресурсов.
Управление - это сознательная и осознанная деятельность человека, с помощью которого он организует и подчиняет элементы внешней среды - общество, одушевлённую и неживую природу, технологии на службе его интересов. Управление - это процесс, который направлен на достижение определённых целей.
Содержание управления может быть раскрыто различными способами, включая создание среды, способствующей организации усилий по достижению целей группы. Координируя действия группы, менеджер планирует и организует работу, отбирает персонал, распределяет действия и контролирует их выполнение. Работа руководителя носит универсальный характер и не зависит от цели организации, будь то военная, религиозная или производственная. Все менеджеры, независимо от их положения в организации, выполняют определённые общие функции, направленные на достижение их целей. Правильное выполнение этих функций - это и наука, и искусство.
С функциональной точки зрения управление - это выполнение следующих основных функций: планирование, организация, контроль, мотивация, стимулирование.
Функции управления являются независимыми, специализированными и изолированными областями управления. Эти функции называются базовыми функциями, потому что они должны выполняться при выполнении всех конкретных функций. Конкретными функциями являются те, для выполнения которых создаются функциональные службы в промышленных компаниях и других организациях, связанные со спецификой их деятельности.
Назначение конкретных функций управления, необходимых для организации управления, обучения персонала и организационной структуры. Они отражают специфику деятельности конкретной социально-экономической системы. Все основные функции управления взаимозависимы и образуют цикл управления.
Цель курсовой работы- раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и отражение функций менеджмента в системе менеджмента;
- проанализировать процесс реализации функций менеджмента в торговом предприятии ООО «Лента»;
- разработать рекомендации по совершенствованию реализации функций менеджмента.
Объект исследования - функции менеджмента.
Предмет исследования- реализация функций менеджмента в торговом предприятии.
Глава 1. Понятие функций менеджмента и системы менеджмента
1.1. Функции менеджмента как отражение процесса управления
Функция управления - это особый вид управленческой деятельности, посредством которого тема управления влияет на управляемый объект.
Процесс управления представляет собой совокупность и непрерывную последовательность взаимосвязанных исполнительных действий при реализации функций управления, выполняемых по определённой технологии, направленных на достижение целей социально-экономической системы.
Функция управления отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, набор обязанностей подсистемы управления (субъекта управления). Конечным результатом управления является развитие влияния руководства, команды, порядка на достижение цели. Работник может выполнять несколько функций, несколько работников могут выполнять функцию. Каждая функция управления соответствует объему конкретного процесса управления, а система управления для конкретного объекта или действия представляет собой набор функций, связанных одним циклом управления.
Все функции управления можно разделить на два признака: содержание процесса управления (основные функции) и направление воздействия на бизнес-объекты (конкретные или специфические функции) [7, с. 99].
Основные функции являются основополагающими для всего процесса управления, а конкретные функции отражают характеристики конкретной управленческой деятельности сотрудников. Они изучаются по специальным дисциплинам:
- исследование основных продуктов, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, право и т. д.
Наиболее полное содержание управления как процесса отражает основные функции. Они представляют собой общее условие управления социальными и социально-экономическими процессами.
Основными функциями управления являются:
- Форсайт - прогнозирование, постановка целей, стратегическое планирование.
- Прогнозирование - это прогноз производительности компании.
Определение целей состоит в том, чтобы определять цели в соответствии с потребностями компании в отношении продуктов (услуг), производимых компанией, гарантируя ресурсное обеспечение целей и их достижимость.
Цели - это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности.
Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.
Социально-экономические и, в частности, производственно-экономические системы являются многоцелевыми.
Основная задача менеджеров - добиться реальных конечных результатов. Менеджеры должны правильно определить, уточнить свои цели, установить цели для персонала, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать [10, с.205].
Менеджер должен постоянно следить за целями и результатами их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс координации и определения взаимного соответствия целей и результатов.
1.2. Планирование
Планирование как функция менеджмента может считаться основополагающей функцией. Дело здесь не в том, что она самая главная, она основная. С этой функции начинается весь процесс управления.
Сущность функции планирования заключается в нахождении и закреплении основных ориентиров или направлений деятельности любой организации. Поэтому говорить о том, что планирование это создание планов очень узко и неточно.
Значение планирования для менеджмента можно представить в виде рисунка 1.
Рисунок 1. Значение планирования для менеджмента
Процесс планирования будет включать в себя ряд процедур и действий:
— сбор информации по ситуации или проблеме;
— анализ информации;
— нахождение направлений действий и формулировка целей, стратегий и планов;
— создание структуры или иерархии планов;
— внедрение разработанных планов;
— отслеживание выполнения планов.
Все это операции, которые могут выполняться в процессе планирования. Кроме того этот список можно и расширить, скажем дополнить написанием программ и проектов, которые будут находиться вне циклов планирования, но также похожи по процессу создания на разработку планов-целей[5,c.110].
Указанные элементы планирования как функции управления повторяют ряд этапов процесс принятия и разработки решений.
Почему планирование является основой управления? Как уже сказано выше, с планирования мы начинаем управление. И дело здесь в том, что плановые показатели задают основу работы. По существу планы это ориентиры или указатели, они говорят нам, куда мы идёт, к чему стремимся, и когда хотим этого достичь. Имея чёткие целевые установки гораздо проще идти к намеченной цели. Собственно это и есть первооснова планирования для менеджмента.
Система планов организации.
То, что создаётся в процессе планирования принято называть системой планов организации. Сама эта система очень разносторонняя, и включать в себя может кроме планов, также программы, проекты, стратегические направления развития, видение и тому подобные целевые ориентиры.
Какие же бывают планы? Укажем наиболее известные разновидности.
С точки зрения организационной деятельности обычно выделят:
— план организации, всей сразу, характеризующий ее деятельность как единого механизма;
— план подразделения, он говорит о том, чем будет заниматься само это подразделение;
— план конкретного сотрудника, это наиболее мелкая форма плана, характеризующая будущую деятельность конкретного сотрудника на конкретной должности, обычно составляется самим сотрудником или его руководителем или совместно;
— план дочерней компании – это, по сути, план подразделения, но более крупного, используется лишь тогда, когда организация имеет такую сложную структуру.
По срокам или временному горизонту выделяют планы:
— дальнесрочные – самые большие планы по времени сегодня более 5 лет, для бизнеса большая редкость, в силу изменчивости внешнего окружения;
— долгосрочные – по срокам сегодня составляют 3-5 лет, самые длительные планы для коммерческих организаций;
— среднесрочные – чаще всего срок таких планов 2-3 года, используются как самостоятельная форма редко;
— краткосрочные – срок выполнения до одного года, самая распространённая форма планов;
— оперативные – составляются на короткие сроки полгода, месяц, декаду или пятидневку, включают в себя детально прописанные действия и ресурсы.
Основа таких планов заключается в том, что чем больше срок исполнения плана, тем меньше в нем конкретики и больше общих направлений. Краткосрочные же планы наоборот имеют чёткое описания, что и как надо делать и сколько ресурсов для этого взять.
К этой же классификационной группе близки и планы с точки зрения текущих или перспективных процессов:
— стратегические планы – нацелены на общие, как правило, долгосрочные цели организации;
— тактические планы – развивают стратегические, разрабатываются на короткий срок;
— бизнес-планы – разрабатываются под конкретные проекты и идеи или привлечение ресурсов;
— прогнозы – имеют дальний горизонт планирования и говорят о возможностях больше недели о конкретных и чётких направлениях действий.
Кроме того планы могут различаться в зависимости от содержания хозяйственной деятельности:
— план производства;
— финансовый план;
— план маркетинга;
— план сбыта;
— план продаж;
— план по персоналу.
Данная группа планов в первую очередь связана с функциональной структурой организации, когда каждое подразделение имеет свой план действий, а организация соответствующее направление в данной функции.
1.3. Организация
С правильными планами вы можете перейти к следующей функции управления - организации. В организации есть функция управления, которая заключается в правильном распределении задач и полномочий, а также необходимых ресурсов среди сотрудников. В процессе реализации функции организации происходит развитие организационной структуры компании.
Важной управленческой функцией является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных связей между всеми подразделениями компании, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс является функцией координации многих задач.