Файл: Оценка готовности детей к школе (Факторы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переход в школу ребенка является переломным моментом в его жизни, особенно значимым в социально- психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, новому положению в обществе.

Проблема готовности к школе изучалась и рассматривалась как за рубежом, так и у нас в стране. Представители зарубежной психологической школы (С. Штрембел, Я. Йирасек, Г. Гетцер, А. Анастази, Й. Шванцара, А. Керн) изучали проблему в аспекте школьной зрелости.

У зарубежных авторов, рассматривающих школьную зрелость, нет четкого и однозначного определения этого понятия. Так, по мнению А. Анастази, школьная зрелость подразумевает собой овладение знаниями, способностями, умениями и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

По мнению Я. Йирасека [7], достижение школьной зрелости во всех компонентах психологической структуры влияет на соматическое и психическое развитие ребенка от факторов, которые оказывают воздействие на них. Наиболее четко определяется школьная зрелость - как достижение такой степени в развитии, когда дошкольник «становится способным принимать участие в школьном обучении».

В качестве компонентов готовности к обучению в школе выделяются: эмоциональные, умственные и социальные компоненты [7]. Так как, понятие «вводные навыки» предполагает взаимосвязь между успешностью обучения в школе уровнем обучаемости ребенка в дошкольном возрасте и его развитием.

Можно сказать, что под личностной готовностью к школьному обучению рассматривают достаточный и необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению – является важным этапом психологического развития в период дошкольного детства.

Анализируя рассмотренные ранее работы зарубежных психологов, видим, что дошкольник, подготовленный к школе, должен не только обладать достаточным для усвоения школьной программы набором умений и знаний, так и быть способным взаимодействовать в коллективе сверстников, подчиняться требованиям учителя и школьного распорядка. Так поступающий в школу дошкольник, по изучению психологов зарубежья, обладает достаточной интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью.

Таким образом, требования к знаниям детей, поступающих в школу, постоянно растут. Сегодня особенно важно, чтобы ребенок имел начальные навыки чтения и письма. Ребенок должен уметь не только сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать свое внимание в течение всего урока, не должен отвлекаться на посторонние дела. Слушая объяснения учителя, ребенок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в своей жизни, представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной учебы в школе также необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитым воображением.


Говоря о личностной готовности к школе, следует дать определение психологической готовности. Так, Венгер Л.А. определяет психологическую готовность как необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

У большинства детей такая готовность складывается к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен понять их и справиться ними. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором обязаны присутствовать все главные элементы, но степень их становления может быть различной[2].

Когда речь идет о личностной готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально - этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Интеллектуальная готовность – это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности. Характеризуя эмоционально - волевую готовность к обучению в школе, следует выделить умение ребенка ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации[12].

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что проблема личностной готовности детей к школьному обучению является наиболее важным вопросом. При подготовке детей к школе следует уделить особое внимание их психическому и умственному развитию, особенностям развития познавательных функций и эмоционально - волевой сфере.

1.2. Факторы готовности к школьному обучению

Факторы психологической готовности к школьному обучению определяют разные требования, которые обучение предъявляет к психике ребенка. Однако большинство исследователей сходятся на том, что основными факторами готовности являются умственная и личностная готовность к школьному обучению. 

Умственная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение знаниями, умениями и навыками. Поэтому задачами умственного развития ребенка к началу школьного обучения являются развитие восприятия и сенсорных способностей, наглядно-образного мышления и знаково-символической функции, начальных форм произвольного внимания и речи. Коррекция речевого развития в этом возрасте осуществляется в рамках специализированной логопедической помощи. [3]


Развитие сенсорных способностей ребенка-дошкольника осуществляется через их целенаправленное формирование, которое заключается в том, что ребенок должен усвоить систему сенсорных эталонов и сформировать перецептивные операции, которые в дошкольном возрасте имеют моделирующий характер.

Важное значение имеет развитие познавательных мотивов ребенка, его стимулирование самостоятельной познавательной активности, что приводит, в свою очередь, к формированию рефлексивности и креативности, развивает самостоятельность поиска решения проблемы.

Как было замечено ранее, наглядно-образное мышление, формируясь на рубеже 3-х лет жизни ребенка, продолжает оставаться «несущим» и в дошкольном и младшем школьном возрасте. Конечно, в процессе обучения интенсивно развиваются разные формы логического мышления, однако наглядно-образное мышление в обучении еще долго является «опорным». К началу школьного периода ребенок должен уметь выявлять и отражать объективные связи и отношения действительности в виде наглядно-пространственных моделей. У него должны быть сформированы умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. Развитие логического мышления к школе связано с развитием обобщающей и символической функций речи.

Речевое развитие должно быть представлено сформированностью основных новообразований дошкольного периода: у ребенка должна быть сформирована контекстная речь и развиваться диалогическая ситуативная речь. Словарный запас должен быть достаточно богатым и активным, должна быть сформирована звуковая и грамматическая правильность речи, интонационные и лексические средства должны правильно применяться для формирования правильной выразительности речи. Речь должна быть связная, контекстная. Главной задачей речевого развития на данном возрастном этапе должно быть формирование планирующей и регулирующей функций речи.

Формирование памяти в дошкольном возрасте направлено на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка – выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредования. [17]

И, наконец, развитие внимания определяется задачами становления умения ребенка контролировать свою деятельность, то есть функциями произвольности.

Личностная готовность подразумевает сформированность социальных и познавательных мотивов, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенные уровни развития общения, самосознания, коммуникативную зрелость как сформированность средств, навыков и желания общаться.


Развитие произвольности как умения ребенка планировать, регулировать и контролировать свою деятельность в соответствии с принятым образцом, его способность  управлять своими психическими процессами, сформированность воли, которая позволяет ребенку проявлять упорство, настойчивость, умение доводить работу до конца – все это является показателями волевой готовности ребенка.

Мотивационная готовность предполагает, что ребенок хочет учиться, понимает и обосновывает важность и необходимость учения, ему интересно узнавать то, чему учат в школе.

Эмоциональная готовность проявляется в разнообразии переживаний ребенка, способности правильно реагировать на похвалу и порицание, умение сдерживать, регулировать проявления своих чувств, преобладание положительных эмоций. [22]

Эмоциональная готовность – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции [5, С. 7]. По определению B.C. Мухиной, нравственное развитие личности ребенка- дошкольника определяется знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка [16, С. 180].

Г.Г. Петроченко пишет, что нравственная подготовка к обучению в школе включает в себя формирование чувства коллективизма, дисциплинированности, дружбы и взаимопомощи, доброжелательного отношения к сверстникам, привычек культурного поведения, вежливости, предупредительности, приветливости, аккуратности, бережного обращения с вещами, скромности, правдивости, честности, доброты, жизнерадостности, чувства патриотизма и интернационализма [18, С. 152].

Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло указывают на то, что эмоционально-нравственная готовность к школьному обучению представлена способностью дошкольников устанавливать и поддерживать деловые и личностные отношения со взрослыми и сверстниками, соблюдением нравственных норм и правил поведения в коллективе [9, С. 102].

Г.Г. Петроченко подчёркивает, что если до школы у ребенка накоплен положительный нравственный опыт, воспитаны привычки и устойчивые мотивы поведения, то он легче приобщается к общественной жизни коллектива, к усвоению новых правил нравственного поведения, к выполнению тех нравственных требований, которые предъявляются школьнику [18, С. 153].

Следующим важным компонентом школьной психологической готовности является мотивационная готовность. Мотивационная готовность подразумевает положительное отношение ребенка к школе, к учению и основывается на желании занять новую социально значимую позицию – позицию школьника.


Русские педагоги-просветители 18-19 веков: Н.И. Новиков, В.Ф. Одоевский, Д.И. Писарев прочно связывали успех обучения и умственного развития ребенка с уровнем сформированности мотивов учения. Этой проблемой в наши дни занимаются многие ученые педагоги и психологи. Их исследования доказывают связь успехов обучения ребенка с уровнем сформированности его мотивов учения. Большинство психологов, занимавшихся изучением учебной мотивации первоклассников, приходят к выводу, что наиболее часто встречаются у детей широкие социальные мотивы.

Разные авторы относят к ним следующие мотивы: мотив важности образования (Л.И. Божович); мотив понимания важности и нужности учения (Р.А. Жданова); мотив долга, ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.; мотив самоопределения (понимание значимости знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.д.) и самосовершенствования (получить развитие в результате чтения и т.п.) (М.В. Матюхина) и т.д. На втором месте стоят узколичностные мотивы: мотив благополучия и престижности (М.В. Матюхина), мотив понуждения (Р.А. Жданова), мотив будущей профессии (Л.И. Божович) и т.д. На третьем месте находятся учебно-познавательные мотивы. Л.И. Божович относит к учебно-познавательным все мотивы, связанные с интересом к учению.

Л.И. Божович, признавая наиболее важным в психологической готовности мотивационный план, выделила две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностью ребенка общаться с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми для ребенка умениями, навыками и знаниями [1, С. 257].

Вывод по главе 1

Таким образом, психологическая готовность ребенка к школьному обучению – сложное системное образование, которое обеспечивает успешное включение ребенка в процесс школьного обучения и его эффективность. И те компоненты психической жизни ребенка, которые являются предметом развития в дошкольном периоде жизни ребенка, на более старших этапах онтогенеза уже будут являться предметом коррекции.

Основным психолого-педагогическим условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению является сформированность всех компонентов готовности к школьному обучению: интеллектуального, волевого, эмоционально- нравственного, мотивационного. Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни.