Файл: Оценка готовности детей к школе (Факторы готовности к школьному обучению).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
1.1. Проблема готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе
1.2. Факторы готовности к школьному обучению
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
2.1. Организация и методы исследования готовности к школе
2.2. Анализ результатов исследования оценки готовности к школе
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема психологической готовности ребенка к обучению в школе представляется одной из главных. Как известно, готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, общественного и психологического становления ребенка. Это в совокупности является различными сторонами ее проявления во всевозможных формах активности.
Поступление в школу – это один из важнейших периодов развития человека, период вступления в новую жизнь, открытие мира знаний, переход на новую социальную ступень, приспособление к новым требованиям, правам и обязанностям. Однако, с каждым годом, этот процесс становится все более нежелательным и более болезненным для детей: снижается учебная мотивация, уменьшается познавательный интерес, ухудшается соматическое и психологическое здоровье обучающихся.
Кроме того, все чаще школа становится источником разнообразных психологических проблем и трудностей детей. Это может быть связано с отсутствием индивидуального подхода, усложнением образовательных программ, повышением требований к ребенку, как со стороны учителей, так и со стороны родителей, возникновение школьного буллинга и т.д.. Одним из основных факторов, влияющих на возникновение «школьных» трудностей, особенно на начальных этапах обучения, является несформированность психологической готовности к школьному обучению, то есть школьная незрелость.
Следует отметить, что возраст поступления ребенка в школу является немаловажным аспектом, определяющим готовность или неготовность ребенка к школьному обучению. Это объясняется следующим: если у ребенка семи лет психологическая готовность к школьному обучению к моменту поступления в первый класс уже, в целом, сформирована, то у ребенка шестилетнего возраста формирование психологической готовности завершается к концу первого года обучения, однако этому должен способствовать специально разработанный подход к детям [5]. Отсюда следует, что одной из самых главных задач, стоящих перед системой дошкольного воспитания, является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к обучению в школе. Но весь парадокс современной образовательной ситуации заключается в том, что, согласно введенным федеральным государственным образовательным стандартам, дошкольные образовательные организации и учреждения уже не обязаны обеспечивать подготовку детей к обучению в школе (обучение навыкам письма, чтения и счета), а лишь призваны всесторонне развивать его личность. Таким образом, возникает вполне правомерный вопрос: так кто же должен формировать, контролировать и корректировать психологическую готовность детей к школьному обучению: школа или детский сад?
Объектом исследования готовность к школьному обучению.
Предметом исследования является психологические факторы готовности к школьному обучению.
Целью данной работы: теоретически обосновать и экспериментально исследовать готовность к школе.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем постановки и решения логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему работы.
Задачи исследования:
- Изучить проблему готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе;
- Определить основные факторы готовности к школьному обучению;
- Провести диагностику психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе;
- Анализ результатов исследования диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
- Разработать рекомендации по формированию психологической готовности к школе.
Методологической основой исследования выступают:
- подходы к изучению феномена готовности ребенка к обучению в школе: системный (В.И. Логинова), личностный (Л.И. Божович), интегративно-личностный (Л.И. Коломийченко, Н.Ю. Зеленина, Н.А. Зорина, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева и др.).
- общетеоретические положения отечественной дошкольной педагогики и психологии в области подготовки и готовности детей к школе (А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Т.Н. Доронова и др.)
- теоретические положения о психолого-педагогическом сопровождении в дошкольной образовательной организации (К.Ю. Белая и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный, метод моделирования);
- экспериментально-эмпирические (эксперимент, тестирование);
- психодиагностические (Тест «Исследование интеллектуального уровня» Керна-Йерасека; «Лабиринт» Н.И. Озерецкого; работа с парными картинками).
Теоретическая значимость определяется полученными научными результатами исследования, которые могут дополнить теорию и методику исследования психологических факторов готовности к школьному обучению.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
1.1. Проблема готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе
Проблема личностной готовности к школьному обучению детей старшего возраста в школе чрезвычайно актуальна. Показатели подготовки определяются путями формирования психики и зависят от определения содержания обучения и целей воспитания в дошкольных учреждениях и успешности обучения и последующего развития старших дошкольников в школе. Психологическая готовность к школьному обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а развитие всех сторон личности ребенка.
Формирование личностной готовности к школьному обучению в условиях системы дошкольного образования и воспитания у дошкольников старшего возраста представлено в аспектах теоретических трудов и исследованиях различных отечественных и зарубежных психологов и педагогов, таких как Д.Б. Эльконина, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Р.В. Овчаровой, Л.И. Божович, М.М. Безруких, Н.Е. Вераксы, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, A.A. Люблинской, B.C. Мухиной и других.
«Психологическая готовность к школьному обучению – это достаточный уровень психического развития дошкольника для освоения школьной учебной программы в условиях системы обучения в группе сверстников», – дает определение Н.И. Гуткина [4].
Психологическая готовность структуры в целом, развитие которой обусловлено количественными и качественными изменениями составляющих ее взаимосвязей и учебных качеств, представлена авторами Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадриковым.
Дается аналогичное определение Е.А. Грудненко [2]: готовность к школьному обучению – это состояние целостности психики ребенка, обеспечивающее принятие успешности системы требований, предъявляемых школой и учителем в целом, а также успешное овладение новой для ребенка деятельностью, и социально новыми ролями.
Понятие «школьная зрелость» в психолого-педагогических источниках определяется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который помогает ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.
Проблема личностной подготовки к школьному обучению в последнее столетие стала актуальной среди различных специальностей. Исследователи разных специальностей изучают и анализируют критерии готовности к школьному обучению, рассматривают возраст, с которого актуально начинать обучение детей в школе. Интерес к данной проблеме показывает то, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — качества будущей постройки и залог надежности.
В России первым кто заинтересовался данной проблемой, был К.Д. Ушинский. Исследуя психические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы сосредоточения внимания, памяти, воображения, мышления и обнаружил, что успех в обучении достигается при определенных показателях развития этих психических функций. Так, одним из главных противопоказаний к началу обучения является слабость внимания у ребенка, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов». И действительно, ребенку тяжело будет учиться, если у него плохо развиты коммуникативные навыки [2].
Также следует отметить вклад Л.С. Выготского в исследование этой проблемы. Он писал, что именно в дошкольном возрасте формируются знания, необходимые для начала школьного обучения, и именно в это период происходит развитие основных психических функций.
Изучая вопрос о готовности ребенка к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К более значимым предпосылкам он причислял такие, как способность ребенка ориентироваться на систему правил в работе, способность выслушивать и исполнять указания старшего, способность трудиться согласно стандарту и др. Как известно, все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а собственно: утрата непосредственности в общественных взаимоотношениях, обобщение переживаний, сопряженных с оценкой, типичные черты самоконтроля. После анализа данных предпосылок Д.Б. Эльконин выделил следующие умения для успешной учебной деятельности [23]:
• умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
• умение ориентироваться на заданную систему требований;
• умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
• умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу[23].
Изучая проблему психологической готовности к школе, можно сказать о двух ее аспектах: интеллектуальной и личностной готовности [2].
Важным показателем личностной готовности выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», определяющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате потребности в общении со взрослым на новом уровне и сплава познавательной потребности. Исследуя проблему подготовки дошкольников к школе, важным ставится сформированность овладения психологических предпосылок к учебной деятельности [8]. Данные предпосылки появляются из особенностей психического развития дошкольников в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Предъявляемая современная действительность рассматривает высокие требования к взрослому человеку. Таким образом, требования растут и к современному ребенку - полноправному члену общества. Все это касается школьного образования.
Исследуемая проблема подготовки дошкольников к обучению в школе всегда была актуальна, она всегда была и будет в центре внимания психологов и педагогов с того момента, как появились общественные учебные заведения и будет актуальной в связи так как, от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения детей. Обращая внимание на тот момент, что решение этой проблемы изменяется в зависимости от новых изменений в самой системе образования, которые в свою очередь показывают изменения, происходящие в общественном сознании.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе проблема подготовки дошкольников к обучению в школе рассматривается в разных аспектах. Известными педагогами прошлого века было предложено немало интересных идей о том, что детям нужно развивать их активность, давать не только знания, но и развивать их самостоятельность, приучать к умственному труду (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо).
Большинство отечественных психологов и педагогов рассматривают готовность детей к школьному обучению с позиций формирования их интеллектуальной готовности к обучению, которая обеспечивает полноценную адаптацию детей к школе (Ю.В. Карпов, А.В. Запорожец, Т.С. Яковлева, Н.Н. Поддъяков, П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева), считая главным в данной интеллектуальной готовности.
На сегодняшний момент достаточного уровня подготовки к школьному обучению получают меньше половины детей старшего дошкольного возраста, что делает задачу подготовки детей к школе одной из важных психолого-педагогических задач и сохраняется одной из наиболее актуальных проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей.