Файл: Оценка готовности детей к школе (Факторы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.

15. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.

16. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.

17. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.

18. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

• не бояться трудностей;

• стремление преодолевать их;

• не отказываться от намеченной цели.

Взрослые должны стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

– устойчивости чувств;

– глубины чувств и эмоций;

– осознания причин появления тех или иных эмоций;

– проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

– эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок и рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки) [13].

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  • Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  • Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
  • Практиковать приходы детей - школьников в детские сады.
  • Использовать загадки на школьную тему.
  • Использовать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»
  • Создавать условия для сюжетно-ролевой игры со школьной тематикой «Уроки», «Библиотека», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания».
  • Вполнять домашние задания (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, из которых затем можно сделать выставку «Наши папы и мамы - школьники».

Существуют следующие методы и средства для развития готовности в сфере общения:


• методика обучения выразительным движениям через проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений;

• инсценировка эмоциональных состояний, сознание детьми эмоций, называние их;

• методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций (мимика в рисунках, игра в «кляксы», свободное и тематическое рисование, музыка);

• психогимнастика - специальный курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Основной акцент в данном курсе делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретение навыков в саморасслаблении.

Вывод по главе 2

Таким образом, при анализе результатов эксперимента по выявлению особенностей психологической готовности к школьному обучению у детей можно выделить наличие таких проблем, как недостаточный уровень развития наглядно-образного мышления и умственных операций, волевого компонента и произвольности поведения у детей. Кроме того, у детей отмечается проблема недостаточного уровня развития мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению.

К средствам, способствующим эффективному формированию у детей 6-7 лет психологической готовности к школе можно отнести:

• организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной) информацией об особенностях школьной жизни и формирование на этой базе положительного эмоционального отношения к данному процессу;

• осуществление формирования у детей произвольности и ориентации на сложную систему требований в ходе специально разработанных занятий;

• использование сюжетно-ролевой игры в процессе формирования у детей учебно-познавательной мотивации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, готовность ребёнка к школе это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности/неуспешности ребёнка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребёнка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворённым своим статусом школьника.


Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей. Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с ними.

Психологическая готовность – это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль - роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни. иметь новый уровень свободы и ответственности. Его уже не удовлетворяет положение детсадовского малыша – он равняется на старших детей. Появление такого нового самосознания сигнализирует о готовности ребёнка к новой общественной роли – позиции «школьника».

Это умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин. Когда ребёнок и без отметок учителя чувствует, что он усвоил, а над чем еще надо поработать.

В ходе экспериментального исследования личностной готовности к школе у детей, было выявлено что у детей уровень готовности к школе достаточно низкий и требует коррекции.

К средствам, способствующим эффективному формированию у детей 6-7 лет психологической готовности к школе можно отнести:

• организация и насыщение видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной) информацией об особенностях школьной жизни и формирование на этой базе положительного эмоционального отношения к данному процессу;

• осуществление формирования у детей произвольности и ориентации на сложную систему требований в ходе специально разработанных занятий;

• использование сюжетно-ролевой игры в процессе формирования у детей учебно-познавательной мотивации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под. ред. Д.И.Фельдштейна. Воронеж: МОДЭК, 2001. С. 213-245.
  2. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. [сайт]. URL: http://sibac.info. (Дата обращения: 27.05.2019).
  3. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. [Текст]: пособие для психологов и педагогов ДОУ / Е.А. Грудненко. М.: Детство-Пресс, 2013. 176 с.
  4. Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2009. 208 с.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2011. 208 с.
  6. Иванова Л. В., Пермякова Н. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15435.htm. (Дата обращения: 27.05.2019)
  7. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  8. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  9. Кондратенко Т.Д., Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение старших дошкольников. – Киев, 2006. –152 с.
  10. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2000. 32 с.
  11. Кулаковская В.И. Ребенок и школа / В.И. Кулаковская // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 5. 6-9 с.
  12. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. - М.: Смысл, 2009. 426 с.
  13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008. 192 с.
  14. Меркулова И.В. Первоклассник XXI века / И.В. Меркулова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4 (13). 11-13 с.
  15. Монина Г.Б. Психологический аспект подготовки ребенка к школе / Г.Б. Монина // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 3 (30). 64-65 с.
  16. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А. Венгера, — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2009. 272 с.
  17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.
  18. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред. А.М. Леушиной. – Минск: Выш. шк., 2005. – 206 с.
  19. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2011. 232 с.
  20. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. - М.: МПСИ, 2009. 432 с.
  21. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. - 2001. - № 3-4. 30¬34 с.
  22. Стожарова М.Ю. Предшкольное образование. Модели и реальность. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. 224 с.
  23. Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. - 2011. - Т. 67. № 1. 12-16 с.