Файл: Оценка готовности детей к школе (Факторы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы считаем, что формирование элементов психологической готовности к школе у старших дошкольников буде эффективным в ходе целенаправленной работы при использовании таких средств, присущих дошкольному детству: бесед, экскурсии, специально организованных занятий, сюжетно-ролевой игры.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

2.1. Организация и методы исследования готовности к школе

Поступление ребенка в школу совпадает по времени с возрастным кризисом развития и представляет собой серьезное испытание его адаптационных возможностей. У одних детей адаптация к школе проходит вполне успешно, у других напротив новая социальная ситуация развития становится ситуацией риска. Состояние риска возникает как следствие ситуаций характеризующихся нарушением равновесия между личностью и средой, и характеризуется тем, что ребенок, не имеющий противопоказаний к обучению по общеобразовательным программам, в процессе этого обучения обнаруживает адаптационные нарушения, проявляющиеся на разных уровнях его индивидуальной организации [15].

Своевременно выявить детей такой «группы риска» и провести с ними коррекционно-развивающую работу помогает проведенная заранее диагностика готовности детей к обучению в школе.

Цель: целенаправленное комплексное изучение психологической готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

  1. Определить показатели и критерии оценки уровня развития системообразующих компонентов готовности к школьному обучению.
  2. Осуществить отбор диагностического инструментария для выявления уровня психологической готовности ребенка к школе.
  3. Провести диагностическое обследование детей 6-7 лет для оценки уровня готовности к обучению в школе.
  4. Осуществить анализ полученных данных для выявления детей не готовых к школе.

В исследовании были использованы следующие методы:

Теоретический - это анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.

Эмпирический - эксперимент и тестирование по методикам.


Характеристика использованных методов и методик исследования:

В экспериментальном исследовании использовались теоретические методы такие как: аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный, метод моделирования.

Анализ литературы - это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности. Работа с литературой включает в себя составление библиографии перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; выделение главных идей и положений работы [22, с. 51].

Обобщение - это форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира. Обобщение - это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них. Всякое обобщение должно иметь основание, т. е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием [4, с. 47].

Сравнение - это метод познания действительности, который устанавливает общие и отличительные параметры между процессами, явлениями, объектами. Основу этого метода составляет сравнение отдельных параметров или совокупных признаков исследуемых объектов, установление различий и сходств между ними.

Метод моделирование - это метод познания явлений и процессов, который основывается на замене, теоретической или экспериментальной, объекта исследования похожем на него (моделью). Указанный метод применяют, если непосредственное изучение предметов, процессов, явлений невозможно или нецелесообразно. Использование метода моделирования позволяет познавать недоступные для исследователей процессы и явления, четче представлять их [15 с. 23].

Эксперимент — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.

Тестирование - это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки. Являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование, обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых. Основные достоинства данного метода: стандартизация условий и результатов, оперативность и экономичность, количественный понятийный характер оценки, оптимальная трудность заданий и надежность результатов [15, с. 106].


Охарактеризуем используемые в исследовании методы и методики:

Методика 1. Тест «Исследование интеллектуального уровня» Керна-Йерасека.

Все три задания графического теста Керна-Йерасека на готовность к обучению в школе направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации зрения и движения руки. Кроме того данный тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка.

Тест состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе, затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего уровня, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - ниже нормы.

Методика № 2. Работа с парными картинками (выбор по образцу)

Цель: изучение развития интеллекта.

Диагностическое оборудование: три пары картинок.

Процедура проведения: Методика проводится индивидуально.
Сначала перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках обследователя. Обследователь указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем обследователь закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. Если ребенок не понимает, чего от него требует обследователь, последний передвигает карточки ребенка другому взрослому и таким же точно жестом, каким только что просил у ребенка, просит взрослого дать парную картинку. Затем «хвалит» взрослого за удачно выбранную картинку и снова подвигает картинки ребенку.

После того как ребенок подал одну картинку, обследователь кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую и меняет лежащие перед ним картинки местами. Просит дать ту же самую (ту, которую ребенок давал последней). Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из 2 картинок, обследователь убирает их и на их место кладет 4 другие. Если ребенок правильно осуществляет выбор 4 картинок (выбор организуется точно так же, как с двумя картинками), обследователь убирает 4 картинки и на их место кладет 6 новых. Выбор из 6 картинок также производится по одной, и каждая картинка, после того как ребенок дал ее обследователю, кладется на прежнее место. В процессе выбора картинки можно менять местами.


Во время записи работы с парными картинками фиксируется:

  • Принимает ли задачу.
  • Осуществляет ли выбор (обследователь записывает название картинок и против каждой проставляет плюс или минус).
  • Обучается ли ребенок.

Методика №3 «Лабиринт» Н.И. Озерецкого

Цель: выявление уровня развития зрительно-моторной координации.

Стимульный материал: рисунок лабиринта (ксерокопия)

Выполнение: Ребенок должен провести непрерывную линию между нарисованными границами, стараясь не касаться границ и не отрывать карандаш от бумаги.

Анализ результатов.

При безошибочном выполнении ребенок получает 0 баллов.

За каждое касание границ и отрыв карандаша от листа начисляется 1 балл.

Высокий– 0 баллов.

Средний уровень – 1-2 балла

Низкий уровень - 3 балла и более.

Эта методика была нами модифицирована. Ребенку предлагается провести непрерывную линию внутри лабиринтов, повторяя все изгибы, не касаясь ограничительных линий.

Инструкция к выполнению задания.

Лабиринт № 1. «Проведи линию в лабиринте посередине дорожки. Задевать за края нельзя. Соблюдай все повороты. Работай быстро и аккуратно».

Педагог, настраивая ребенка на успешное выполнение задания, подбадривает его: «Ты уже большой, умеешь хорошо рисовать (писать), скоро пойдешь в школу. Я думаю, что это для тебя легкое задание. Ты аккуратно и быстро все сделаешь». В любом случае по окончании оценка должна носить положительный характер.

Лабиринт № 2. Ребенку предлагается выполнить то же задание. Но педагог только объясняет, что нужно сделать и держится отстраненно. Не подбадривает ребенка и не выражает никакого отношения к тому, что тот делает.

Сравнивая поведение ребенка в первой и второй ситуации, можно сделать заключение о том, насколько уверенно чувствует себя ребенок в ситуации, когда он должен действовать самостоятельно, не рассчитывая ни на чью поддержку.

2.2. Анализ результатов исследования оценки готовности к школе

В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшего дошкольного возраста. Из них 5 мальчиков и 5 девочек. Можно отметить, что психологический климат в группе благоприятный. Дети достаточно активны, принимают участие во всех дед садовских мероприятиях. Видно так же, что родители поддерживают детей, периодически собирают родительские собрания, участвуют в жизни детского сада. Однако, все выше перечисленные факторы не говорят о том, что дети не испытывают трудностей в период перехода из детского сада к школьному обучению.


В ходе диагностического исследования нами были проведены методики по каждому из компонентов, в результате которых мы определили личностную готовность к школьному обучению у старших.

Для исследования интеллектуального компонента, был проведен тест Керна-Йерасека. 

Успешный процесс выявления интеллектуального уровня развития ребенка позволяет оценить готовность к школьному обучению. Интеллектуальная сфера складывается из следующих составляющих - тонкая моторика руки ребенка, координация зрения, движение руки. Результаты диагностики представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Результаты исследования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста

Таблица 1

Результаты диагностики уровня готовности к школе по методике «Исследование интеллектуального развития» Керна- Йерасека

Ф.И.

Задание 1

(Нарисованная фигура)

Задание 2

(Фраза)

Задание 3

(Копирование образца)

Уровень

1

О.Ю.

4

3

2

Средний

2

Д.М.

3

4

2

Средний

3

М.Р.

2

4

3

Средний

4

Г.С.

4

3

3

Низкий

5

Б.М.

4

3

3

Низкий

6

Е.Я.

4

4

4

Низкий

7

К.М.

4

3

3

Низкий

8

Н.Т.

3

2

2

Средний

9

С.К.

1

2

1

Высокий

10

М.С.

4

4

4

Низкий