Файл: Оценка готовности детей к школе (Факторы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итого:

Высокий: 10% (1 человек).

Средний: 40% (4 человека).

Низкий: 50% (5 человек).

Рисунок 1. Результаты исследования уровня готовности к школе по тесту Керна-Йерасека.

Из диаграммы на рисунке 1 мы видим, следующий уровень готовности к школе детей в группе: высокий 10% (1 человек), средний - у 40% (4 человека), низкий – 50% (5 человек). По данным исследования конечным результатом стало преобладание среднего и низкого уровня готовности к школе.

Далее была проведена методика «Работа с парными картинками (выбор по образцу)»

Результаты исследования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по методике «Работа с парными картинками (выбор по образцу)» представлены в таблице 2 и на рисунке 2..

Таблица 2

Результаты исследования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по методике «Работа с парными картинками (выбор по образцу)»

Ф.И.

Уровень

1

О.Ю.

Средний

2

Д.М.

Низкий

3

М.Р.

Высокий

4

Г.С.

Низкий

5

Б.М.

Низкий

6

Е.Я.

Низкий

7

К.М

Низкий

8

Н.Т.

Средний

9

С.К.

Низкий

10

М.С.

Средний

Итого:

Высокий: 10% (1 человек).

Средний: 30% (3 человека).

Низкий: 60% (6 человек).

Рисунок 2. Результаты исследования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по методике «Работа с парными картинками (выбор по образцу)»

Из диаграммы на рисунке 2 мы видим, следующий уровень готовности к школе детей: высокий 10 % (1 человек), средний - у 30% (3 человека), низкий – 60% (6 человек). По данным исследования конечным результатом стало преобладание среднего и низкого уровня готовности к школе.

Далее была проведена методика «Лабиринт» Н.И. Озерецкого

Результаты исследования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по методике «Лабиринт» Н.И. Озерецкого представлены в таблице 3 и на рисунке 3.


Таблица 3

Результаты исследования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по методике «Лабиринт» Н.И. Озерецкого

Ф.И.

Уровень

1

О.Ю.

Высокий

2

Д.М.

Низкий

3

М.Р.

Низкий

Продолжение таблицы 3

4

Г.С.

Средний

5

Б.М.

Низкий

6

Е.Я.

Средний

7

К.М.

Низкий

8

Н.Т.

Средний

9

С.К.

Низкий

10

М.С.

Высокий

Высокий: 20% (2 человека).

Средний: 30% (3 человека).

Низкий: 50% (5 человек).

Рисунок 3. Результаты исследования готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по методике «Лабиринт» Н.И. Озерецкого

Из диаграммы на рисунке 3 мы видим, следующий уровень готовности к школе детей в группе: высокий 20 % (2 человека), средний - у 30% (3 человека), низкий – 50% (5 человек). По данным исследования конечным результатом стало преобладание среднего и низкого уровня готовности к школе.

По результатам проведенной психодиагностики видно, что у детей с уровень психологической готовности к школе достаточно низкий и требует коррекции.

2.3. Рекомендации по формированию готовности к школе

Первостепенным в ряду рекомендации по формированию психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста мы считаем наличие психологической комфортности детей в образовательной среде и их адекватной самореализации, которые основываются на ощущениях эмоциональной безопасности и положительном эмоциональном фоне педагогического процесса в целом.

Второе условие конструктивное педагогическое взаимодействие по линии «взрослый-ребенок». Важнейшей характеристикой педагогического взаимодействия является возможность производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоциональной, но и в личностно-мотивационной сфере.


Третье условие — систематичность и последовательность педагогического воздействия. Педагогическое воздействие должно быть непрерывным, последовательным и опираться на ранее сформированные и закрепленные знания, умения и навыки.

Четвертое условие индивидуальный подход. Индивидуальных подход предполагает всестороннее изучение и разработку соответствующих мер педагогического и других воздействий с учетом выявленных особенностей.

Пятое условие должно быть установлено тесное взаимодействие педагога с другими специалистами.

Целесообразно в ДОО провести беседу с детьми на тему «Мое школьное детство» с целью заинтересовать детей рассказом о школе. В ходе беседы необходимо решить следующие задачи:

  • вызвать эмоциональные переживания, на основе которых подтолкнуть детей к осознанному усвоению знаний об учебно-познавательной деятельности;
  • способствовать формированию у детей психологической готовности к школе.

Так как в результате общения со взрослыми дети получают много новой информации, на основе которой у них складываются представления о существующей действительности, необходимо большое значение уделить беседе, как первому шагу к возникновению эмоционального подъема для формирования у детей 6-7 лет психологической готовности к школе.

В своем рассказе необходимо привести примеры из собственной жизни, что особенно вызовет неподдельный интерес детей к учению. Рассказать о том, как хотели пойти в первый класс, как вместе с мамой ходили покупать форму и школьные принадлежности, как боялись проспать на школьную линейку, как волновались, но не испытывали чувства страха, когда с замиранием сердца, впервые входили в класс. Там все было необычное для нас: большие парты, доска, новые ребята, учительница. Необходимо рассказали о первых своих уроках, как мы старались внимательно слушать учительницу и выполнять все ее требования и задания.

Расспрашивая о школьных годах взрослого человека, дети подсознательно перенесут эти знания в сегодняшнюю реальность и зададут личностно-значимыми для себя вопросы, которые они не решились бы задать, если бы это знакомство произошло стихийно, неорганизованно, в повседневной жизни. Именно благодаря восхищенному целенаправленному рассказу о школьных годах взрослого человека, у детей удастся вызвать желание подражать школьникам, заниматься учебно-познавательной деятельностью.

Рекомендации воспитателю ДОО, как развивать психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста:


1. Обеспечивайте у старших дошкольников ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий. Задания должны быть ни слишком трудными, ни слишком легкими. Они должны быть посильными.

2. Обеспечивайте детям переживание успеха в образовательной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности. Оценивайте объективно их возможности и способности. Старайтесь не сравнивать одного ребенка с другими детьми, только - с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!». Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать дошкольника на собственное совершенствование.

3. Используйте все возможности образовательного материала для того, чтобы заинтересовать старших дошкольников с целью активизации их самостоятельного мышления; используйте исследовательский метод обучения: ставьте перед детьми проблемы, выдвигайте гипотезы, стройте предположения, экспериментируйте; проводите занятия в нетрадиционной форме

4. Используйте личностно-ориентированное образование: партнерский стиль общения, оригинальные формы сотрудничества детей друг с другом и с педагогом.

5.Помните о воздействии на детей собственного авторитета и примера. Маловероятно, что детей старшего дошкольного возраста смогут получить полноценное образование у педагога, который прекрасно знает свои обязанности, но тяготиться своей работой и не получает от нее удовольствие.

6. Сотрудничайте с родителями по повышению уровня школьной мотивации.

7. Используйте развивающие методики обучения в ДОО.

8. Создавайте в группе ДОО предметно-развивающую среду.

9. Используйте чувство юмора на занятиях - это поможет вам и детям найти выход из сложных ситуаций.

11. Будьте последовательны в применении наказания, используйте наказание применительно к конкретному нарушению.

12. Уделяйте большое внимание созданию положительного эмоционального микроклимата, необходимого для создания и поддержания психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.

1. Нeдопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.


2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

4. Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения.

5. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

6. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

9. Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки используя занятия с пластилином, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.

10. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

11. Расширение кругозора через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т.п.

12. Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.

13. Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.