Файл: Выбор стиля руководства в организации (Анализ методов и стилей руководства предприятием Завод «Полимир» ОАО «Нафтан»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– поощрит подчиненного за добросовестное выполнение требований руководителя.

Представляет интерес перечень необходимых качеств эффективного менеджера с точки зрения профессора В.И.Терещенко: управляющий, а не погонщик, - см. табл.2

Таблица 2

Перечень качеств эффективного менеджера по Терещенко В.И.

«Управляющий»

«Погонщик»

Ведет коллектив за собой.

Учит людей, подсказывает и поясняет, но не выпячивает своих знаний.

Подгоняет коллектив.

«Все знает» и постоянно напоминает об этом подчиненным.

Не ищет виновных, а исправляет ошибки.

Не приказывает, а говорит: «давайте сделаем».

Максимально информирует коллектив обо всем, что касается его деятельности.

Умеет заинтересовать людей, организует работу так, что она становится для людей не только источником материального благосостояния, а и приносит моральное удовлетворение.

При возникновении неполадок ищет «крайних».

Отдает приказания, подчеркивая собственное «я».

Никогда ни о чем не информирует подчиненных, что порождает слухи.

Умеет самую интересную работу сделать нудной

и монотонной, когда подчиненные думают только об окончании рабочего дня

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе практической деятельности работа менеджера приобретает определенную устоявшуюся форму и содержание – стиль руководства, под которым понимается совокупность наиболее часто применяемых им принципов и методов управления. Это реальный стиль руководства конкретного менеджера.

Стиль руководства тесно взаимосвязан с методами управления. Методы как совокупность приемов воздействия на персонал для обеспечения его совместной деятельности – понятие объективное, существующее независимо от руководителя.


Существует достаточно много подходов к классификации стилей руководства. Чаще всего стиль руководства отождествляют с типологией руководителей и рассматривают три стиля: автократический, демократический и либеральный.

В реальной жизни автократический, демократический и либеральный стили управления, как и соответствующие типы руководителей, в чистом виде не встречаются, на практике они используются в различных сочетаниях. Эффективность того или иного стиля или их сочетания определяется конкретными условиями деятельности, которые постоянно и довольно часто меняются.

Формирование стиля руководства – это длительный, непрерывный и сложный процесс. Следует также помнить, что любое руководство осуществляется конкретным человеком, который вносит свои индивидуальные черты в применяемый им стиль руководства. В стиле каждого менеджера обязательно проявляется его тип отношения к подчиненным.

Одним из условий эффективности управления с помощью определенного стиля является соответствие выполняемой работы индивидуальным качествам самого менеджера. Опыт показывает, что дело двигается очень тяжело, а менеджер не получает удовлетворения от работы, когда она не соответствует его характеру, противоречит его философии, идеалам и интересам.

Эффективность применения выбранного стиля руководства зависит также от степени соответствия его типу личности менеджера: автократу непросто применить либеральный стиль руководства в соответствующей ситуации, равно как и либералу трудно применить автократический стиль, даже когда этого объективно требует обстановка.

Стиль менеджера определяет не только его деятельность как руководителя, он сказывается на всех сторонах деятельности организации, и непосредственно на работниках, на атмосфере в коллективе, взаимоотношениях между руководителем и подчиненными.

Заключая раскрытие методов руководства, целесообразно отметить некоторые общие моменты при изложении организационных и социально-психологических методов. Это объясняется тем, что выявленные общие закономерности при рассмотрении в организационном и социальном аспектах служат основанием для использования сходных методов в различных видах деятельности, тем более при наличии единого субъекта управления.

Представляется необходимым в целях повышения эффективности управления обратиться к тем отраслям наук, которые уже определили свои системы методов воздействия, и заимствовать то, что окажется полезным для руководителя. К таким отраслям, прежде всего, относятся педагогическая и юридическая психология, в которых описаны достаточно полно такие методы, обобщен опыт работы с личностями, отказывающимися подчиняться или сопротивляющимися воздействию.


Анализ литературы по указанным отраслям знания позволил выделить ряд следующих общих характеристик систем воздействия: во-первых, широкий спектр методов воздействия; во-вторых, их зависимость от ситуации; в-третьих, системы методов при отказах или противодействиях. Например, как отмечают специалисты по управлению персоналом, проблемные сотрудники организации при системном изменении составляют 10% сопротивления. Но на его преодоление, как правило, тратится 90% нашего времени и 90% наших усилий. Проблемных работников можно узнать по неспособности к саморегуляции. Эти сотрудники имеют две характеристики: 1) почти всегда вторгаются в пространства других людей, входят в вашу сферу влияния; 2) не учатся на своем опыте. Это универсальные закономерности. Проблемные сотрудники порождают других проблемных сотрудников.

Менеджер, стремящийся быть эффективным, не может постоянно, в любой производственной ситуации применять один и тот же стиль. Не существует универсального стиля руководства. Это принципиальное положение вытекает из самого определения понятия «стиль руководства». Наилучший стиль в конкретной ситуации тот, который основывается на реальном положении вещей. Опытный и грамотный руководитель умело пользуется различными методами, стилями управления, которые наиболее подходят к конкретной ситуации.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что задача повышения эффективности управленческого воздействия заключается в развитии способности руководителей оценивать и учитывать индивидуальные особенности исполнителей, предвосхищать их ответные действия, в увеличении разнообразия применяемых методов воздействия на исполнителей. С другой стороны — эффективность любой социальной организации зависит от деятельности самого руководителя, его социально-психологических свойств, характерных для него приемов, навыков работы, способов обращения с людьми, уровня заинтересованности и активности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: офиц.текст по состоянию на 01.02.2016г. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь.
  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: офиц.текст по состоянию на 02.02.2016г. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK9900296#load_text_none_1_
  3. Афанасьев В.Я. Теория менеджмента. Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Я. Афанасьев. – М.: Юрайт, 2016г. – 665с.
  4. Бланшар Кен Одноминутный Менеджер и Ситуационное руководство. Блестящие стратегии управления / Бланшар Кен. – М.: Попурри, 2016г. – 160с.
  5. Власов П.К. Организационная психология / П.К. Власов, С.А. Маничев, Г.В. Суходольский. – СПБ.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2008г. – 480с.
  6. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология. Учебник. Гриф МО / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: Инфра-М, 2016г. – 352с.
  7. Воронин, М. Winning the hearts. Достучаться до сердец сотрудников/ М. Воронин, Н. Макова. – М.: Интеллектуальная Литература, 2018г. – 192с.
  8. Вяткин В.Н. Риск-менеджмент. Учебник / В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, Ф.В. Маевский. – М.: Юрайт, 2016г. – 353с.
  9. Закаблуцкая Е. А. Управление персоналом: руководитель и HR-специалист / Е.А. Закаблуцкая. – М.: Речь, 2010г. – 160с.
  10. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Учебник / А.Я. Кибанов Е.А. Митрофанова, И.А. Баткаева. – М.: Инфра-М, 2018г. – 524с.
  11. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом. Учебно-практическое пособие. Гриф УМО МО РФ / А.Я. Кибанов. – М.: Проспект, 2018г. – 64с.
  12. Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. Учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк. – М.: Юрайт, 2018г. – 398с.
  13. Максимцев, И.А. Управление человеческими ресурсами. Учебник для бакалавров / И.А. Максимцев, Н.А. Горелов. – М.: Юрайт, 2015г. – 525с.
  14. Митрофанова Е.А. Экономика управления персоналом. Учебник / Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова, А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2016г. – 427с.
  15. Одегов Ю.Г. Управление персоналом. Учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М.: Юрайт, 2015г. – 513с.
  16. Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров за 2012-2018 гг. по предприятию Завод «Полимир» ОАО «Нафтан», ф. 6-т (кадры)
  17. Отчет об использовании календарного фонда времени за 2016-2018 гг. по предприятию Завод «Полимир» ОАО «Нафтан», ф. 4-труд
  18. Отчет о деятельности организации в рамках мониторинга социально-трудовой сферы за 2016-2018 гг. по предприятию Завод «Полимир» ОАО «Нафтан», ф. 2-мониторинг
  19. Пугачев В.П. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие / В.П. Пугачёв. – М.: Инфра-М, 2015г. – 394с.
  20. Резник С.Д. Персональный менеджмент / С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, Ф.Е. Удалов. – М.: Инфра-М, 2015г. – 559с.
  21. Свенцицкий А.Л. Организационная психология. Учебник для вузов / А.Л. Свенцицкий. – М.: Юрайт, 2015г. – 504с.
  22. Тимофеев М.И. Психология менеджмента. Учебное пособие / М.И. Тимофеев. – М.: РИОР, 2015г. – 205с.
  23. «Управление персоналом» Электронный словарь [Электронный ресурс] / «ПСИ-ФАКТОР» - информационный ресурсный центр по научной и практической психологии. – Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal17-07.htm
  24. Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. – М.: Инфра-М, 2015г. – 272с.
  25. Хохлова Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли. Учебник / Т.П. Хохлова. – М.: Магистр, 2017г.– 384с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица 1

Финансовое положение предприятия Завод «Полимир» ОАО «Нафтан»

Показатели

Формула расчёта

Анализируемый период

Норм/реком.

2017

2018

коэффициент текущей ликвидности

оборотные активы/краткосрочные обязательства

1,49

1,40

≥1,7

коэффициент абсолютной ликвидности

(денежные средства+краткосрочные финансовые вложения)/краткосрочные обязательства

0,08

0,15

0,2-0,33

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

(собственный капитал+фонды потребления+резервы предстоящих платежей+внеоборотные активы)/оборотные активы

0,27

0,28

0,3

коэффициент оборачиваемости собственного капитала

выручка от реализации/собственный капитал

0,75

0,77

1,0-12,0

коэффициент оборачиваемости оборотных средств

выручка от реализации/общие активы

0,67

0,64

1,0-12,0

коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

выручка от реализации/дебиторская задолженность

77,39

165,67

доля дебиторской задолженности в оборотных активах

дебиторская задолженность/оборотные активы

0,07

0,02

соотношение кредиторской и дебиторской задолженности

кредиторская задолженность/(дебиторская задолженность+товары отгруженные)

2,82

4,21

2

Анализ доходности (прибыльности)

рентабельность активов

балансовая прибыль/общие активы

2,01

2,38

→ max

рентабельность всех видов деятельности

балансовая прибыль/выручка от реализации продукции

0,30

5,12

→ max

рентабельность продаж

прибыль от реализации/товарооборот

13,50

16,83

→ max

Анализ финансовой устойчивости

коэффициент финансовой независимости

собственный капитал/итог баланса

0,90

0,83

≥0,5

коэффициент финансовой напряженности

заёмный капитал/итог баланса

0,10

0,17

≤0,5

коэффициент финансовой зависимости

заёмный капитал/собственный капитал

0,01

0,06

≤0,5

коэффициент манёвренности собственных средств

собственные оборотные средства/собственный оборотный капитал

0,05

0,05

0,5


Приложение Б

Таблица 1

Анализ динамики численности работающих по категориям персонала и изменения их структуры за 2016-2018 гг.

Наименование показателя

Списочная численность работников на конец года

Темп роста, %

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2017/

2016

2018/

2017

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

Всего работников, в том числе:

6041

100

6003

100

5961

100

-0,6

-0,7

рабочие

4833

80,0

4789

79,8

4766

79,9

-0,9

-0,5

руководители

544

9,0

590

9,9

577

9,7

8,5

-2,2

специалисты

604

10,0

585

9,7

582

9,8

-3,0

-0,5

другие служащие

60

1,0

39

0,6

36

0,6

-35

-7,7

Таблица 2

Анализ структуры рабочих завода «Полимир» по уровню образования за 2016-2018 гг.

Наименование показателя

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Темп роста, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

2017/

2016

2018/

2017

Высшее образование

406

8,4

398

8,3

410

8,6

-2,0

3,0

Среднее специальное

1089

22,5

1068

22,3

1073

22,5

-1,9

0,5

Профессионально-техническое

1698

35,1

1689

35,3

1713

35,9

-0,5

1,4

Общее среднее

1589

32,9

1590

33,2

1534

32,2

0,06

-3,5

Общее базовое

51

1,1

44

0,9

36

0,8

-13,7

-18,2

Всего:

4833

100

4789

100

4766

100

-

-