Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности ( Методы и методики ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Функциональное состояние проявляется в виде фоновой активности нервных центров, при которой осуществляется деятельность индивида.

3. Под стрессом в общей психологии понимается ряд защитных физиологических реакций, которые возникают в организме животных и человека в качестве ответа на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стресс проявляется в двух формах: положительной (эустресс) и отрицательный (дистресс).

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности

2.1 Организация и методы исследования

В исследовании принимало участие 15 человек занимающихся экстремальными видами деятельности.

Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:

1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с испытуемыми, подбор методик, формирование первичной выборки;

2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.


Для исследования особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности:

1. Анкетный тест Спилбергера.

Цель: Определение уровня личностной и ситуационной тревожности в качестве показателей стресс-устойчивости диагностируемого.

Описание: Тест состоит из сорока вопросов.

Инструкция: Психолог предлагает испытуемому прочитать внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

2. Фрустрационный тест «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).

Цель: вскрытие характера реакций спортсменов на соревновательный стресс, определение особенностей возникающих психических состояний и дифференциация их по 5-ти компонентам или факторам.

Описание: тест состоит из 13 вопросов.

Инструкция: испытуемым предлагается ответить на вопросы теста.

Таким образом, в исследовании принимало участие 15 человек занимающихся экстремальными видами деятельности. Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов: 1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с испытуемыми, подбор методик, формирование первичной выборки; 2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу. Для исследования особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности: анкетный тест Спилбергера и фрустрационный тест «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).

2.2 Результаты исследования и их анализ

Диагностика особенностей функционального состояния людей занимающихся экстремальными видами деятельности проводилась при помощи анкетного теста Спилбергера и фрустрационного теста «Ваше и состояние» (Ю.А. Рыжнкин). Результаты исследования представлены в таблицах 1 и2.

Таблица 1 – Результаты по методике «Анкетный тест Спилбергера».

Ф.И.

Оценка результатов

Уровень тревожности

1.

А. Артём

49

Высокий

2.

Б. Степан

45

Средний

3.

Б. Зарина

48

Высокий

4.

Б. Соня

49

Высокий

5.

Б. София

50

Высокий

6.

К.Иван

46

Высокий

7.

К. Дарья

47

Высокий

8.

К. Илья

53

Высокий

9.

К. Сергей

45

Средний

10.

Куз. Сергей

40

Средний

11.

Н. Сережа

49

Высокий

12.

Д. Светлана

45

Средний

13.

Г. Петр

48

Высокий

14.

З. Галина

49

Высокий

15.

П. Дмитрий

50

Высокий


Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).

Рисунок 1 – Анализ показателей по методике «Анкетный тест Спилбергера».

Таким образом, полученные результаты анализа особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня тревожности. Это свидетельствует о том, что у испытуемых преобладает высокий уровень тревожности.

Таблица 2 – Результаты по фрустрационному тесту «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).

Ф.И.

Оценка результатов

Уровень эмоционального возбуждения

1.

А. Артём

49

Высокий

2.

Б. Степан

45

Средний

3.

Б. Зарина

48

Высокий

4.

Б. Соня

49

Высокий

5.

Б. София

50

Высокий

6.

К.Иван

46

Высокий

7.

К. Дарья

47

Высокий

8.

К. Илья

53

Высокий

9.

К. Сергей

45

Средний

10.

Куз. Сергей

40

Средний

11.

Н. Сережа

49

Высокий

12.

Д. Светлана

45

Средний

13.

Г. Петр

48

Высокий

14.

З. Галина

49

Высокий

15.

П. Дмитрий

50

Высокий

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Анализ показателей по методике «Анкетный тест Спилбергера».

Таким образом, полученные результаты анализа особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности, позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня тревожности. Это свидетельствует о том, что у испытуемых преобладает высокий уровень чувствительности и реактивности к стресс-факторам экстремального вида деятельности.

Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что функциональное состояние человека в экстремальных видах деятельности отличается высоким уровнем возбуждения, подтверждена.

Выводы по второй главе


1. Изучение литературы посвященной проблеме особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: анкетный тест Спилбергера и фрустрационный тест «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).

2. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности с использованием вышеописанных методик.

3. Определив особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности по методике «Анкетный тест Спилбергера», мы сделали выводы, что у большинства испытуемых тревожность находится на высоком уровне.

4. Выявив особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности с помощью фрустрационного теста «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин), мы сделали выводы, что у испытуемых высокий уровень эмоциональной возбудимости.

5. Таким образом, результаты проведенного исследования дали возможность подтвердить гипотезу, основанную на предположении о том, что функциональное состояние человека в экстремальных видах деятельности отличается высоким уровнем возбуждения.

Заключение

Целью курсовой работы явилось исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.

Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были решены следующие задачи:

1. Изучить понятие психических состояний в психологии.

2. Рассмотреть понятие функционального состояния в психологии.

3. Проанализировать особенности стресса как функционального состояния.

4. Изучить особенности функционального состояния личности в экстремальных условиях деятельности.

5. Подобрать методики исследования особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.

6. Провести эмпирическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.

Таким образом, в работе было изучено понятие психических состояний в психологии, рассмотрено понятие функционального состояния в психологии и проанализированы особенности стресса как функционального состояния и изучены особенности функционального состояния личности в экстремальных условиях деятельности. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:


1. Психическое состояние является понятием, используемым в психологии для условного выделения в психике субъекта относительно устойчивого элемента, в отличие от понятий «психический процесс», который подчеркивает динамический момент психики и «психическое свойство», которое указывает на устойчивость проявлений психики субъекта, их закрепленность в личностной структуре.

2. Функциональное состояние проявляется в виде фоновой активности нервных центров, при которой осуществляется деятельность индивида.

3. Под стрессом в общей психологии понимается ряд защитных физиологических реакций, которые возникают в организме животных и человека в качестве ответа на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стресс проявляется в двух формах: положительной (эустресс) и отрицательный (дистресс).

Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: анкетный тест Спилбергера и фрустрационный тест «Ваше состояние» (Ю.А. Рыжнкин).

Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности с использованием вышеописанных методик.

Таким образом, результаты проведенного исследования дали возможность подтвердить гипотезу, основанную на предположении о том, что функциональное состояние человека в экстремальных видах деятельности отличается высоким уровнем возбуждения.

Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.

Библиография

  1. Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова Психология деятельности в экстремальных ситуациях. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, - 276 с.
  2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: Когито-центр, 2006. – 457 с.
  3. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
  4. Калпакова Н.А., Степанова В.В. Психологические особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта. // ООО "Консалтинговая компания Юком. - № 12-3 (14), 2015. – С. 275-278.
  5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
  7. Мендель Б.Р. Психология стресса. – М.: Флинта, 2014. – 143 с.
  8. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
  9. Одинцова М.А., Захарова Н.Л. Психология стресса. – М.: Юрайт, 2017. – 300 с.
  10. Павленко Н.А. Темперамент и увлеченность экстремальными видами спорта. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - №, 2008. – С. 153-156.
  11. Психология экстремальной деятельности: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Токмаков Д.Г., Калининград, 2010. – 500 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
  13. Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.