Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (Понятие и правовые).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и правовые особенности лиц, содействующих оперативно-розыскным органам

1.1 Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам

1.2 Особенности, задачи, содержание и необходимость оказания гражданами содействия субъектам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

1.3 Вопросы обеспечения прав гражданина, привлекаемого к содействию при осуществлении ОРД

Глава 2. Особенности использования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность при раскрытии отдельных преступлений

2.1 Использование анонимного содействия граждан в раскрытии незаконного оборота наркотических средств

2.1 Отдельные вопросы использования анонимного содействия граждан в противодействии преступлениям коррупционной направленности и иным латентным преступлениям

Глава 3. Проблемы института содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Заключение

Список использованных источников

Дело в том, что оперативные подразделения МВД, ФСБ, всегда «идут навстречу» лицам, которые оказывают им конфиденциальное содействие, являются не безучастными в их дальнейшей судьбе и карьере. «Осмотритесь по сторонам», все лица занимающие высокие посты в государстве – это как правило те, кто тем или иным образом сотрудничал со спецслужбами, поэтому в оказания конфиденциального содействия, оперативным подразделениям, осуществляющим ОРД (разведывательная, контрразведывательная деятельность), есть рациональное «зерно» для граждан.

Не придумало еще человечество наиболее эффективного способа борьбы с преступностью, как с помощью агентуры. Как указывает Э.Ф. Макаревич «Чем больше хаос в умах, тем больше потребность в тайных агентах … Во всех организациях и группах, несущих опасность или представляющих интерес в политической и идейной борьбе, должны присутствовать агенты …»[6].

Рассмотрим морально-нравственный аспект содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Так, «История человечества показывает, что с появлением государства возникает потребность в специальных методах, обеспечивающих безопасность государства и общества, к каковым относятся и использования тайного содействия отдельных лиц». Мысль, которая не всегда озвучивается, но всегда подразумевается, «нравственно ли сообщать субъектам, осуществляющим ОРД о лицах занимающихся преступной деятельностью». Тем более если рассматривать топику русского человека и его менталитет, то следует отметить «что в России укоренилось мнение, что скрывать от властей лихих людей, сочувствовать и помогать преследуемым – благо …»[7]. Как отмечает в книге «Броня генетической памяти» Т.Л. Миронова: «Народ русский вообще отличался высокой нравственностью … Небольшой процент составляли политические дела: в укрывательстве беглых …». Автор указывает о противоречии между целями ОРД (ст. 1 Федеральный закон об ОРД) и способами их достижения; противоречие между частным и публичным (т. е. цель «защитить», «спасти» – благая цель, по мнению общества, но сделать это можно только при помощи самого же общества, если оно будет помогать изобличать преступников, вот тут многие члены общества считают для себя оказывать содействие в данном вопросе, чем-то порочным). В большинстве случаев «Агент в понимании публики – шпион, тот, кто что-то «вынюхивает» и что-то сообщает …Что тут сказать? Кто «вынюхивает» и сообщает, скорее доносчик … Но замечу, доносчик и агент – разные понятия … Агент – это и тот, кто охотиться за информацией, и тот, кто действует в интересах кого либо, тот, кто уполномочен выполнять поручения особого рода …»[8].


Во-первых, сам преступный мир навязал гражданам, что сотрудничать с правоохранительными органами это «плохо» с целью облегчить себе криминальное будущее.

Во-вторых, поскольку ОРД это вид государственной деятельности, она призвана обеспечивать реализацию ни нравственности и права, а права и морали. Мораль есть феномен, порожденный идеологией, в данном случае, идеологией государственной деятельности, такой как ОРД.

Мораль более согласуется с понятием закона, как имеющим в большинстве своем метод правового регулирования, как императивный, так и диспозитивный. Соответственно именно мораль в отличие от нравственности защищает от наиболее опасных деяний (преступлений). Поэтому нравственность – это все-таки «внутренне психические нормы человека», а мораль «системно-идеологические».

В-третьих, учёный – юрист, криминолог, И.И. Карпец, указывая на необходимость агентурной работы, защищая ее от критики, отмечал: «Думаю, что, когда громко кричат о «позоре» как в адрес самой работы, так и агентов, – это ханжество. Когда «осуждающие молчат» – тоже. Ибо, стараясь быть святее Римского Папы, понимают в душе, что все-таки без этого в борьбе с преступностью не обойтись. Полагаю, что реально мыслящий человек смирится с ее необходимостью, понимая, что польза от такой работы очевидна … Примем ее как данность социальной жизни. А проводить ее в жизнь тем, кому выпадет эта участь, надо так, чтобы свести к минимуму ее негативные последствия и вынести максимум пользы для людей»[9].

В-четвертых, долгое время отсутствие «открытой» информации для граждан о сущности оперативно-розыскной деятельности безусловно нанесли существенный вред в понимании гражданами необходимости ОРД. В-пятых, автор считает, что всегда нравственность поступка зависит от того, кто этот поступок осуществляет. Если субъект, осуществляющий ОРД, человек нравственный, он четко понимает и соотносит свои представления о добре и зле, чести, долге совести с представлениями общества, то и граждане, оказывающие содействия будут себя чувствовать уверенно, осознавать, что занимаются полезной деятельностью, и от них порой очень часто зависит предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Если же человек безнравственный, что бы он не делал, вся его деятельность будет осознаваться безнравственной. Он даже будет безнравственно убирать снег, забивать гвозди в стену, лечить людей, учить людей, кормить людей, все будет осознаваться обществом, как нечто неприятное и вызывать отторжение. Поэтому еще раз, говоря о нравственности в ОРД, следует указать, что она «… определяется нравственностью субъекта. А коли так, гарантии нравственности ОРД – на выходе, на отборе оперативных работников. В медицину надлежит отбирать по наличию у абитуриента чувства милосердия, в оперативники – по наличию чувства справедливости». На наш взглял, нужно заканчивать вести дискуссии о соответствии ОРД и моральным и нравственным критериям; гражданин должен считать своим долгом сообщить в правоохранительные органы, имеющиеся у него сведения о совершенном, готовящемся или совершаемом преступлении. Бывший директор ЦРУ А. Даллес указывал, что негласная работа является по своему содержанию нравственной.


Всегда нужно сопоставлять между собой цели и средства достижения задач, стоящих перед ОРД. «… Средство должно быть необходимым для решения стоящей задачи и не должно принижать нравственный характер цели, более высокой по сравнению с той, которая соответствует решаемой задаче, т. е. средство должно быть достаточным для достижения поставленной цели». Мы убеждены, что необходимо помнить о «человеческих», добрых отношениях между гражданином и субъектом, осуществляющим ОРД, которые необходимо развивать, так как эти отношения являются залогом, гарантией дальнейших взаимоотношений. «То, что касается отношения между сотрудниками оперативных подразделений и гражданами, оказывающими им содействие, следует сказать, что сыскные службы aгентa должны беречь и лелеять, ибо он основa сыскa в любом обществе».

В чем же заключаются цели содействия. В настоящее время использование негласного содействия граждан является важной составляющей разведывательно-поисковой деятельности органов, осуществляющих ОРД, и позволяет выявить замаскированные преступления, преступления совершаемые организованными преступными группами, имеющими коррумпированные связи с представителями властных структур.

Оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) всегда проводятся в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В связи с этим целью содействия граждан субъектам, осуществляющим ОРД необходимо считать их помощь и участие, как в подготовке, так и осуществлении ОРМ. Содействие граждан так же необходимо использовать для целей оперативного документирования лиц, представляющих оперативный интерес и находящихся в оперативной разработке. Цель содействия граждан, направлена на решение определенных задач.

Рассматривая задачи граждан, можно указать следующее: задача привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству имеет двустороннюю степень важности.

С одной стороны, цель привлечения граждан для подготовки и участия в ОРМ, для решения задач ОРД указанных в ст. 2 Федерального закона об ОРД, а с другой стороны полученная конфидентами информация должна быть качественной и достоверной, для дальнейшего использования ее в уголовном процессе. Использования как в доказывании, в подготовке следственных и судебных действий, как поводы и основания в возбуждении уголовного дела, так и для иного обеспечения уголовного судопроизводства. Если информация конфидентов, будет реализована в рамках уголовного процесса, то можно указать на то, что поставленная задача, содействия граждан оперативным подразделениям выполнена. «… агент, я бы сказал, – это человек, обличенный миссией, то есть несущий какую-то идею, руководствующийся ею и при этом нацеленный на выполнение определенной задачи»[10].


Как было указано выше, что основной нормативный акт, который регулирует деятельность субъектов осуществляющих ОРД, является Федеральный закон об ОРД. Нормы, которые непосредственно регулируют содействия граждан при осуществлении ОРД, содержаться в ч. 1 ст. 15, ст. 17 и 18 Федерального закона об ОРД.

Наряду с данным законом существуют иные законы, которые регулируют институт конфиденциального содействия граждан. К таким законам относятся: Закон о полиции п. 34 ч. 1 ст. 13, где в норме предусмотрено право полиции устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, которые по своей воле изъявили желание оказывать негласное (конфиденциальное) содействие полиции, Закон о ФСБ (ст. 13, 19) предусматривает право, органов контрразведки устанавливать конфиденциальные отношения с гражданами, Федеральный закон «О внешней разведке» в п. 1 ч. 1 ст. 6, предусматривает полномочия СВР (службы внешней разведки) по установлению конфиденциальных отношений с лицами, добровольно изъявивших желание на сотрудничество, а в ст. 19 правовое положение лиц, которые оказывают содействие СВР.

Тем не менее, большая часть отношений конфиденциального сотрудничества, касающихся в основном организационно-тактических вопросов регулируется секретными («закрытыми») подзаконными нормативными правовыми актами (наставления, инструкции, приказы) которые имеют гриф «секретно» или «совершенно секретно». Содействие граждан субъектам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность может быть в двух формах – бесконтрактной и контрактной. Контрактная форма сотрудничества (ст. 17 Федеральный закон об ОРД).

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, предусматривает заключение контракта (договора) о сотрудничестве. В контракте оговариваются цель привлечения к сотрудничеству, разведывательные способности (т. е. на какие криминальные группы, может иметь «выход»), условия конспирации, сумма и характер вознаграждения конфиденту, социальной, правовой защиты и иные специальные условия, а также права и обязанности сторон, как в любом юридическом договоре. Срок контракта определяется с учетом желания сторон и естественно возможности и способности лица оказывать конфиденциальное содействие субъекту осуществляющего ОРД. Из Федерального закон об ОРД (ст. 17) следует, что «Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений». Нужно обратить внимание, что закон запрещает, только на контрактной основе использования конфиденциального содействия указанных категорий лиц, про бесконтрактную форму содействия в законе указания нет, значит, что не запрещено, то разрешено. Нельзя запретить оперативному сотруднику общаться, например, с депутатами, судьями или священниками. Конфиденциальное сотрудничество на бесконтрактной основе предусматривает также предоставление гражданами субъектам, осуществляющим ОРД информации, криминального характера об обстоятельствах указанны в ст. 2 Федерального закона об ОРД, а также предоставлять принадлежащие им служебные или жилые помещения, для обеспечения ОРМ, оказании иных услуг.


Более того из нормы ст. 18. Федерального закона об ОРД «Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» следует, что граждане, оказывающие конфиденциальное содействие субъектам, осуществляющим ОРД, находятся под защитой государства. Государство гарантирует данным лицам, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. Граждане, сотрудничающие по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца (ст. 18 Федерального закона об ОРД). Необходимость конфиденциального содействия. Оперативно-розыскная деятельность существует, пока существует институт оказания содействия гражданами субъектам, осуществляющим ОРД. Получение информации от граждан о лицах занимающихся преступной деятельностью, это необходимое условие и «соль» всей оперативно-розыскной деятельности. Без содействия граждан, без предоставления ими информации, оперативно-розыскная деятельность перестанет существовать как таковая. Мы убеждены, что в этом случае она поменяет свою сущность и будет: административной, правовой, уголовно-криминалистической или еще какой-то другой, но уже никогда не будет оперативно-розыскной. Никто еще «сотворения мира» не придумал иного и более эффективного способа борьбы с преступностью, как через полученную информацию о лицах занимающихся преступной деятельностью. Более того различные технические средства и технические нововведения никогда не заменят в равной степени, человеческую коммуникацию, человеческое осознание действительности.

Институт сотрудничества и оказания конфиденциального содействия граждан силовым структурам, осуществляющим ОРД, является необходимым условием, существования спецслужб вообще, и соответственно, необходимым условием защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Без содействия граждан силовым структурам (МВД, ФСБ), перестанет существовать сама оперативно-розыскная деятельность, вследствие чего непреодолимо возникнет угроза национальной безопасности государства, так как одной из задач ОРД (ст. 2 Федеральный закон об ОРД) является добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной и экологической безопасности Российской Федерации.