Файл: Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (Понятие и правовые).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
1.3 Вопросы обеспечения прав гражданина, привлекаемого к содействию при осуществлении ОРД
Одной из значимых характеристик современной преступности является ее динамичность. Стремительное развитие технологий открывает новые горизонты криминальной активности. Представляется, что в таких условиях особое значение приобретает оперативно-розыскная форма борьбы с преступностью, благодаря которой государство получает возможность незамедлительно и адекватно реагировать на новые криминальные угрозы, противодействовать которым с помощью только уголовных, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных средств невозможно. Однако существенные недостатки в нормативном правовом регулировании этой сферы правоохранительной деятельности не позволяют полностью реализовать ее потенциал.
Так, в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту (ч. 1 ст. 17). При этом, как следует из нормы ФЗ об ОРД, содействие гражданина при осуществлении ОРД ограничивается пределами подготовки или проведения ОРМ. Между тем, как отмечает Н.С. Железняк, «подход законодателя, устанавливающего, что ОРД осуществляется посредством проведения ОРМ, критикуется во многих научных трудах»[11]. Например, В.Г. Бобров полагает, что «ОРМ – это не основной (главный) элемент ОРД, а один из основных элементов (частей) такой деятельности. Наряду с ОРМ в содержание ОРД входят также другие составляющие этой деятельности, которые играют не менее важную роль в ее осуществлении»[12]. Аналогичной точки зрения придерживается А.Е. Чечётин, который кроме ОРМ включает в содержание ОРД отношения сотрудничества с отдельными гражданами, изъявившими желание оказывать содействие на конфиденциальной основе; использование технических и иных средств; создание предприятий и подразделений для решения оперативно-розыскных задач; использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность, а также иные специфические средства и приемы, которые характеризуют содержательную сторону ОРД[13]. Действительно, привлечение граждан к конфиденциальному содействию обусловлено в первую очередь потребностью оперативного подразделения в оперативно-розыскной информации, процесс получения которой невозможно представить исключительно через призму ОРМ. Кроме того, ограниченный перечень ОРМ не в полной мере соответствует современным потребностям оперативных подразделений, поэтому в их деятельности используются иные инструменты, доказавшие свою практическую эффективность, в том числе привлечение граждан, оказывающих конфиденциальное содействие. Полагаем, что решение проблемы ограниченного содействия гражданина оперативным подразделениям заключается в следующей корректировке соответствующей нормы ФЗ об ОРД (ч. 1 ст. 17): «Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к осуществлению оперативно-розыскной деятельности (здесь и далее выделено нами. – С.Ч.) с сохранением по их желанию конфиденциальности такого содействия, в том числе по контракту». Актуальность обеспечения прав гражданина, привлекаемого к конфиденциальному содействию при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, также обуславливается весьма избирательным подходом законодателя к гарантиям их правовой и социальной защиты. В частности, обращает на себя внимание проблема правового института вынужденного причинения вреда правоохраняемым интересам лицом, оказывающим содействие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Сущность этой проблемы заключается в отсутствии качественных и количественных характеристик вреда, вынужденно причиняемого правоохраняемым интересам (его вид, размер, и др.), а также критериев правомерного выполнения общественного долга содействующим лицом.
Полагаем, что решение проблемы заключается в формировании правового института вынужденного причинения вреда правоохраняемым интересам при осуществлении ОРД. При этом следует исходить из понимания обособленности этих общественных отношений, что обуславливает необходимость их самостоятельного нормативного правового регулирования, но не исключает межотраслевого характера совокупности норм, образующих соответствующий правовой институт.
В качестве отдельной новеллы законодательства предлагаем дополнить главу 8 УК РФ нормой, которая предусматривает новое обстоятельство, исключающее преступность деяния, – причинение вреда правоохраняемым интересам сотрудником оперативного подразделения или лицом, оказывающим содействие правоохранительным органам, внедрёнными в преступную группу в рамках проведения ОРМ оперативное внедрение, с целью скрыть свою принадлежность к правоохранительным органам, а также приобрести доверие участников данной преступной группы. Основным параметром качественных и количественных характеристик вреда, вынужденно причиняемого правоохраняемым интересам, следует считать возможность совершения преступлений небольшой и средней тяжести, не посягающих на жизнь и здоровье человека. Кроме того, следует отметить проблему отсутствия надлежащих социальных гарантий, предоставляемых лицам, оказывающим содействие при осуществлении ОРД.
В целом содействие является одним из эффективных методов ОРД как специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью, поскольку позволяет проникнуть в преступную среду для предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия неочевидных преступлений, решения других общих и частных задач. Однако ФЗ об ОРД устанавливает гарантии социальной защиты только в отношении лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям в форме сотрудничества на контрактной основе (ст. 18). Обоснованность и социальная справедливость такого подхода не вызывает сомнений при установлении гарантий выполнения органами, осуществляющими ОРД, обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 1 ст.18) и пенсионного обеспечения (ч. 6 ст.18), так как эти гарантии одновременно являются мерами стимулирования граждан к сотрудничеству с оперативными подразделениями на контрактной основе. В то же время необоснованным и социально несправедливым является отсутствие гарантий лицам, содействующим органам, осуществляющим ОРД, без заключения контракта, в случае получения ими травмы, ранения, контузии, увечья, а также в случае гибели.
С одной стороны, любому лицу, оказывающему содействие, обеспечивается защита жизни, здоровья, имущества от возможного посягательства на них со стороны третьих лиц (ч. 3 ст. 18). С другой стороны, содействующее лицо или его иждивенцы в отсутствие контракта не получают никаких денежных компенсаций в случае наступления негативных последствий для их нематериальных благ. Между тем уровень риска наступления неблагоприятных последствий для содействующего лица не зависит от наличия контракта с органом, осуществляющим ОРД.
Например, при проведении проверочной закупки наркотиков в потенциальной опасности находятся жизнь и здоровье любого содействующего лица.
Полагаем, что решение указанной проблемы заключается в предоставлении надлежащих социальных гарантий лицам, оказывающим содействие при осуществлении ОРД без заключения контракта.
При этом для установления размера выплаты единовременных пособий таким лицам целесообразно исходить из минимального размера оплаты труда, действовавшего на дату возникновении соответствующих неблагоприятных последствий (гибель, травма, ранение, контузия, увечье).
Глава 2. Особенности использования содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность при раскрытии отдельных преступлений
2.1 Использование анонимного содействия граждан в раскрытии незаконного оборота наркотических средств
В настоящее время сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотических средств среди населения Российской Федерации, защита которого в значительной степени зависит от своевременного выявления и эффективного раскрытия данных преступлений.
Согласно статистическим данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 6,5% сократилось число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Но в то же время их удельный вес в общем числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, вырос с 49,7% в 2017 г. до 50,2% в 2018 г[14]. Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности ОВД является борьба с незаконным сбытом наркотиков. В сложившейся обстановке успех борьбы с незаконным сбытом наркотиков во многом зависит от своевременного получения оперативно значимой информации в отношении лиц, занимающихся незаконным сбытом наркотиков, по результатам проверки которой оперативные сотрудники смогут организовать и провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ), направленных на раскрытие указанных преступлений. Источниками такой информации в первую очередь выступают лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД. При этом граждане небезосновательно опасаются расправы со стороны лиц, занимающихся незаконным сбытом наркотиков.
Страх перед преступными посягательствами является одним из важнейших факторов, ограничивающих позитивное восприятие жизни человеком. Проведённые социологические исследования показали, что 42% граждан России чувствуют себя незащищенными перед преступными посягательствами, а 28% россиянин не доверяет ОВД в обеспечении личной и имущественной безопасности[15]. Поэтому вполне естественно, что каждый гражданин, содействующий ОВД в раскрытии любых преступлений, желает быть уверенным в личной безопасности, в гарантиях обеспечения правовой защиты. Гарантом этой безопасности, по нашему мнению, должно выступать анонимное содействие. Необходимо отметить, что содействие граждан оперативным подразделениям ОВД осуществляется в гласной и негласной формах. При этом анонимное содействие является одним из видов негласного содействия граждан и заключается в предоставлении оперативным подразделениям ОВД оперативно значимой информации на условиях анонимности. Анонимная информация может быть доведена до оперативных сотрудников следующими способами: по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с оперативным сотрудником или через посредника[16]. При этом оперативные сотрудники, не обладая сведениями об анониме, не могут преднамеренно раскрыть его личность, что создает максимально благоприятные условия для безопасности содействующих граждан. Данное обстоятельство является немаловажным фактором для установления анонимного контакта. Обычно при анонимном содействии источник скрывает свои данные от оперативного сотрудника, опасаясь, что в конфиденциальность контакта может быть не соблюдена и его жизнь, здоровье либо собственность будут поставлены под угрозу. В оперативных подразделениях ОВД факты регистрации анонимных сообщений о лицах, занимающихся незаконным сбытом наркотиков, носят единичный характер. По нашему мнению, основными причинами этого служат отсутствие активности со стороны граждан, а также скептическое отношение оперативных сотрудников к данному виду содействия.
Попробуем найти логическое объяснение этих причин. Статья 45 Конституции Российской Федерации провозглашает, что в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Очевидно, что одним из таких способов защиты является активное содействие граждан ОВД в борьбе с незаконным сбытом наркотиков. Возможность содействия граждан ОВД непосредственно оговорена в ч. 5 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которой должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
В свою очередь, в ст. 17 ФЗ об ОРД законодательно установлено, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД, в т.ч. по контракту.
Таким образом, ФЗ об ОРД официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам, осуществляющим ОРД, в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов. Согласно ст. 13 Федерального закона «О полиции», полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие на безвозмездной или возмездной основе. При этом Конституция, ФЗ об ОРД и ФЗ о полиции в общем виде определяют характер института содействия граждан оперативным подразделениям ОВД, а их частные положения содержатся в ведомственном нормативном правовом акте закрытого содержания. Данный факт усложняет обсуждение обозначенной выше темы в статье открытого содержания.
Таким образом, законы и нормативные правовые акты предусмотрели в виде анонимного содействия эффективный механизм участия граждан в осуществлении борьбы с преступностью, в т.ч. с незаконным сбытом наркотиков.
Однако граждане в большинстве случаев не торопятся проявлять активность в содействии оперативным подразделениям в подготовке и проведении ОРМ по раскрытию данных преступлений. При этом по результатам опросов почти 44% граждан все-таки готовы сообщать информацию о подозрительных лицах и событиях, а 9% опрошенных могли бы оказать содействие в задержании преступника[17].