Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Понятие прав и свобод человека).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Несмотря на очевидную декларативность вышеназванного конституционного принципа, следует признать безусловным и неоспоримым, что он является центральным в системе основ конституционного строя Российской Федерации.
Признание высшей ценности прав и свобод человека означает их приоритет в деятельности всех органов государства и ориентацию последних на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека заключается, прежде всего, в выражении свободы народа и каждого человека. В свою очередь, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать его необоснованному вторжению в сферу личной свободы человека, произволу со стороны органов и должностных лиц государства.
Признание прав и свобод человека как высшей ценности является базовым принципом Конституции Российской Федерации. Возможность людей действовать по своему усмотрению (эта часть прав обычно называется свободами) и получать определенные материальные, духовные и иные блага (собственно права) детально прописана в Основном законе страны. Однако в реальной жизни конституционные гарантии прав и свобод россиян реализуются противоречиво, обеспечиваются не полную меру или грубо нарушаются.
Целью данной работы является изучение прав человека и их видов в Российской Федерации.
В рамках данной цели был поставлен ряд задач:
- изучить понятие прав и свобод человека;
- привести классификацию прав и свобод человека;
- рассмотреть механизм непосредственной реализации прав и свобод граждан;
- рассмотреть право на жизнь как основное личное право человека;
- охарактеризовать право на свободу и личную неприкосновенность как важнейшее право человека.
Объектом исследования являются права и свободы человека и гражданина.
Предметом исследования является механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие прав и свобод человека
Зарождение понятия «права человека», то есть понимание данной проблемы как научной, неразрывно соединено с выходом в свет и распространением идей естественного права. Еще в V–IV вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) заявляли, что все люди равны от самого рождения и имеют одни и те же, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отображает природу самого человека и базируется на его любви к себе самому. Во время феодализма почти все естественно-правовые мысли облекались в религиозную оболочку. Позже они возымели отражение и последующее свое становление в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и прочих мыслителей. С развитием общественных взаимоотношений права человека из идеальной категории со временем преображались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали аспектом демократичности какой-нибудь системы правового и государственного устройства[1].
Желание нашей страны уверенно и в полном размере учесть в законодательстве и исполнять на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции РФ (1993 г.).
Права человека суть неотъемлемые качества любого человека и немаловажные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно исключительно закрепляет их в законе и гарантирует реализацию. В такой ситуации его можно считать правовым. В случае если государство игнорирует натуральные права человека либо, не говоря уже о том, что, ущемляет, подавляет их, мешает их осуществлению либо создает условия для реализации прав лишь для конкретной категории лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.д.).
Права человека представляют собой естественные возможности индивидуума, обеспечивающие его человеческое достоинство, жизнь и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни[2].
Совместно с категорией «права» применяется термин «свободы». Сюда следует отнести свободу совести, мысли, слова и т.п. Данные группы можно считать равными по своему содержанию и смысловому значению. Также необходимо сказать о таких категориях как «права личности» и «права гражданина», которые часто применяются в законодательстве и литературе.
Права человека обусловлены своей естественной природой и неотъемлемы от индивидуума, они не подразделяются по территории и национальности, находясь вне их, то есть не зависят от того, закреплены ли они в законодательных актах. Права человека считаются объектом международно-правового регулирования и охраны. В том случае, если права человека закреплены в законодательных актах, то они становятся и правами гражданина этого государства.
Права гражданина представляют собой совокупность естественных правомочий, которые нашли отражение в НПА государства, и обретенных правомочий, произведенных в процессе становления сообщества и государства.
Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Размер их может находиться в зависимости от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, критерий его работы и проживания. Под «личностью» имеют в виду человека, гражданина, заграничного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности определяют индивидуальные отличительные черты человека, степень его общественной зрелости, способность осознавать право и отвечать за собственные действия.
1.2. Классификация прав и свобод человека
Глава 2 Конституции РФ содержит 48 статей, большая часть из которых посвящены конкретным правам и свободам человека и гражданина. Они являют из себя логически выверенную систему, отражающую специфику отмеченных прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Обилие конституционных прав и свобод обуславливает потребность их классификации, исполняемой по различным аспектам.
Исследование конституционных прав и свобод человека и гражданина в системе нужно, в первую очередь, для того, чтобы правильно раскрывать их единство, внутреннее содержание, взаимообусловленную роль в общественных процессах, значение в удовлетворении жизненных потребностей и интересов любого индивидума в отдельности. Так же, верная классификация важна для многосторонней разработки вопросов воплощения конкретизации и увеличения эффективности выполнения правогарантирующих функций обязанными компетентными субъектами. Искажения в классификации могут оказывать плохое действие на исследования в этой области.
В то же время, учитывая мнение Л. Д. Воеводина, классификация прав и свобод человека и гражданина, будучи трудной правовой категорией, являет из себя не простую совокупность ее деталей, а систему, поскольку им присущи все свойства последней: согласие и внутренняя дифференциация[3].
Система конституционных прав и свобод личности представляет из себя достаточно сложное и многогранное явление. В юридической науке термин «система» используется для характеристики политической организации сообщества, органов государства, права и множества иных социальных явлений. Система означает, с одной стороны, целостное единство этого явления, а с иной — внутреннюю структуру, дифференциацию составляющих его частей, другими словами их известную обособленность относительно к целому. Системное рассмотрение любого сложного общественного явления разрешает созидать и учитывать как единые черты всех структурных подразделений, образующих систему, так и их отличительные черты. В данном выражается диалектика общего и особенного. Большая часть правоведов считают, что системный подход разрешает сосредоточить внимание на раскрытии интегративных качеств, образующихся в следствии соединения частей в единое целое. Надлежит согласиться с мнением В. М. Капицына про то, что основанием для классификации прав человека обязаны служить конкретные требования[4].
Основание классификации прав человека обязано сочетать ценностные институционализированные позитивно-нормативные факторы.
Основание классификации обязано иметь такие односторонние компоненты, как позитивные и естественно-правовые теории.
Подход к правам человека, как к гуманитарной области, универсален, состоятелен, в случае если не принимает во внимание государственный, культурный (национально-этнический, местный) контексты.
В теории права классификация прав и свобод человека обычно принято делить по сфере проявления на:
- культурные;
- личные;
- социально-экономические;
- политические.
Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина[5].
Наиболее распространенным классификационным признаком является содержание прав и свобод человека и гражданина.
Приведем права человека и гражданина в табл.1.
Таблица 1 - Классификация прав и свобод человека и гражданина
1. Личные (гражданские) - часто открывают перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций.
Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.
Особенности:
- они считаются по собственной сути неотчуждаемыми, естественными правами человека, то есть каждого, и вовсе не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;
- они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает сообразные обязанности на государство и прочих граждан;[6]
2. Политические права связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат исключительно «гражданам». Их реализация дозволяет гражданам принять участие в политической жизни сообщества, в распоряжении государством. Граждане, ассоциированные как народ, исполняют власть, а гражданин, как индивид, принимает участие в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном размере начинается с 18 лет.[7]
3. Социально-экономические права и свободы считаются основой всех других прав. Среди них культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и прочих общественно важных потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и необходимый уровень жизни человека, его свободное развитие.[8]
1.3. Механизм непосредственной реализации прав и свобод граждан
Говоря о реализации прав личности, в первую очередь нужно заметить, что это явление включает в себя не только деятельности правоприменительных органов, но и подразумевает довольно активное включение самой личности. Рассматривая модель реализации нормы права, которая закрепляет непосредственно права человека, можно заметить, что законодатель во многом ориентируется на то, возможно ли применение данных прав практически.
Конституция РФ признает права человека и гражданина непосредственно действующими вне зависимости от того, присутствуют уже либо пока нет законодательные акты, призванные определять механизм и процедуры для их более полного воплощения. Гражданин имеет право претворять собственные права свободно, избирать метод реализации, подходящий его интересам и возможностям, и, в том случае, если по закону не требуется участие надлежащих компетентных органов, лично исполнять принадлежащее ему право.
Сущность непосредственной реализации прав личности может быть выражена через ее значение в механизме правового регулирования. Как известно, правовое регулирование включает в себя следующие стадии:
1. принятие нормы права;
2. происхождение субъективных прав и юридических обязанностей;
3. реализация субъективных прав и юридических обязанностей, воплощение их в точном, практическом поведении участников общественного отношения;
4. использование права.
Заключительный элемент считается факультативным и может присутствовать между 1 и 2-ой или же 2 и третьей стадиями.
Исходя из того, какие составляющие механизма правового регулирования методично применяются, может идти речь о простом и сложном процессе правового регулирования. Простое регулирование базируется только на нормативном акте, при сложном нужно 2 акта, одним из которых считается нормативный акт, а иным – акт применения нормы права[9], а в требуемых случаях и разные дополнительные акты. Непосредственная реализация прав и свобод личности входит в простое правовое регулирование.