Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Понятие прав и свобод человека).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Следовательно, для непосредственной реализации прав и свобод личности важны: правовые нормы, коими учтено субъективное право, т.к. реализация точного права или же свободы связана с воплощением требований не только той правовой нормы, которая его учитывает, но и множества иных правовых норм, в которых конкретизируются пределы содержания данного права или же свободы, условия и порядок их осуществления и прочие моменты; юридические факты, вызывающие наступление определенных правовых результатов и реализацию прав личности; правоотношение, в котором и появляются субъективные права; практическое поведение личности, акты реализации ее права.
При непосредственной реализации прав и свобод личности встают как общерегулятивные правоотношения (реализация права на жизнь, честь, достоинство, защищенность и т.д.), которые возникают как правило на базе норм Конституции и прочих основополагающих актов, так и относительные правоотношения.
По мнению Н.И. Матузова отношения общерегулятивного характера складываются и существуют между: государством и гражданином; самими гражданами как носителями общих прав и обязанностей; между гражданами, с одной стороны, и органами, организациями и учреждениями, такими как публичными – с иной (по поводу воплощения прав и выполнения обязанностей, обоюдной связанности их в ходе данного воплощения, соблюдения действующего законодательства и т.д.)[10].
Конкретные отношения, в каких личность лично реализует свое право, появляются между гражданами. В данных отношениях субъекты конкретно определены и действуют на базе норм, не требующих вмешательства специально-уполномоченных органов. Это многообразные дела, в большинстве случаев, частноправового характера (продавец-покупатель, когда сделка не требует особого оформления).
Непосредственная реализация прав и свобод личности имеет возможность выражаться в 2 главных формах: активной и пассивной.
Говоря о форме реализации субъективного права, нужно отметить, что она ориентируется содержанием самого реализуемого права. Пассивная форма будет характерна, в большинстве случаев, для таких прав и свобод, в базе которых лежит непосредственно пользование теми благами, которые неотделимы от личности. Обладание правом в такой ситуации совпадает со с пользованием правом. Личность не совершает сознательно-волевых деяний, прямо нацеленных на воплощение собственного права, т.к. считается носителем общественного блага, закрепленного нормой. В такой форме реализуется большая часть личных прав человека и гражданина – право на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной и личной жизни.
При реализации данных прав необходимы только гарантии их защиты и исполнения, так как здесь проявляется непосредственный характер. Это вытекает из самой формулировки прав и свобод, которые связаны с охраной личных благ.
Тут вообще не потребуется определение процедуры реализации, само существование человека реализует эти права.
Помимо этого, существует комплекс прав личности, реализация которых требует лишь пассивных действий, и лишь данном варианте право реализуется. Норма права, в большинстве случаев, закрепляет право в формулировках: «не обязан», «не может». К примеру, ст. 51 Конституции РФ устанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Непосредственная реализация личностью этого права как раз и содержится в отказе от активных действий.
Активная форма непосредственной реализации напрямую находится в зависимости от активных действий личности. Это сознательно-волевое поведение личности, нацеленное на создание юридических прецедентов, важных для правоотношений, в каких личность и реализует свое право (право на объединение, право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и др.).
Механизм непосредственной реализации прав и свобод личности являет из себя комплекс правовых средств, а также самостоятельных действий личности по реализации собственных прав и свобод, имея цель их наиболее полного и успешного применения.
Структура названного механизма содержит последующие составляющие: правовые нормы; юридические факты; деятельность личности по осуществлению собственного права; охрану и защиту прав личности, включая самозащиту; процедуры; гарантии.
Права и свободы, непосредственно реализуемые личностью, зафиксированы во второй главе Конституции РФ. Нормы, закрепляющие права и свободы личности также могут реализоваться через отраслевое законодательство, которое конкретизирует процедуру реализации отдельного права.
Определенные права и свободы могут реализовываться постоянно и непрерывно. К ним, например, относятся такие права как право на жизнь или неприкосновенность частной жизни.
Наиболее стереотипная форма реализации этих прав и свобод – непосредственное применение их лично субъектом. Благом считается уже само существование носителя права. Полная же реализация может быть совершена, если соблюдать условие соблюдения остальными лицами запрета посягательств в отношении предоставляемого правом блага.
Реализация любой правовой нормы постоянно связывается с наличием или же неимением каких-то фактов. Иначе говоря, «должны быть известны условия использования нормы. Впрочем степень определенности данных условий не одинакова, более того – они вообще имеют все шансы быть не выражены во вне и, значит, могут не иметь правового закрепления. Условия вовсе не обязательно включать в самую норму в виде составной части»[11]. Люди в собственной деятельности предусматривают, какими юридическими фактами (составами) обусловлены желанные или же ненужные им правовые результаты. В соответствии с этим, человек устремляется к возникновению юридических прецедентов или же, напротив, избегает данного.
Правомерная деятельность личности по реализации собственных прав и свобод связана с потребностью соблюдения определённых границ, в пределах которых у нее есть возможность действовать, многосторонне проявляя собственную индивидуальность и вместе с этим, не посягая на права, свободы и обязанности иных лиц. Следовательно, не может быть других границ указанного права, помимо тех, которые гарантируют иным членам сообщества возможность пользования аналогичным правом. Так, ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что «при осуществлении личных прав и свобод любой человек обязан подвергаться лишь таким ограничениям, которые установлены законом только лишь с целью обеспечения подабающего признания и уважения прав и свобод иных и удовлетворения справедливых притязаний морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом сообществе»[12].
В российской Конституции содержится положение про то, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не может не соблюдать права и свободы иных лиц (ч.3 ст. 17 Конституции РФ). Данный принцип гарантирует нормальную жизнедеятельность цивилизованного сообщества, любого человека и гражданина. Конституция обязана не только закреплять наиболее возможные права и свободы, но и суметь оградить человека от неправомерных действий иных лиц. Потому что люди, свободно исполняя собственные права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут придти и приходят, в противоречие с интересами, правами и действиями иных.
Действия граждан по непосредственной реализации личных прав и свобод выражаются как в актах-поступках, поведении людей, направленном на воплощение собственного права или же законного интереса, так и через акты-документы (претензии, заявления, обращения жалобе и др.). Акты-документы выражают волю участников взаимоотношений и призваны урегулировать общественное отношение и привести к желанным итогам (юридическим результатам). Это могут мыть как личные акты (претензии), так и двухсторонние, заключительные могут выступать в виде договоров (сделки между гражданами).
Существенным элементом механизма непосредственной реализации прав и свобод личности считается их охрана и защита.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
2.1. Право на жизнь
Конституция РФ признаёт, что права и свободы человека считаются высшей ценностью. Право на жизнь - главнейшее из них.
Конституция РФ гласит: каждый имеет право на жизнь. Это право закрепляется практически во всех конституциях мира, международно-правовых документах.
Конституционное право на жизнь образует первооснову всех иных прав и свобод человека. Право на жизнь многогранно и означает как правило право на физическое существование и не быть произвольно лишенным жизни.
Некоторые научные работники, к примеру, В.Ю.Исаева, воспринимают право на жизнь как групповой межотраслевой институт, реализация которого исполняется через нормы разных отраслей права (конституционного, административного, уголовного, гражданского, семейного и других)[13]. Однако с такой точки зрения размывается само понятие и значение права на жизнь. Как нам видится, право на жизнь является международно-правовым и конституционным институтом, оно носит особый, целенаправленный нрав, и нарушить его может исключительно государство. Естественно, право на жизнь не может функционировать в вакууме, и, лишаясь права на жизнь, человек лишается и лично жизни. Впрочем законодательная норма «право на жизнь» сама собой не создает каких-то предпосылок для соответствующей охраны и обеспечения жизни человека. Как подметил Г.Б.Романовский, «право на жизнь не оберегает ни саму жизнь, ни качество жизни. Оно не обязывает государство гарантировать саму жизнь. Защищается непосредственно право на жизнь, которое учитывает именно защиту от деятельности со стороны государства, но не со стороны отдельных лиц».
Особенность этого права состоит в том, что оно считается ключевым, начальным для всех прочих прав и свобод человека и гражданина, непосредственно вследствие этого право на жизнь обязано подлежать особенной защите со стороны государства. Впрочем, невзирая на его формальную закрепленность в Конституции РФ, в современном российском государстве право на жизнь человека очень активно нарушается.
Остановимся на законодательном обеспечении права на жизнь. Здесь нельзя забывать, что Конституция РФ утверждает и гарантирует права и свободы человека и гражданина сообразно общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17). Следовательно, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России считаются деталью ее правовой системы и согласно с Конституцией РФ занимают приоритетное место в российском законодательстве (п. 4 ст. 15). Непосредственно вследствие этого должное внимание надлежит уделить международно-правовым актам, участником которых считается Российская Федерация.
Наиболее весомыми из них считаются: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ст. 3), Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года (ст. 6, Факультативный Протокол № 2), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (ст. 2 ЕКПЧ, ст. 1 Дополнительного протокола № 6)[14]. Остановимся на ряде из них подробнее.
Так, первым международным договором, получившим всеобщее признание, считается Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Статья 3 указанного акта гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на собственную неприкосновенность». Данный документ явился толчком для включения права на жизнь в более поздние международные договоры.
Два года спустя, 4 ноября 1950 года была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая является на данный момент одним из главнейших международных договоров в сфере прав человека. Вопросы, связанные с правом на жизнь, регулируются в ст. 2. Так, п. 1 указанной статьи гласит: «Право любого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного вердикта, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом учтено это наказание». Надо сказать, что в отличие от Всеобщей декларации прав человека в п. 1 ст. 2 Конвенции находится ряд существенных гарантий этого права. В первую очередь, право на жизнь охраняется законом. Так же, никто не может быть умышленно лишен жизни.
Пункт 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года помимо прочего отмечает: «Право на жизнь есть неотъемлемое право любого человека. Данное право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни».