Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Понятие прав и свобод человека).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
Нарушение права быть произвольно лишенным жизни считается, в частности, произвольная казнь.
Произвольной казнью считается убийство лица, совершенное представителем государства либо любым иным лицом, работающим по поручению правительства, или же с его согласия, или же при его попустительстве, но в отсутствии соответствующего судебного процесса. Казнь на основании вердикта к смертной казни, вынесенного судом, помимо прочего считается произвольной казнью, в случае если не соблюдены требования в отношении справедливого судебного разбирательства, гарантированного статьями 14 и 15 Пакта о гражданских и политических правах.
Произвольные казни (в различие от казни на основании приговора, вынесенного вследствие справедливого судебного разбирательства) нередко представляют собой убийства при сомнительных обстоятельствах со следующими особенностями:
• смерть настала в эпизод, когда надлежащее лицо присутствовало в руках сотрудников правоохранительных органов (к примеру, в полицейском участке), государственных должностных лиц или же других лиц, выступающих в официальном качестве;
• после смерти не было проведено официальное расследование.
Власти не произвели соответствующего вскрытия трупа или же не предприняли требуемых мер для получения сообразных свидетельств (медицинского заключения, признаков ранее применявшихся пыток и т. д.).
К произвольным казням относятся убийства, совершаемые по политическим мотивам, смерти, наступающие вследствие использования пыток либо другого бесчеловечного, безжалостного либо унижающего достоинство обращения, а также убийства после похищения или же насильственного исчезновения, в случае если наличествуют вышеупомянутые показатели.
Россия восприняла общемировую направленность по признанию права на жизнь человека, впрочем, в отличие от ряда европейских государств данное состоялось относительно не так давно. Так, в нашей стране право на жизнь в первый раз получило закрепление 22 ноября 1991 года в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР. После этого право на жизнь было отражено в ст. 20 Конституции РФ 1993 г., где отмечено: «Каждый имеет право на жизнь».
Как видим, право на жизнь в ряде международных договоров, а также в Конституции РФ закреплено (вернее провозглашено) только декларативно. Но здесь нужно хорошо представлять, что, позиционируя право человека на жизнь, Конституция дает ему юридический, другими словами общеобязательный нрав. Закрепление данного права, как отмечает Б.Л.Железнов, это «фундамент, на котором строится весь конституционный механизм охраны этого права… само по себе закрепление того или иного права есть специфическая его гарантия»[15].
В настоящее время прогрессивные демократические конституции и, естественно, Конституция РФ уходят от одностороннего понимания отношений между личностью и государством как взаимоотношений власти и подчинения. Так, закрепляя права человека и гражданина, конституция РФ знает их как стабильную правовую взаимосвязь между личностью и государством, вследствие которой на физическое лицо распространяется юрисдикция государства, при всем при этом только в строго установленных законом вариантах права человека и гражданина могут быть ограничены. Тогда как государство несет установленные законом обязанности перед данным лицом, презюмируя равенство обоих участников правоотношения, т.е. государства и физического лица.
В случае если говорить об обязанностях государства по защите человеческой жизни, то, сообразно правовой позиции Европейского Суда, обязательства, вытекающие из ст. 2 Европейской конвенции по правам человека, разделяются на негативные и позитивные.
Так, негативные обязательства являют из себя обязанность государства уклоняться от совершения деяний, способных повлечь смерть лиц, находящихся под их юрисдикцией. При всем при этом государство отвечает за действия собственных агентов: ими считаются представители государственных органов и лица, находящиеся на военной службе.
Позитивные обязательства являют из себя обязанность государства принимать конструктивные меры, требуемые для защиты жизни лиц, находящихся под его юрисдикцией.
В РФ до 1996 г. смертная казнь была предусмотрена в 28 статьях УК РФ за совершение тяжких преступлений, а в настоящее время - в 5-ти (умышленное убийство, террористический акт, бандитизм и др.). Конституция учитывает гарантии против ее произвольного применения: она устанавливается исключительно федеральным законом; рассматривается как исключительная мера наказания; используется лишь за наиболее тяжкие преступления против жизни; при угрозе использования смертной казни обвиняемый правомочен на рассмотрение его дела судом при участии присяжных заседателей[16].
Невзирая на сохранение смертной казни в Конституции, Конституционный суд РФ собственным решением от 2 февраля 1999 г. временно остановил ее исполнение.
2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность
Согласно с Конституцией РФ (ст. ст. 21 - 23) любой человек и гражданин вправе на собственную свободу и неприкосновенность, на уважение и защиту его чести и достоинства.
Право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека, которое он получает с этапа рождения и которое дает ему возможность осуществлять всевозможные деяния, не противоречащие закону. Свободу и личную неприкосновенность возможно объяснять в социальном и биологическом смыслах.
Право на свободу включает, например, политическую свободу, профессиональную свободу. Неприкосновенность быть может как физическая (жизнь, здоровье человека), так и нравственная, духовная (честь, достоинство личности). Право на личную неприкосновенность подразумевает недопустимость вмешательства снаружи в область персональной жизнедеятельности личности и содержит физическую (телесную) неприкосновенность и психическую неприкосновенность.
Право на свободу и личную неприкосновенность поддерживается государственными институтами, а уровень его реализации, защиты и гарантированности нормами права служит нужной предпосылкой развития и формирования правового государства.
Любой, кто лишен свободы путем ареста или же задержания, правомочен на разбирательство, в процессе которого суд немедленно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, в случае если задержание преступно. Любой, кто стал жертвой ареста или же задержания в несоблюдение положений настоящей статьи, вправе на компенсацию.
Часть 2 статьи 22 Конституции РФ в первый раз предоставляет суду право принимать решение об аресте, заключении под стражу, содержании под стражей лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Данное положение подходит части 4 статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Раньше право арестовывать, заключать под стражу принадлежало прокурору, который как правило принимал решение заочно, то есть в отсутствие лица, которое арестовывалось, и должен был допрашивать исключительно маленький круг лиц, например, не достигших совершеннолетия. Судебная процедура обязана содействовать принятию законных и аргументированных решений, минимизировать число промахов при аресте (заключении под стражу).
Эта норма конституционна норма начала действовать после приведения в соответствие уголовно-процессуального законодательства. Так, сообразно ч.2 ст. 29 УПК РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ, лишь суд, в том числе в досудебном производстве, вправе принимать решения о назначении (продлении) такой меры пресечения как заключение под стражу.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей можно охарактеризовать как наиболее радикальные меры пресечения попыток уклонения от суда и следствия, поскольку в связи с их применением лицо не может осуществлять обязанности, возложенные на него.
После того, как вопрос об аресте, заключении или содержании под стражей будет решен, лицо должно быть определено в следственный изолятор или же в изолятор временного содержания, в том случае когда следственный изолятор отсутствует. Лицо, которое было задержано по подозрению в осуществлении преступных действий и помещено в изолятор временного содержания, таким образом лишается свободы.
Сообразно ст.5 УПК РФ содержание под стражей представляет собой пребывание лица, которое было задержано по подозрению в совершении преступления, или же обвиняемого в совершении преступления, заключенного под стражу, в следственном изоляторе или же ином месте, которое определяется в рамках федерального закона.
Задержание подозреваемого представляет собой меру процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем или же прокурором на срок, которые не может превышать 48 часов с того момента, как лицо было задержано по подозрению в совершении преступления.
Сообразно ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по судебному решению по отношению к лицу, подозреваемому либо обвиняемому в осуществлении действий преступного характера, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, который превышает 2 года (при условии, что применение более мягкой меры невозможно).
В некоторых случаях, данная мера также может быть избрана и по отношению к лицу, подозреваемому либо обвиняемому в осуществлении действий преступного характера, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, который не превышает 2 лет. Данное возможно в том случае, когда имеется одно из последующих обстоятельств: у обвиняемого (подозреваемого) нет постоянного места жительства на территории РФ; его личность не была установлена; им нарушена раньше избранная мера пресечения; он укрылся от органов предварительного расследования либо от суда.
К обвиняемому (подозреваемому), которые не достиг возраста совершеннолетия, применение данной меры пресечение возможно в том случае, когда данным лицом было совершено тяжкое или особо тяжкое преступление. В ряде случаев, данная мера может быть применена и к несовершеннолетнему, который обвиняется или подозревается в совершении преступлений средней тяжести. Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого разрешается исключительно в случае объявления обвиняемого в международный розыск.
Согласно со статьей 91 Уголовно- процессуального кодекса РФ, орган дознания, следователь или же прокурор имеет право задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из последующих оснований:
1) когда данное лицо застигнуто при совершении преступления или же непосредственно после его совершения;
2) когда пострадавшие либо свидетели покажут на это лицо как на совершившее преступление;
3) когда на данном лице либо его одежде, при нем или же в его жилье будут выявлены определенные следы преступления.
При наличии других данных, дающих основание заподозрить лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, в случае если хотело исчезнуть или не имеет постоянного места жительства, или не установлена его личность, или в случае если прокурором, также следователем либо дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Новым в Конституции РФ считается уменьшение срока задержания лица по подозрению в совершении преступления: до этого он составлял 72 часа; сейчас он составляет 48 часов. Подобное положение учтено частью 1 статья 10 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В УК РФ охране свободы, чести и достоинства личности посвящена отдельная глава, что подчеркивает значение и значимость данных, поистине главнейших прав человека.
Под преступлениями против свободы, чести и достоинства человека надлежит понимать общественно опасные действия, не разрешенные уголовным законом и посягающие на общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность свободы человека, охрану его чести и достоинства.
УК РФ выделяет последующие ключевые виды данных преступлений:
а) посягательства на личную свободу личности (ст. 126 - 128 УК РФ);
б) преступление против чести и достоинства личности (ст. 129, 130 УК РФ).
Спецификой уголовно-правового порядка защиты чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации считается активная роль государства. Данное обусловлено тем, что уголовное право устанавливает наказания за более опасные посягательства на отмеченные нематериальные блага.
Такие действия обладают свойством общественной опасности. Вследствие данного уголовное право устанавливает за совершение таковых действий особо жесткие санкции, нацеленные не на имущество преступника, а на его личность, в противоположность гражданскому праву.