Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теория менеджмента).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Нестабильность, сложность и взаимосвязанность факторов внешней и внутренней среды оказывают сильное влияние на деятельность предприятия. В настоящее время увеличивается неопределенность внешней среды, появляются новые факторы, меняются и растут требования, предъявляемые внешней средой к предприятию, усложняются механизмы достижения соответствия его деятельности этим требованиям. В современных условиях меняется и внутренняя среда предприятия, она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Проблема влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия приобретает особую важность на уровне предприятий санаторно-курортной отрасли. Спрос на санаторно-курортные услуги очень чувствителен к факторам внешней среды (политическим, экономическим, экологическим и пр.). В таких условиях санаторно-курортная организация должна концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел и вырабатывать долгосрочную перспективу, которая позволяла бы быстро и с наименьшими затратами адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды. Анализ ключевых элементов внешней среды и внутренних условий функционирования предприятия позволяет принимать экономически грамотные, оптимальные управленческие решения, нацеленные на достижение целевой установки хозяйствования.
Вышесказанное предопределяет актуальность процесса совершенствования системы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли.
Объектом исследования данной работы является ОАО «Алроса» оздоровительный комплекс «Прометей».
Предметом выступают ключевые элементы, формирующие механизм взаимодействия предприятия с внешней и внутренней средой.
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть значение и сущность факторов внешней и внутренней среды в стратегическом развитии компании;
- изучить методы определения (выявления) ключевых факторов среды компании;
- рассмотреть особенности влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельности предприятия санаторно-курортной отрасли;
- провести анализ системы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли ОАО «Алроса» ОК «Прометей»;
- предложить пути совершенствования управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды ОАО «Алроса» ОК «Прометей».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых, таких как Баскакова О.В., Каверина О.Д., Чечевицына Л.Н. и др.
Информационной базой для исследования послужили данные сети Интернет, а также внутренние материалы и документы ОК «Прометей».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Значение и сущность факторов внешней и внутренней среды в стратегическом развитии компании
Любое предприятие функционирует в двух состояниях: как элемент экономической системы общества и как замкнутая внутренняя система.
Наиболее существенную роль в организации и эффективной деятельности предприятия играет внутренняя среда [21 c. 51-54].
Внутренняя среда организации характеризуется факторами, находящимися в пределах организации, непосредственно влияющих на ее функционирование. Внутренняя среда деятельности предприятия отражает формы и особенности проявления свойств хозяйственно-производственной организации, благодаря которым она функционирует и результатами своей деятельности удовлетворяет потребности общества, а также реагирует на внешние условия, приспосабливаясь как к ним, так и к другим воздействиям со стороны прочих факторов.
Факторы внутренней среды (субъективные) связаны с конкретной деятельностью человека. Они целиком и полностью зависят от действий менеджеров и персонала. Хозяйствующий субъект должен знать факторы внутренней среды и влиять на них для повышения эффективности производства через конкретные управленческие решения [15, c. 12-13].
Внутренняя среда предприятия формируется под влиянием факторов внешней среды, государственного регулирования, а также принятия множества управленческих решений внутри самого предприятия с целью достижения наилучших результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Внутренняя среда находится под непосредственным контролем руководителей предприятия и специалистов аппарата управления.
Внутренняя среда предприятия включает следующие элементы:
- материальные ресурсы, формирующие материально-техническую базу предприятия;
- финансовые ресурсы;
- трудовые ресурсы, систему управления персоналом;
- информационные ресурсы;
- технологии - способы преобразования ресурсов в результаты деятельности предприятий - и соответствующую им производственную структуру;
- организационную структуру управления, соответствующую организационно-правовой форме предприятия и целям эффективного хозяйствования;
- систему коллективных ценностей, традиций, норм поведения, что составляет в совокупности корпоративную культуру[3, c. 151].
Внешняя среда. Результаты деятельности хозяйствующего субъекта в значительной степени определяются и внешней средой. Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов. Любое предприятие с позиций системного подхода осуществляет триединый процесс, а именно:
- получение ресурсов из внешней среды;
- превращение ресурсов в продукт (работу, услугу);
- возвращение продукта обратно во внешнюю среду[13, c. 105].
Границы внешней среды для отдельно взятой организации весьма условны. Как правило, это зависит от вида ее деятельности, размеров, от того взаимодействует ли она с зарубежными компаниями и других факторов. Условно внешнюю среду разделяют на макроокружение (макросреду, факторы косвенного воздействия) и микроокружение (микросреду, факторы прямого воздействия).
Макроокружение характеризует наиболее общие условия для функционирования предприятия во внешней среде. Несмотря на это степень его воздействия на отдельно рассматриваемые организации различна, что в основном связано с особенностями деятельности, с ее внутренними возможностями.
К составляющим макроокружения относятся законодательство, политическая и экономическая сферы, достижения научно-технического прогресса, социальная сфера, природные факторы.
Микросреда представляет собой часть внешней среды, непосредственно взаимодействующей с организацией. Таким образом, к микроокружению следует относить то окружение, которое влияет на финансово-хозяйственную деятельность организации и также на себе испытывает ее непосредственное воздействие [11, c. 2-3].
Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов. Поэтому необходимы знание этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздействовать на внутренние структуры хозяйствующего субъекта.
Сама организация как открытая система зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Исходя из этого, хозяйствующий субъект вынужден приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность.
Методы определения (выявления) ключевых факторов среды компании
Анализ внешней среды организации, осуществленный вместе с исследованием ее внутренней среды, обеспечивает грамотный выбор стратегии. Подобные аналитические работы позволяют определить основные конкурентные преимущества, возможности, и на базе полученной информации построить дальнейшее ее развитие [4, c. 43].
Для изучения внешней среды используются, в числе наиболее популярных, следующие виды анализа, представленные ниже.
Макросреда.PEST– анализ – это инструмент, предназначенный для выявления и оценки влияния политических (Policy), экономических(Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, на стратегию компании, а также на результаты её текущей и будущей деятельности [8, c. 76].
Предполагает постоянное отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям (табл. 1.1) и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
Выделяют следующие этапы проведения PEST-анализа:
-
-
- Разработка перечня внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
- Оценка значимости (вероятности осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
- Оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-балльной шкале: «пять» - сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» - отсутствие воздействия, угрозы.
- Взвешивание оценок путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчет суммарной взвешенной оценки для данного предприятия.
-
Таблица 1.1
РЕSТ-анализ факторов макросреды [10, c. 234]
- Демографические изменения
- Изменение структуры доходов
- Отношение к труду и отдыху
- Социальная мобильность населения
Политика |
Р |
Экономика |
Е |
|
|
|
|||
Социум |
S |
Технология |
Т |
- Государственная техническая политика
- Значимые тенденции в области НИОКР
- Новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий)
Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды. Проводя PEST-анализ, важно помнить, что:
- Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны.
- Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
- PEST - анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов [8, c. 81].
PEST – анализ призван облегчить оценку менеджментом влияния факторов внешней среды на стратегию, он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает необходимость периодического пересмотра планов [5, c. 33].
Микросреда. Непосредственное влияние оказывает на деятельность предприятия его внутренняя среда, где можно выделить несколько срезов. Каждый из них включает набор ключевых процессов и элементов организации, анализ которых, как по отдельности, так и в совокупности, определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация:
- Кадровый срез включает процессы взаимодействия менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; стимулирование и оценку результатов труда; создание и поддержание отношений между работниками; организацию командной работы, развитие корпоративной культуры и т.п.
- Организационный срез составляют коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
- Производственный срез включает в себя все стадии изготовления продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
- Маркетинговый срез охватывает все процессы, связанные с продвижением и реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
- В финансовый срез включаются процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации: поддержание ликвидности и обеспечение рентабельности, создание инвестиционных возможностей, формирование инвестиционного портфеля и т.п. [19, c. 98].