Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теория менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предполагает постоянное отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.

Интеграция результатов анализа внешней и внутренней среды предприятия может проводиться с помощью SWOT-анализа: S – Strength («сила», т.е. сильные стороны предприятия); W – Weakness («слабость», т.е. слабые стороны предприятия): О – Opportunity («возможность», т.е. возможности развития предприятия); Т – Treal («угрозы», т.е. угрозы развитию предприятия). Наиболее часто включаемыми в анализ категориями являются: маркетинг; инжиниринг и разработка новых продуктов; оперативная деятельность; персонал; менеджмент; ресурсы компании.

Изучение факторов внешней и внутренней среды предприятий сферы туризма имеет свои особенности. Предприятия туристской индустрии очень сильно зависит от изменений факторов внутренней и внешней среды. На макроуровне (на уровне региона, страны) формируются внешние факторы развития туристской индустрии, их условно делят на две группы: статистические (природно-климатические, географические, культурно-исторические) и динамические (политико-правовые, социально- демографические, финансово-экономические, материально-технические).

Также, кроме факторов внешней среды, влияющих на процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от факторов внутренней среды (политика и стратегия туристской компании, поддержка нововведений со стороны руководства, поощрение и мотивация в новых идеях и разработках во всех подразделениях туристской компании, наличие специализированного отдела по реализации новшеств, необходимый уровень финансовых возможностей, организационно-техническая готовность к реализации нововведений). В целом, совершенствование системы менеджмента хозяйствующими субъектами в санаторно-курортном комплексе является значимым направлением для социально-экономического развития многих регионов. Комплексный анализ можно осуществить, изучая только во взаимосвязи внутренние и внешние факторы влияния.

Проведенный анализ системы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли ОАО «Алроса» ОК «Прометей» позволил сделать следующие выводы.

Филиал акционерной компании «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество) Оздоровительный комплекс «Прометей» расположен в п. Небуг, Туапсинского района. Оздоровительный комплекс «Прометей» осуществляет свою деятельность с 10 сентября 2003 г.


ОК «Прометей» является обособленным подразделением акционерной компании «АЛРОСА».

Основной целью ОК «Прометей» является организация оздоровительно- профилактического отдыха и медицинского обслуживания работников Компании и членов их семей для улучшения их здоровья и повышения работоспособности.

В ОК «Прометей» линейно-функциональная организационная структура. Линейные подразделения, как правило, осуществляют основную производственную деятельность, функциональные подразделения создаются на ресурсной основе (кадры, финансы, сырье и материалы и т.п.).

Предприятие приносит прибыль, ежегодно наблюдается увеличение финансовый показателей. В 2018 году в сравнении с 2017 годом, увеличилась выручка предприятия на 4689 тыс. руб., темп роста составил 101,32%. Прибыль в 2018 году составила 99589 тыс. руб., а годовой темп роста составил 100,78%.

Конкурентное окружение ОК «Прометей» на региональном рынке санаторно-курортных услуг представлено многочисленными представителями туристской отрасли (санаторий «Белая Русь», ОК «Орбита», КК «Ямал»-» Молния», санаторий «Автотранспортник России», санаторий «Нефтяник Сибири», санаторий «Зеленая Долина», КК «Гамма», санаторий «Голубая Волна»).

Проведенный анализ показал, что конкурентное преимущество ОК

«Прометей» перед указанными организациями, состоит в гибкой ценовой политике.

Из проведенного маркетингового исследования следует:

  1. Контингент отдыхающих в ОК «Прометей» отличается достаточно широким охватом территориальных образований Российской Федерации.
  2. Состав гостей комплекса включает в себя практически все возрастные группы. Приоритетным направлением является семейный отдых.
  3. Продукция ОК «Прометей» пользуется спросом на региональном рынке санаторно-курортных услуг. ОК «Прометей» реализует ценовую стратегию, создающую ему конкурентные преимущества перед аналогичными санаторно-курортными организациями, действующими в регионе.
  4. В ОК «Прометей» существует достаточно эффективная система продвижения услуг.

Также были проанализированный сильные и слабые стороны, возможности и угрозы оздоровительного комплекса «Прометей» с помощью SWOT-анализа.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы. ОК

«Прометей» обладает значительными резервами для развития, обусловленными выигрышной географической локацией, широким спектром оказываемых клиентам услуг в области туризма и оздоровления; обладает потенциалом как экстенсивного, так и интенсивного роста.


Развитие ОК «Прометей» требует внедрения современных международных технологий в области менеджмента качества. Обеспечение безопасности требует постоянного мониторинга изменения федерального и регионального законодательства в сферах экологии, туризма, рекреационной деятельности. Развитие ОК «Прометей» требует создания профессиональных команды специалистов в области маркетинга, осуществляющих наблюдение за рынком, поведением конкурентов, отслеживающих появление новых услуг на целевом рынке, а также предлагающих новые формы маркетингового поведения бизнеса. Кадровая безопасность в ОК «Прометей» должна обеспечиваться предоставлением конкурентных условий труда специалистам, а также программами постоянного повышения квалификации персонала. Маркетинговая безопасность достигается освоением новых географических областей и сегментов потребителей, а также обеспечением растущего присутствия на уже освоенных. Физическая безопасность клиентов оздоровительного комплекса в свете растущей террористической и криминогенной угрозы должна быть в максимальной степени обеспечена как внутренней службой безопасности, так и путем привлечения компетентных федеральных силовых структур. Эффективная управляемость ОК «Прометей» должна быть обеспечена посредством реструктуризации и оптимизации существующих бизнес-процессов в свете их приведения к международным стандартам качества.

Для изучения воздействия факторов внешней среды на ОК «Прометей» был проведен PEST-анализ, по итогам которого выделены наиболее значимые факторы: область законодательного регулирования отрасли, налогообложения, а также сертификационных и разрешительных процедур, требующая постоянного мониторинга со стороны оздоровительного комплекса, а также взаимодействия с законодательными, разрешительными и контролирующими органами. Также признано важным взаимодействие с региональными органами власти в плане перспектив участия в целевых программах, обеспечивающих льготный режим налогообложения и режим максимального благоприятствования со стороны органов власти для осуществления деятельности предприятия; область внедрения наиболее современных технологий менеджмента и оказания услуг с целью повышения эффективности бизнеса и привлечения новых клиентов за счет роста конкурентоспособности процесса обслуживания; область совершенствования процессов дистрибуции услуг компании за счет совершенствования имеющихся каналов и внедрения принципиально новых механизмов взаимодействия с клиентом; область повышения эффективности маркетинговой политики за счет разработки и реализации программ лояльности и привлечения наиболее современных средств электронной коммерции, создания колл-центра и работы в сфере телемаркетинга; крайне важным является учет криминогенной обстановки и риска нарастания террористической угрозы в регионе. Отдельно по силе воздействия стоят негативные факторы, обусловленные мировым экономическим кризисом и его влиянием на экономику РФ.


На основании проведенного анализа были разработаны рекомендации по совершенствованию управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды ОК «Прометей».

Были предложены программы в области:

    • стратегии развития предприятия;
    • организационной структуры менеджмента и кадровой политики;
    • корпоративной культуры и стиля менеджмента.

Проведенные расчеты показали, что мероприятия экономически целесообразны и позволят увеличить прибыль предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учебники и учебные пособия

  1. Алексеева В.И. Понятие рекреационного туризма // Проблемы современной экономики. - №7. - 2011. - С. 176.
  2. Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 951 с.
  3. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации). - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 372 с.
  4. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ. - М.: ИНФРА- М, 2016. - 256 с.
  5. Бгашев М.В. Стратегический менеджмент. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2015. - 181 с.
  6. Бизнес-план реконструкции и развития оздоровительного комплекса «Прометей» на период 2013-2018 гг.
  7. Богуславская С.Б. Системное стратегическое управление компанией: подходы и этапы постановки. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 170 с.
  8. Каверина О.Д., Соколова Н.А. Управленческий анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2011. – 184 с.
  9. Маклашина Л.Р. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности предприятий индустрии туризма // Креативная экономика. - 2015.- №5(65). - С.116-120.
  10. Молибог Т.А., Молибог Ю.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учеб.пособие. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 383 с.
  11. Никифорова Е.В. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации // Экономика и управление. – 2015. - № 1 (8). – С. 2-3.
  12. Оборин М.С., Плотников А.В. Основные методы изучения внешней и внутренней сред санаторно-курортных организаций региона // Экономика и управление. 2015. - № 4 (64). – С. 28-30.
  13. Попова Л. В., Константинова В. А., Маслова И. А. Управленческий учет и анализ с практическими примерами: учеб.пособие. – М.: Дело и сервис, 2015. – 244 с.
  14. Портер М. Э. Конкуренция. – М. : Вильямс, 2011. – 496 с.
  15. Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления // Финансы. - 2018. - № 3. - 12 – 13.
  16. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. - М.: Манн, 2016. - 512 c.
  17. Рудакова О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. - 343 c.
  18. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 6. – С. 34.
  19. Томпсон А.А., СтриклендА.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2011. – 285 с.
  20. Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 356 c.
  21. Чечевицына Л.Н. Экономика организации. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 382 с.
  22. Ширяев В.И. Управление бизнес-процессами. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 464 c.
  23. Экономика и управление предприятием / под ред. В.Ж. Дубровского, Б. И. Чайкина. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2011. - 426 с.
  24. SWOT -анализ. Применение SWOT -анализа при разработке стратегии фирмы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/swotprim. htm (дата обращения 11.03.2019).
  25. Система грейдов: методика определения должностных окладов [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/sistema-greydov-metodika- opredeleniya-dolzhnostnyh-okladov (дата обращения 17.03.2019).

Приложение 1 Сравнительная таблица цен в 2018 году, июль-август

Наименовани е

Инфрастру ктура

Размещ ение

Стоим ость

Доп.ме сто

(ст-ть)

Лечение

Питан ие (входит в

стоимо сть)

Примечани е,

(входит в ст-ть)

1

Санаторий

«Белая Русь» Категория: 4 звезды.

Вместимость: 647 мест.

Номерной

фонд: 276 номеров

Открытый и закрытый бассейны с морской водой,

гидроэффек тами и

сауной. Спортивны й комплекс. Спортивны е площадки. Детский городок,

детский бассейн.

SPA-центр.

2-х

местный стандар т

3220

взросл ое -

70%

детско е-50%

Лечение заболеваний костно-

мышечного аппарата,

кровеносной, нервной,

эндокринной систем, органов

дыхания, ЛОР-органов, нарушения обмена веществ,

урогинекологи ческие

заболевания.

3-х

разовое

,

шведск ий стол

водно-

спортивны й комплекс, бассейны,

сауна.

2

ОК «Орбита» Категория: 4 звезды.

Вместимость: 756 мест.

Номерной

фонд: 264 номера

Бассейн с гидроэффек тами,

джакузи,

для детей – маленький бассейн с фонтаном,

сауна

(финская и турецкая). Комплекс

«Домик лесника» (русская баня, горный

источник с запрудой, каминный зал).

Спортивны й площадки. Кино- концертный зал.

Детский городок. SPA-центр.

2-х

местный стандар т

2950

взросл ое -

70%

детско е-50%

Заболеваний нервной

системы,

бронхолегочн ой системы, сердечно-

сосудистой системы, опорно-

двигательного аппарата, ЛОР-органов.

3-х

разовое

,

шведск ий стол

басейн,

финская и турецкая

сауны, водно-

развлекател ьный

центр,

тренажерн ый зал

Продолжение приложения 1

3

ОК «Ямал» Категория: 4 звезды.

Номерной

фонд: 346 номеров

Открытый бассейн с горками, шезлонгами

, пляжными зонтами,

баром, закрытый бассейн.

Спортивны й комплекс. Спортивны е площадки. Детский городок.

SPA-центр.

2-х

местный стандар т

4310

взросл ое -

2220

детско е-1430

Хронические заболевания легких,

заболевания нервной

системы, органов

пищеварения, гинекология, заболевания костно-

мышечной системы.

3-х

разовое

,

шведск ий стол

Бассейн, сауна,

тренажерн ый зал

4

Отель

«Молния»

Категория: 4 звезды.

Вместимость:

400 мест.

Номерной

фонд: 276 номеров

Открытый бассейны с горками,

теннисный корт с

искусствен ным

травяным покрытием, два

стандартны х

футбольны х поля с естественн ым

травяным покрытием. Детская площадка.

2-х

местный стандар т

3030

взросл ое -

1630

детско е-1110

Хронические заболевания легких,

заболевания нервной

системы, органов пищеварения, гинекология, заболевания костно-

мышечной системы.

только завтрак

Бассейн, сауна,

тренажерн ый зал

5

Санаторий

«Автотрансп ортник

России»

Категория: 3 звезды.

Вместимость:

450 мест.

Номерной

фонд -225 номеров

Баня-сауна с бассейном (тренажера ми и

гидромасса жем), сауна на берегу моря,

спортивные площадки, киноконцер тный зал на

270 мест. Детский городок.

SPA-центр.

2-х

местный стандар т

2100

взросл ое -

1000

детско е - 775

Болезни органов

дыхания , костно-

мышечной, мочеполовой системы,

заболевания системы

кровообращен ия, нервной системы и гинекологичес кие

заболевания.

3-х

разовое

,

шведск ий стол

тренажерн ый зал