Файл: Тенденция развития индустрии гостеприимства (Понятие, особенности и характеристики гостиничных услуг).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1411
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы гостиничных услуг
1.1 Понятие, особенности и характеристики гостиничных услуг
1.2 Классификация гостиничных услуг
Глава 2 Этапы развития гостиничной индустрии и гостиничных услуг в мире и в России
2.1 Мировые тенденции развития рынка гостиничных услуг
2.2 Тенденции развития гостиничных услуг в России
Одна из первых таверн была открыта в Бостоне в 1634 году. А в Нью-Йорке такую таверну открыли голландцы в 1642 г. С того времени таверны стали центрами общественной жизни, их располагали не только в городах, но и вдоль больших дорог.
Первый отель был открыт в 1794 г. в США. Это был «Сити-отель» с 20 номерами для высокопоставленных чиновников (г. Нью-Йорк). В 1829 г. начал функционировать отель первого класса «Тремонти» (г. Бостон). Затем появились «отели-дворцы» в других городах: «Палмер Хаус» в городе Чикаго, «Святой Чарли» и «0виггий Луис» в г. Новый Орлеан, и другие фешенебельные отели в городах Балтиморе и Вашингтоне [6].
К 1818 году в Москве функционировало семь гостиниц. В 1878 году образовалось товарищество "Большая Московская гостиница" - пятиэтажный дом с рестораном и роскошным садом, организатором которого являлся Н.И. Корзинкин, а к 1890 году началось строительство гостиницы "Европа" с рестораном на улице Неглинной и гостиницы «люкс» (Центральная).
Новое и новейшее время
Аналитики гостиничного бизнеса определяют XIX в. как начальную точку расцвета индустрии гостеприимства.
После промышленной революции в конце XVIII в. и особенно в XIX в. С появлением пароходов и паровозов, железных дорог, большого числа состоятельных людей, а также с развитием массового туризма гостиничное хозяйство претерпевает существенные изменения. Резко возросшие потоки мигрантов из сельской местности в строящиеся города, из Европы в Америку, поток деловых людей, новых промышленников, перенимающих опыт создания технических новинок, новых торговцев, а также резкое увеличение населения создают предпосылки для количественного и качественного роста мировой гостиничной индустрии.
А с появлением талантливых людей, заинтересованных в новом деле и пришедших в гостиничный бизнес (в России - купец Н. И. Корзинкин и др., в Америке - Элсворт М. Статлер, Конрад Хилтон, Эрнст Хендерсон, Д. Уиллард Мариотт, Кэммон Уилсон), гостиницы приобретают современную суть и разнообразие.
Сформировавшиеся буквально в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 гг.) автомобильная и авиационная индустрии определили гостиничный бум во всем мире. Гостиничная база превращается в это время в индустрию услуг, предоставляя гостю полный набор по размещению, питанию, развлечениям, отдыху и т. д. Гостиница из дома с меблированными комнатами, предназначенного для временного проживания людей, все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, отели «люкс» и апартаменты, гостиницы-казино, передвижные гостиницы и кемпинги, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков - вот далеко не полный перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг.
Сохраняются тенденции к специализации гостиниц (сегментация рынка гостиничных услуг), росту числа малых гостиниц и фешенебельных гостиниц-гигантов, а также изысканных и причудливых, неповторимых гостиниц в необычных местах.
Растет число гостиничных объединений - цепей, ассоциаций. К концу 20-ого века гостиницы становятся пионерами в использовании новейших достижений техники - новых материалов (экологически чистых, пожаробезопасных, износостойких, изящных и т. д.), передовых технологий по системам жизнеобеспечения и обеспечения безопасности и комфорта, новых информационных технологий (компьютерных гостиничных технологических систем, компьютерных систем и сетей бронирования и резервирования мест). Современная гостиничная база становится основой туристской индустрии - индустрии XXI века.
2.2 Тенденции развития гостиничных услуг в России
Интерес к гостиничной индустрии в России наметился в самом начале 21ого века и продолжает расти неимоверными темпами. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе. По данным Государственного комитета статистики, за последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15−20%, а на конец 2018 г. число гостиниц на рынке увеличилось на 9% [14]. По данным DISCOVERY ResearchGroup, быстрый рост операционных доходов гостиничных предприятий (на 31% за 2004−2018 гг.) привел к росту числа открываемых гостиниц [16]. На конец 2018 г. в России работало 4369 гостиниц (включая санатории и пансионаты) на 186,7 тыс. номеров и 368,3 тыс. мест. Из них, по оценкам экспертов JonesLangLaSalle и ColliersInternational, только около 14 тыс. номеров соответствуют современным гостиничным стандартам [17]. Тем самым подтверждая факт, что качество сервиса остается достаточно низким.
В частности, 60% гостиниц имеется 3 удобства. Чаще всего в номере есть душ, ванна и санузел. Как правило, в каждой гостинице, помимо стандартных, предоставляются дополнительные услуги, такие как автостоянка, заказ такси, прачечная, химчистка и др. Наиболее популярными из дополнительных сервисов являются автостоянка и заказ такси – такие услуги предоставляют 88% и 84% гостиниц соответственно. Чаще всего гостиницы оказывают 1−3 дополнительные услуги в области безопасности и связи. Здесь подразумеваются такие сервисы, как телефон, кабельное и спутниковое телевидение, интернет, кодовый замок, охранная сигнализация. При этом 94 % гостиниц предоставляют в пользование жильцам телефон. Менее распространены Интернет и спутниковое телевидение – такие услуги оказывают 48% и 46% гостиниц соответственно [16].
По данным Госкомстата, на конец 2017 г. на 1000 человек населения России приходится почти 1,5 номера. Только 34 гостиницы в стране сертифицированы на 5*, 140 гостиниц имеют категорию 4*, 281 гостиница − 3* и 181 – категорию 1*−2*. [14]. Что касается сегментов, наиболее востребованными остаются трехзвездочные отели, дефицит которых ощущается во всех крупных городах России. Наиболее перспективным сегментом гостиничного бизнеса в последние годы можно назвать сегмент малых гостиниц. Сюда включены придорожные мини-гостиницы, апарт-отели и частный сектор гостиничного бизнеса.
Развитие гостиничной индустрии отмечено практически во всех регионах, однако наиболее привлекательны города Москва и Санкт-Петербург. По данным DISCOVERY ResearchGroup, в 2018 году среди московских гостиниц категории «3 звезды» около 20% имеют номерной фонд более 300 номеров. Почти половина (46%) отелей располагает 100−300 номерами. Мини-гостиницы до 100 номеров составляют 34% от общего количества исследованных отелей. Такая ситуация позволяет отелям постоянно поднимать тарифы на проживание, что и сдерживает более интенсивный рост спроса на гостиничные услуги. Почти 18 % гостиничных номеров страны сконцентрировано в Москве и 8 % – в Санкт-Петербурге, Москва с большим отрывом лидирует по финансовым показателям гостиничного бизнеса, получая около 40 % всех доходов [17]. По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2018 года каждый гостиничный номер в столице принес своему владельцу 149 евро чистой прибыли, что на 39 евро больше, чем в Лондоне. Доля Санкт-Петербурга в доходах от основной деятельности всех гостиничных предприятий в 2018 г. составляла 12%. При этом средний тариф за проживание в Москве за 2018 г. составил 3700 руб. в сутки, отели уровня 4−5* под управлением международных операторов работали со средним тарифом около 10300 руб. За январь-май 2018 г. средний тариф за проживание по этим гостиницам увеличился на 11%. Рентабельность гостиниц в регионах составляет 15−20%, а в Москве 17−25%. Это почти в 2,5 раза больше, чем в Европе, где аналогичный показатель не превышает 10%. Причем в основном рост обусловлен увеличением числа гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд» [16, 17]. Такая тенденция объясняется тем, что сроки окупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а количество клиентов остается наиболее высокой среди всех сегментов.
Важной тенденцией российского рынка гостиничных ус луг является проникновение международных сетевых компаний на наш рынок. На российском рынке работают самые известные международные гостиничные сети:Hilton,Marriott, Hyatt, Swissotel, Holiday Inn, SAS Radisson, Kempinski.
На начало 2018 г. в России работало около 260 гостиниц в составе сетевых цепочек (2 и более отеля под управлением одной компании). Крупнейшей российской сетью является «АЗИМУТ Сеть Отелей». В 2018 г. оборот «АЗИМУТ Сеть Отелей» составил $54 млн., темп прироста более 30%. Лидер рынка − сеть Heliopark Hotels&Resorts с 11 отелями − занимает на нем не более 1,5%, около 1% принадлежит сети Amaks GrandHotels с 14 отелями, столько же − ВАО «Интурист» (8 гостиниц) [7].
Из новых тенденций также можно отметить открытие гостиниц в составе многофункциональных комплексов.
В последние годы, по оценке экспертов компании DISCOVERY Research Group, отмечена тенденция к росту числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц, где наиболее привлекательными являются г. Москва, г. Санкт-Петербург и Краснодарский край (особенно после проведения Олимпиады-2014 в Сочи). Одним из наиболее значимых инвесторов может стать кувейтская компания Sovereign Hospitality Holdings, которая недавно объявила о своих инвестиционных планах на рынке СНГ [4].
По данным издания «Бизнес», английские и ирландские предприниматели намерены вложить около $100 млн. в три московские гостиницы. После возведения отелей инвесторы намереваются некоторое время управлять ими, а затем перепродать [7].
Таким образом, среди ключевых тенденций развития гостиничного бизнеса в России можно выделить:
- приток инвесторов в гостиничный бизнес, постепенное насыщение сегментов жилой, офисной и складской недвижимости;
- ускоренное развитие сегмента гостиничной недвижимости в регионах;
- выход на гостиничный рынок инвесторов, не связанных с гостиничным бизнесом;
- увеличение привлекательности многофункциональных объектов для инвесторов;
- создание производств полного цикла российскими туроператорами;
- консолидация – объединение гостиничного бизнеса;
- покупка зарубежных гостиниц российскими компаниями и предпринимателями.
Отдельно следует выделить развитие автоматизации рабочего процесса. Это касается в первую очередь тех фирм, которые имеют достаточно солидные обороты и объемы продаж. Таким компаниям нужна оперативность и управляемость, но они сталкиваются с ростом разного рода рутинной деятельности. Требуется, насколько возможно, избавить своих сотрудников от нее и более эффективно их использовать. Требования к автоматизированной системе управления зависят от величины номерно го фонда, типа отеля, его месторасположения. Система, написанная исключительно для малых отелей, может оказаться совершенно неспособной работать в крупном отеле: она просто не сможет обработать необходимый объем данных. Автоматизированная система, ориентированная исключительно на крупные отели, может оказаться громоздкой и малопонятной для персонала малого отеля. Рост конкуренции вызывает необходимость предложения новых услуг, в том числе использование информационных технологий. Можно выделить несколько основных направлений использования информационных технологий:
- система бронирования;
- система расчетов с гостями;
- система бухучета;
- система электронного запирания;
- торговые терминалы;
- контроль состояния номерного фонда;
- учет дополнительных услуг;
- управление доходностью;
- система управления качеством обслуживания;
- система жизнеобеспечения (отопление, холодоснабжение и кондиционирование, водоснабжение, канализация, дренажные системы, электроснабжение, освещение, системы безопасности и пожаротушения, автопаркинг, телефонная связь, эфирное и интерактивное телевидение).
Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным.
В большинстве стран гостиницы играют важную роль, предоставляя возможности для проведения деловых встреч, совещаний и конференций, а также для отдыха и развлечений. В этом смысле гостиницы столь же необходимы для экономики и общества, как и хорошо организованный транспорт, связь и системы розничного распределения различных товаров и услуг. Используя свои возможности, гостиницы вносят вклад в общий объем производства товаров и услуг, который составляет материальное благосостояние нации и общества [5, с.3].
Современные направления развития мировой гостиничной индустрии обусловлены социальными, политическими, экономическими и иными факторами.
В последнее время наблюдается развитие «путешествия с интервалами», то есть туры стали менее продолжительными, но более частыми. Эти путешествия характеризуются тем, что пользуются спросом в течение всего года. Особое оживление происходит в апреле, сентябре - октябре, феврале. Данное явление помогает решит одну из самых острых проблем отрасли - сгладить сезонную неравномерность в работе предприятий размещения.
Другое направление - расширение туристического спроса пожилых людей. Если для рабочего населения туризм - это отдых, позволяющий отойти от повседневных забот и восстановить свою работоспособность, то для пенсионеров - это форма активного образа жизни. Эта возрастная категория имеет больше времени. Они верны своим привязанностям и едут в знакомые места.
Наконец, коренные изменения происходят в стиле отдыха. Пассивное времяпрепровождение на пляже, хотя и остаётся наиболее востребованным, но все меньше и меньше отвечает расширению индивидуальных запросов гостей. На смену «трём S» море-солнце-пляж (Sea-Sun-Sand) постепенно приходит формула «три L» национальные традиции-пейзаж-досуг (LoreLandscape-Leisure).