Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты реализации бизнес-планирования на предприятии
1.1. Содержание и функции бизнес-плана
1.2. Порядок разработки типового бизнес-плана
Глава 2. Анализ показателей деятельности на ИП Кочак и применения бизнес-планирования на предприятии
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ применения бизнес-планирования в коммерческой деятельности ИП Кочак
3.2. Оценка экономической эффективности бизнес-плана и анализ рисков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы высока в настоящее время, так как в ввиду обострения экономических проблем внутри страны для бизнеса требуются новые проектные решения в управлении предприятием, которые позволят увеличить эффективность предпринимательской деятельности. В современных экономических условиях ведение бизнеса является весьма рискованным видом деятельности. Обострившиеся проблемы в экономике привели к необходимости предпринимателей использовать любые способы с целью выживания на рынке.
Целью курсовой работы является исследование применения бизнес-планирования на предприятии на примере составления бизнес-плана по открытию дополнительного мясного павильона в рамках предприятия ИП Кочак магазин «Мясная лавка» в городе Дмитров.
Для реализации поставленной цели в ходе курсовой работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
1) рассмотреть содержание и функции планирования на предприятии;
2) исследовать порядок разработки бизнес-плана на предприятии;
3) провести анализ предприятия и применения бизнес-планирования в его хозяйственной деятельности;
5) составить бизнес-план по его развитию и расширению;
6) оценить экономическую эффективность предложенного бизнес-плана.
Объектом исследования в курсовой работе является ИП Кочак, осуществляющий свою деятельность в виде магазина «Мясная лавка».
Предмет исследования – организация планирования на предприятии и составление бизнес-плана.
В качестве методов исследования в работе использованы:
- метод наблюдения, позволяющий собрать и систематизировать информацию, необходимую для исследования;
- метод сравнительного анализа, позволяющий на основании анализа других предприятий рынка сделать выводы о состоянии объекта исследования;
- метод статистического анализа, позволяющий оценить финансовые результаты деятельности предприятия на момент составления финансовой отчетности.
При написании курсовой работы были использованы следующие источники информации:
- нормативно-правовые акты;
- учебные пособия и монографии по финансовому анализу, статистике, экономической теории, праву;
- научные статьи и публикации, посвященные проблематике курсовой работы;
Структура курсовой работы представлена в следующем виде – введение, основная часть из 3 глав, заключение, список использованных источников и приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты реализации бизнес-планирования на предприятии
1.1. Содержание и функции бизнес-плана
Бизнес-планирование деятельности современного предприятия – это очень важный этап в её жизнедеятельности, предназначенный для внедрения тех проектов, которые направлены на получение прибыли. Так как предпринимательская деятельность в современном экономическом пространстве непосредственно связана с получением прибыли, такие планы её развития и называются бизнес-планами.
Научный подход к выявлению сущности понятия предполагает исследование определений, существующих в науке. Необходимо рассмотреть основные определения, данные специалистами, изучающими конкретную тематику (таблица 1).
Основные определения понятия «бизнес-план» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные подходы к бизнес-планированию
Автор |
Определение |
Д. А. Шевчук [19, с. 15] |
Бизнес-планирование - это процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение предприятия; процесс принятия решений о допустимом уровне риска и выборе окончательных вариантов бизнес-планов |
П.И. Орлова [4 с. 8] |
Бизнес планирование представляет собой процесс разработки мер по обеспечению организации необходимыми ресурсами, повышению эффективности ее деятельности в будущем |
Н И.А. Липсиц [10, с. 10] |
Бизнес планирование - процесс выработки плановых заданий, составления графика их выполнения, разработку финансовых планов, обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. |
И.А. Дубровин [5, с. 9] |
Бизнес планирование это не что иное, как планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств |
А.М. Лопарева [11, с. 8] |
Бизнес планирование - процесс разработки системы финансовых планов по отдельным аспектам деятельности, обеспечивающих реализацию стратегии предприятия |
Как можно увидеть из данных таблицы 1 существует множество точек зрения на формулирование содержания понятия «бизнес-план», но практически все они сходятся во мнении насчет того, что это документ, показывающий целесообразность реализации принятых решений, планируемых мероприятий по эффективности реализации какого-либо проекта.
Основной целью бизнес-планирования является активное привлечение бизнес-партнёров (в том числе спонсоров и инвесторов) для организации своего бизнеса. В бизнес-план входят:
- описание компании;
- потенциальные возможности;
- оценка внутренней и внешней среды рассматриваемого предприятия;
- структурированные сведения о будущем развитии своего бизнеса [7, с. 54].
Основные задачи бизнес-плана:
- максимальное сокращение издержек с целью увеличения прибыли;
- принятие мер по борьбе с предприятиями-конкурентами;
- составление списка всех товаров и услуг, которые будут предоставлять клиентам;
- выявление доступных целевых рынков и определение позиции фирмы на таких рынках;
- оценка совокупных издержек;
- определение целей компании на ближайшие несколько недель, месяцев и лет;
- выбор стратегии (с возможностью внести коррективы при снижении спроса и увеличении убытков);
- организация комплекса мероприятий, способствующих продвижению вашего дела на знакомых рынках и изучению пока что неосвоенных;
- выявление нехватки тех или иных ресурсов для успешного расширения бизнеса, выбор стратегии, нацеленной на их приобретение или восполнение;
-учёт всех рисков — от самых распространённых до незначительных;
- определение кадров компании и условий их работы и мотивации как соответствующие или не соответствующие основным требованиям руководства [13, c. 11-12].
В содержании бизнес-плана рассматриваются все стороны производственной и коммерческой деятельности планируемой предпринимательской деятельности.
Основные функции бизнес-плана перечислены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные функции бизнес-плана [8, c. 502]
По мнению такого ученого как Д.А. Шевчук, основными функциями бизнес-плана являются:
- выработать решения по развитию отдельных элементов структуры предприятия;
- составить планы и графики работ для каждого из отделов и всего предприятия в целом;
- донести до заинтересованных лиц (партнеры, инвесторы) информацию о планировании коммерческой деятельности предприятия;
- усилить мотивацию персонала и руководящего состава к достижению коммерческих целей предприятия [19, с. 17].
Бизнес-план является обязательным документом для успешного ведения бизнеса. Каждому предприятию, чтобы привлечь и заинтересовать инвесторов, необходим бизнес-план как доказательство того, что их идея на самом деле заслуживает быть инвестирована.
Однако следует отметить, что в современных условиях бизнес-план необходим не только инвесторам, но и руководителю. Он составляется для успешного управления и планирования бизнеса и считается одним из ключевых инструментов управления предприятием, характеризующих результативность его работы.
В условиях рынка и беспощадной конкурентоспособной борьбы организации необходимо обладать способностью моментально и правильно реагировать на перемены, протекающие как во внешней среде, так и внутри компании 15, с. 138].
Важно понимать, что бизнес-план разрабатывается для неповторяющихся событий, то есть относится к нерегулярным (уникальным) видам планов, разрабатываемым в связи с конкретными действиями, представляющими большую значимость.
Сегодня не каждый человек, заинтересованный в создании собственного бизнеса, понимает необходимость бизнес-плана и находится в состоянии грамотно его составить.
Преимущества бизнес-планирования:
- предоставляет вероятность отчетливо взвесить и оформить собственные мысли, проконтролировать их долговечность вычисленным методом;
- воображаемый вид контроля мысли убережет предпринимателя от большого количества погрешностей и лишних расходов, сбережет средства и время;
- дает возможность предпринимателю значительно лучше осознать устройство деятельности компании и функционировать в рыночной сфере более продуктивно [12, c. 162].
Различают несколько типов бизнес-плана, выбор которых зависит от круга задач, решаемых этим планом. Могут использоваться следующие типы бизнес-плана:
1. Коммерческо-производственный бизнес-план.
2. Инвестиционный бизнес-план.
3. Бизнес-план финансового оздоровления.
4. Бизнес-план для получения кредита [4, c. 25].
От направления и масштабов деятельности организации зависит тип бизнес-плана и объем необходимых работ по созданию бизнес - плана, он может варьироваться в большом диапазоне, то есть количество описанных деталей может быть различно. В одном случае бизнес - план необходимо разрабатывать в полной мере, проводя сложные и трудоемкие исследования, а в другом случае часть разделов может и вовсе отсутствовать.
Одно из ключевых условий бизнес-плана — его доступность и информативность [2, c. 190].
Таким образом, бизнес план является лицом разрабатываемого проекта. Он помогает инвестору или предпринимателю решить, стоит ли вкладываться в данный проект, при каких обстоятельствах он станет более результативен при возможном для инвестора уровне риска и верности дозволений, произведенных разработчиком проекта. Применения методических основ бизнес-планирования получает все большее распространение и мало какой новый бизнес-проект получает развитие без составления хотя бы самого простого бизнес-плана
1.2. Порядок разработки типового бизнес-плана
Процесс бизнес-планирования сложен и многогранен, ему присущи характерные формы, кроме того, при его проведении применяется последовательность соответствующих этапов.
Этапы бизнес-планирования - это совокупность стадий реализации деятельности по разработке и описанию стратегии и тактики ведения коммерческой и хозяйственной деятельности компании.
Основные этапы процесса бизнес-планирования:
- определение миссии предприятия, то есть основного ориентира и цели деятельности конкретного предприятия, того что она может дать общество и что потребует взамен;
- прогнозирование развития предприятия и рыночной среды, то есть оценка возможных путей развития предприятия при его взаимодействии с внешней средой;
- формулирование целей предприятия, то есть осмысление предполагаемого результата хозяйственной деятельности предприятия, при этом, цель должна соответствовать критерия ясности, четкости, конкретности, измеримости;
- создание нормативной оболочки результатов бизнес-планирования, то есть создание планов, графиков, профессиональных ежедневников;
- бюджетирование, то есть деятельность, направленная на определение объема и характера работа, оценки затрат ресурсов для достижения целей предприятия;
- формирование политики предприятия, то есть составление наиболее общих правил и порядков осуществления коммерческой деятельности предприятия и работы сотрудников [3, с. 287].
Наиболее общий вид бизнес-плана включается в свою структуру следующие разделы:
1. Обзорный раздел (резюме).
2. Общее описание компании.
3. Описание продукции или услуг.
4. Анализ рынка и план маркетинговых мероприятий.
5. План производственных мероприятий.
6. Организационный план.
7. Финансовый план.
8. Оценка рисков [13, с. 41].
Далее рассмотрим содержание перечисленных основных разделов типового бизнес-плана.
1. Обзорный раздел (резюме).
Резюме — один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта.
Содержание резюме представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Содержание резюме [5, с. 102]
2. Описание предприятия.
В этом разделе должны быть описаны основные виды деятельности компании, а также указан профиль. Обязательно следует прописать цели предприятия и его организационно-правовую форму. Также в описании указываются показатели конкурентоспособности товаров и предприятий, и в чем предприятие будет лучше и успешнее уже существующих компаний [5, с. 103].