Файл: Невербальные коммуникации: значение, способы и эффективность использования в современных компаниях (Сущность и виды невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1461

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Паркинсон считвал, что жесты являются всего лишь пережитком прошлого и «говорят» об отсутствии у некоторых людей способностей к воображению и умений речевого общения. Он считает, что молодых людей нужно отучать от жестикуляции как проявления умственной лени: «Мы гримасничаем и жестикулируем не потому, что язык не предоставляет нам достаточно возможностей, но потому, что нам не удалось освоить все, что он дает». Отдавая дань метким наблюдениям и сатирическим высказываниям этого автора, все-таки отметим, что есть и другие точки зрения на проблему «целесообразности» жестов. Например, специалисты из Чикагского университета доказали, что жестикуляция благотворно сказывается на деятельности мозга. Человек «размышляющий руками», больше запоминает и может одновременно думать о нескольких вещах[12].

Кроме того, эмоции, проявляющиеся в жестикуляции человека, являются не только психическим отражением его жизненных переживаний. Они также выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Одним из средств общения являются выразительные движения, имеющие сигнальный (знаковый) и социальный характер[13]. А невозможность некоторых людей обходиться без них даже в отсутствие другого человека (современная наука рассматривает это как автокоммуникацию) только подчеркивает их обязательное наличие и в ситуации общения. При этом они несут не только информацию о реакциях партнеров по взаимодействию, но могут быть управляемы, сознательно демонстрируемыми и в этом случае наполняются особым смыслом для воспринимающих.

1.2 Виды невербальных коммуникаций

Высокий уровень сложности контроля невербального общения является главной особенностью.

Основные виды невербального общения:

  • внешний вид;
  • жестикуляция;
  • мимика;
  • изменения в голосе.

Помимо основных,  есть много разнообразных видов и средств невербального общения, на которые стоит обратить внимание.

Кинесика[14]. Сюда входит непроизвольная мышечная активность, которая проявляется при каких-либо эмоциональных реакциях человека. Проще говоря – моторика.

Походка. Сюда относят стиль поступи человека: скорость, такт и т.д. По походке можно многое сказать о человеке: о его настроении, здоровье, темпераменте.


Например, грузная, тяжелая походка говорит о том, что человек находится в гневе; а легкая, летящая отображает радость. Человек, который очень редко смотрит, куда он идет и почти никогда не поднимает головы, скорее всего, страдает. У очень гордого длина шага всегда максимально длинная. Те, кто ходят всегда быстро и склонны размахивать руками, представляют собой уверенных в себе людей, у них есть цель, и они намерены ее достигнуть. Люди, которые держат руки в карманах – критики.

А на бедрах – не любят ждать и стараются реализовать свои цели самым коротким путем.

Чтобы создать у других хорошее впечатление, необходимо научиться походке уверенного человека – с выправленной осанкой, приподнятой головой и расправленными плечами.

Поза. Или положение тела. По позе человека мы можем понять, как он оценивает себя по отношению к остальным присутствующим людям, расположен он к общению или же наоборот. Ставит он себя выше других с помощью непринужденной позы или чувствует себя зажато, потому что рядом присутствует кто-то значительнее по статусу. Человек, который скрещивает руки, закрыт к общению, а поза доверия, когда руки и ноги не скрещиваются, а стопы и ладони повернуты к собеседнику.

Одним из лучших способов достичь с партнером взаимопонимания при общении – это сымитировать его позу.

боле эмоционально возбужден. Чуть больше о жестах можно узнать из статьи (ссылка).

Взгляд. Взгляд при разговоре не менее важен. Когда мы решаем смотреть на рассказчика, мы показываем ему, что заинтересованы, а также помогаем себе лучше усваивать информацию. Если ваш собеседник не встречается с вами глазами во время разговора, то, скорее всего, ему неинтересно, либо же он вам врет.

Жесты . Язык жестов – самый древний способ общения. В наше время даже задумываются над составлением словарей жестов. Главное же в жестикуляции – это ее количество. Чем больше человек жестикулирует, тем

Кстати, то, как долго при разговоре собеседники держат визуальный контакт, зависит от нации собеседника. Люди из южной Европы любят смотреть в глаза при разговоре, а вот японцы при коммуникации смотрят куда-то на шею, но не на лицо.

Мимика. Без мимики мы с трудом будем понимать, о чем рассказывает нам наш собеседник. Мимика, как средство невербального общения, очень важна. Сейчас уже доказано, что, если лицо партнера при разговоре не выражает никаких эмоций, то теряется до пятнадцати процентов информации. Даже в литературных произведениях мы постоянно читаем о том, какое выражение приняло лицо героя. Главная особенность мимики в ее цельности и динамике.


Также человек, который думает над тем, что собирается сейчас сказать, всегда смотрит в сторону и обращается взглядом к партнеру, только когда его мысль полностью сформирована.

Взгляд можно классифицировать на[15]:

  • Деловой — такой взгляд сосредоточен в области лба, что создает серьезную атмосферу при диалоге.
  • Социальный — глаза бегают между глазами и ртом.
  • Интимный- взгляд сконцентрирован не на лице, а от шеи до уровня груди.
  • Враждебный – собеседник смотрит на вас искоса.

Голос. Просодика — это обобщенное название для разных сторон речи, таких как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика – паузы в речи и различные явления, такие как плач, кашель, вздохи и т.д[16]. Хороший собеседник умеет не только слушать, но и улавливать смену интонации в речи, ее скорость и тон. Люди бодрые обычно резко меняют высоту голоса. Люди взволнованный чем-то говорят быстро. Медленная речь символизирует усталость, горе или высокомерие. Допуская какие-либо ошибки или оговорки в речи, человек бессознательно раскрывает свои эмоции или замыслы.

Такесика. Или тактильное общение. Исследования доказали, что такие обычные прикосновения, как рукопожатия, похлопывания по плечу, необходимы для нормального общения. Неправильное применение таких прикосновений как средства общения может привести к конфликтам.

Примером того, какую важную роль может играть такесика, послужит одно из самых распространенных действий – рукопожатие. То, как человек пожимает руку, может многое рассказать о том, как он к вам относится. Например, есть доминирующее рукопожатие, когда рука ложится сверху. Есть кроткое или покорное – рука снизу. Также есть равноправное. Если при рукопожатии собеседник обхватывает вашу руку двумя руками, то это свидетельствует об его честности и открытости.  Признаком скрытого или злого человека послужит рукопожатие на несогнутой руке, что помогает сохранить дистанцию.

Ориентация[17]. С точки зрения психологии, ваше место за столом может многое сказать о ваших отношениях с людьми, находящимися рядом. Угловая ориентация говорит о дружеской беседе. Люди, сидящие друг напротив друга, склонны к соперничеству.

Кстати, огромную роль играет также форма стола. Квадратный подойдет для короткой деловой беседы. Круглый поможет всем почувствовать себя равными и создаст непринужденную атмосферу. Круглый стол на работе поможет сторонам скорее прийти к взаимопониманию и согласию.


Глава 2. Особенности неверюальных коммуникаций в современных компаниях

2.1 Невербальные средства в деловой коммуникации.

Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимодействия.

К средствам невербальной коммуникации относятся, прежде всего, следующие[18]:

  • Телесный контакт. Выражается в разнообразных формах-толчках, похлопываниях, поглаживаниях.
  • Дистанцией между общающимися. Расстояние между деловыми партнёрами говорит об отношении друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре.
  • Ориентация, т.е. положение сидящих или стоящих партнеров по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от степени сотрудничества или соперничества.
  • Внешний вид. Основная цель - сообщить о себе. Через имидж деловой парнёр информирует окружающих о своём социальном положении, виде деятельности, самооценки.
  • Поза тела. Поза обычно указывает на межличностные отношения. Поза может меняться в зависимости от эмоционального состояния человека.
  • Кивок головой – используется для одобрения или подтверждения чего либо, также дает сигнал для вступления партнера в диалог.
  • Выражение лица (мимика) – дает возможность демонстрации или скрытия эмоций, помогает воспринять информация передаваемую с помощью речи.
  • Жесты – используются вместе с речью, тем самым подчеркивают ее.
  • Взгляд – позволяет считывать разнообразные сигналы. Выражение глаз находиться в тесной связи с деловой коммуникацией.
  • Паравербальные и экстравебальные сигналы. Смысл высказывания может меняться от того, какую интонацию, тембр использовал высказывающийся. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека и его заинтересованности.
  • Язык тела является одной из разновидностей «параллельного» языка, сопровождаемый с речевыми высказываниями человека.

Тот факт, что человек способен молчать, но не может полностью контролировать движения своего тела, предоставляет умеющему «считывать» невербальную информацию деловому парнеру потрясающий по своим возможностям «инструмент», который позволяет ему адаптировать и редаптировать свою коммуникациаонную тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника, зависят от[19]:

  • его пола, анатомических особенностей и типа;
  • степени интровертированности или экстравербальности характера;
  • психологических, физических и духовных потребностей;
  • степени его подвижности;
  • места проведения беседы, переговоров, пресс – конференции и т.п.

В деловом взаимодействии очень часто используются «риторические уловки» т.е. эмоциональные возбудители. Именно они вызывают у парнера эмоции, переживания. Деловым людям очень важно вызывать не просто эмоции у собеседника, а именно те с помощью которых можно добиться определенного результата. Что бы добиться положительного результата необходимо учитывать психотип аппонента, его ведущий сенсорный канал.

Беспроигрышным вариантом в деловом взаимодействии является энергетика речи: ее экспрессия и тональная вариантность. Собеседникам нравится, когда партнер не суетится, а чеканит фразы, не скрывая при этом своих позиций отношения к предмету разговора, всем своим видом подчеркивая уверенность своих высказываний. Именно правильное произнесение слов и манеры поведения способствуют к обращению в вашу сторону парнера и создают доверительную ситуацию.

Различают следующие характеристики человеческого голоса[20].

Громкость:

  • Большая громкость присуща, как правило, истинной силе побуждений, либо качливости и самодовольству;
  • Малая громкость указывает на сдержанность, скромность, нехватку жизненной силы, слабость человека;
  • Сильные изменения в громкости свидетельствуют о волнении говорящего.

Скорость речи:

  • Быстрый темп речи свидетельствует об импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
  • Спокойная, неторопливая манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
  • Колебания в скорости речи обнаруживают на недостаток уравновешенности, неуверенность.

Артикуляция.

  • Ясное и правильное произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину;
  • Потребность в ясности – недостаток живости;
  • Расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.