Файл: Формы государственного устройства (Понятие и виды форм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Признаки федеративного государства:

  1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов;
  2. Верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией;
  4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны). Бикамерализм – двухпалатная структура парламента.

Принципы образования функционирования федерации:

  1. Добровольность объединения функционирования государства;
  2. Равноправие субъектов федерации в отношениях с федерацией;
  3. Плюрализм и демократизм в отношениях между собой;
  4. Законность и конституционность;
  5. Разграничение сфер деятельности и компетенции;
  6. Запрет выхода субъектов федерации из ее состава.

Принципы разграничения полномочий федерации и ее субъектов:

  1. Выделение предметов исключительного ведения федерации (ст.71 КРФ);
  2. Выделение предметов совместного ведения федерации субъектов (ст.72 КРФ).
  3. Выделение предметов ведения субъектов федерации (ст. 73 КРФ).

Виды федераций:

  1. По статусу субъектов федерации
          1. Симметричные (США – все субъекты являются штатами);
          2. Ассиметричные (РФ – различные субъекты: края, области, республики, автономные округа и тд.).
  2. По правовым основаниям возникновения:
    1. Договорные (в основе лежит федеральный договор);
    2. Конституционные;
    3. Конституционно – договорные.
  3. По принципу образования:
    1. Территориальные;
    2. Национальные;
    3. Национально – территориальные.

ГЛАВА 2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

2.1. Понятие и виды унитарного государства

Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно – территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.[3]


Исторически унитарная форма государственного устройства сформировалась самой первой, совместно с самим государством. Все без исключения государственные образования с древних веков обладали этой формой государственного устройства. Пример тому могут служить Римская империя, императорские – Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позже, сформированием мыслей просвещения гуманизма, возникло много прогрессивных идей, что и привлекло к возникновению в сфере государственного строительства многих государств и других форм государственного устройства федеративных государственных объединений.

Унитаризм – наиболее элементарная форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным ( слитным, простым ), в случае если большая часть элементов данного государства не обладают статусом государственного образования. В составе унитарного государства могут быть отдельные автономные национально – государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности. Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство и одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно – территориального деления; они управляются на основе законов применяемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.

В унитарном государстве все без исключения внешние межгосударственные взаимоотношения реализовывают центральные органы, представляющие государство а никак не территория. Палаты унитарных государств, как правило однопалатны. Унитарных характер государства не ликвидирует наличия автономных образований.

Виды унитарных государств по степени централизации:

  1. Централизованные (Норвегия, Румыния)
  2. Децентрализованные (Великобритания, Япония)

В децентрализованных унитарных государствах в абсолютно всех звеньях административно – территориального деления существуют только лишь избираемые органы и не имеется назначенных сверху чиновников общей компетенции.

В относительно централизованных унитарных государствах самоуправляются не все, а доля территориальных единиц. К примеру, в Болгарии самоуправляются низовые единицы – общины, а области носят административный характер. [4]

В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления.


Унитарное государство может быть:

  1. Простое (Болгария, Польша)
  2. Сложное (Финляндия, Дания)

Простое государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно территориальных единиц (округов, областей, краев и тд.) и не имеющие в своем составе других государств или государственных образований.

Сложное унитарное государство – имеет в составе одно или несколько автономных образований.

Автономия – это самоуправление конкретной части территории государства, отличающаяся национальными, бытовыми, географическими условиями.

Основные виды автономий:

  1. Территориальная
  2. Культурно национальная (персональная)

Территориальная автономия формируется по национальному признаку (этнотерриториальная независимость) либо с учетом отличительных черт быта, традиций, культуры населения определенной территории и вместе компактного проживания этнических или других групп. В зависимости от объема полномочий акцентируют общественно политическую административную автономии. В общественно – политических автономиях функционирует местный орган исполнительной власти; формируется местный парламент, который принимает законы.[5] Законы как правило издаваться только лишь согласно проблемам местного значения. В ряде случаев автономии имеют собственную конституцию либо собственное гражданство (Аланские острова в Финляндии). В определенных государствах общественно политические автономии обладают рядом полномочий в международных отношениях (Гренландия в Дании и др.). Административная автономия попадается реже. В подобных образованиях местный представительный орган не наделен правом издавать законы, а только издает нормативные акты в пределах своей компетенции. От территориальных единиц, не обладающих статусом автономии, их отличает представление широких прав по использованию национального языка (обучение в школах, создание средств массовой информации и пр.) и учет отличительных черт культурных и иных традиций населения.[6]

Культурно – национальная автономия – предоставление особых прав национальным меньшинствам, проживающим не компактно, а разрознено, сформирования и сохранения национальной культуры, традиций, языка. Для осуществления этих целей автономии создают собственные организации выборные органы; они могут и менять представителя в органах государственной власти.

В наше время в мире увеличивается число автономий (к примеру, в 2000г. Административной автономией стал Уэльс в Великобритании).


2.2. Основные признаки унитарного государства

Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой его составные части считаются административно – территориальными единицами никак не обладают статусом государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве имеются единые для всей для всей страны высшие органы государственной власти, единые правовая система и конституция. На сегодняшний день большая часть суверенных государств унитарные. Как правило, крупные по численности населения и размеру территории страны являются федерациями ( Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства могут быть унитарными только в аспекте внутреннего политического устройства, так как они не вполне суверенны.

Главные черты:

  1. Функционирует одна конституция на всей территории без ограничений.
  2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также не территорию всей страны.
  3. В основном Однопалатный парламент.
  4. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом никак не владеют.
  5. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.
  6. В унитарном государстве все внешние межгосударственные связи осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
  7. В основной массе нынешних унитарных государств главное территориальное деления является политико – административным.
  8. Функционирует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь едиными для всех государственных образований нормами материального и процессуального права.

ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

3.1. Понятие и виды федеративного государства


Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, состоящее из государств или государственных образований (субъектов федерации)[7].

В настоящее время в мире существует 28 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрийская Республика, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Швейцарская Конфедерация, Королевство Бельгия, Федерация Боснии и Герцеговины); в Азии (Исламская Республика Пакистан, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Индия, Республика Ирак, Федеративная Демократическая Республика Непал); в Америке (Аргентинская Республика, Боливарианская Республика Венесуэла, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия, Федерация Сен – Кристофер и Невис); в Африке (Союз Коморы, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Федеративная Республика Нигерия, Судан, Южный Судан, Сомали); Австралия и Океания (Австралийский Союз, Федеративные Штаты Микронезии, Палау).

Федеративные государства возникают двумя способам: 1) путем объединения нескольких суверенных государств в одно новое без утраты ими государственного статуса. Здесь федерация возникает как бы снизу; 2) путем придания унитарным государством статуса государственности своим первичным политико – территориальным частям с сохранением за собой государственного суверенитета. В данном случае унитарное государство само преобразует себя в федерацию, т.е. создание последней идет сверху.

Видом федерации следует признать сложившиеся в государственной практике различных стран модели федерации, различающиеся способами образования, особенностями их правового статуса, характером его закрепления в национальных конституциях и др. Следует иметь в виду то обстоятельство, что Россия является нетипичной, отклоняющейся от классических образцов федерацией, ей, в той или иной мере, присущи черты различных видов федерации.

Исходя из данной классификации типов федерации, Россия в соответствии с действующей Конституцией РФ относится к числу федераций смешанного типа (территориальной и национальной), поскольку основа ее федеративного устройств заложена Конституцией РФ, но отдельные вопросы разграничения вопросов между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании Федеративного и иных договоров.