Файл: Система органов исполнительной власти в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

высокоэффективной р аботы всех н аходящихся по д её управ лением объе ктов эконо мики, культур ы, жизнеде ятельности и т. п;

Статья 77 Ко нституции РФ не д аёт ответ о то м, что еди ная систем а органов ис полнительно й власти и ест ь сама испо лнительная в ласть. Она по лучает свое в ыражение в пр актической де ятельности ор ганов испо лнительной власти;

  • исполнительная в ласть в Росс ийской Федер ации характер изуется те м, что в её не посредстве нном распор яжении нахо дятся все ос новные атр ибуты госу дарственно й власти. В нее в ходят: фин ансы, страте гические сре дства комму никации, ар мия. Наряду с н ими национ альная гвар дия полици я, и др.;
  • в процессе ре ализации ис полнительн ая власть в ыступает к ак организо ванный инст итут, так к ак организ ация есть не что и ное, как в нутренняя у порядоченност ь, согласо ванное вза имодействие от носительно с амостоятел ьных часте й целого ( например, субъе ктов управ ления, упр авляемых и др.), т.е. то, что сост авляет сущ ность упра вления. Ор ганизованност ь означает: это, во- первых, вес ь механизм ис полнительно й власти пр актически ор ганизует ис полнение фе деральных з аконов, а во- вторых, этот ме ханизм дол жен быть с ам соответст вующим обр азом орган изован, т.е. ор ганизованност ь обеспечи вает упоря доченность у правленчес кой работы. Приведённый а нализ даёт необ ходимую ос нову для по нимания во проса о соот ношении ис полнительно й власти и госу дарственно го управле ния.

Для федера льных орга нов исполн ительной власти х арактерны особ ые признаки. Особое значе ние в деяте льности фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти отво дится конст итуционным пр инципам ор ганизации де ятельности ис полнительно й власти.

В основе ор ганизации и де ятельности ис полнительно й власти также лежат прин ципы, т.е. з аконодател ьно закреп ленные осно вные идеи и требо вания, орг анизационн ые начала, обус лавливающие су щность, на иболее хар актерные черт ы и свойст ва деятель ности.

Организационно-правовые основы построения системы федеральных органов ис полнительно й власти

Система ор ганов испо лнительной в ласти – это со вокупность вз аимосвязан ных и взаи мозависимы х органов ис полнительно й власти, обр азующих це лостное ед инство, ре ализуя пост авленную пере д ними зад ачу.


В Российско й Федераци и система ор ганов испо лнительной в ключает дв а уровня ( подсистемы) по верт икали:

      • федеральные ор ганы испол нительной в ласти РФ;
      • органы испо лнительной в ласти на уро вне субъект а Российско й Федераци и.

Органы испо лнительной в ласти имеют с вои территор иальные пре дставительст ва в субъе ктах Росси йской Федер ации, котор ые действу ют наряду с ор ганами испо лнительной в ласти, соз данными са мими субъе ктами Федер ации в рам ках реализ ации своих по лномочий. В Фе деральные ор ганы испол нительной в ласти вход ит Правите льство РФ к ак высший ко ллегиальны й орган ис полнительно й власти, д алее делитс я на ветви: Ор ганы испол нительной в ласти субъе ктов РФ, Фе деральные, Фе деральные а гентства, терр иториально- фе деральные ор ганы, федер альные слу жбы.

Основные требо вания к фор мированию с истемы федер альных орг анов испол нительной в ласти следующие.

  1. Системность:
      • совокупность фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти долж на соответст вовать приз накам соци альной систе мы управления;
      • система до лжна наход иться в посто янном взаи модействии с дру гими систе мами и вне шней средой;
      • система до лжна быть от крыта для об щественного уч астия в её фор мировании, фу нкциониров ании и развитии;
      • у системы до лжна быть чет ко определе на и в уст ановленном пор ядке закре плена её миссия;
      • у системы до лжна быть чет ко определе на и в уст ановленном пор ядке закре плена её стратегия1.
  2. Программно - це левое управление:
      • федеральные ор ганы испол нительной в ласти долж ны формиро ваться, фу нкциониров ать и разв иваться на ос нове прогр аммно-целе вого управления;
      • у системы до лжен быть ут верждённый б азовый про граммный документ;
      • в системе до лжно приме няться инд икативное планирование;
      • деятельность фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти долж на носить п лановый, в то м числе стр атегически й характер;
      • система до лжна участ вовать в р азработке и ре ализации собст венных, об щегосударст венных и дру гих целевы х программах.
  3. Инновационность:
      • система стро ится на ос нове иннов ационного по дхода с соз данием внутре ннего меха низма иниц иирования инноваций;
      • система до лжна быть от крыта для инноваций;
      • всистемедолжноприменятьсякакпрямое,таки косвенное инициирование инноваций;
      • в системе до лжен осущест вляться посто янный инно вационный по иск и совер шенствован ие;
      • система до лжна посто янно реагиро вать на из менение вне шней среды и р аботать на опережение.

При формиро вании систе мы федерал ьных органо в исполните льной власт и управлен ия необход имо учитыв ать требов ания систе мы менеджме нта качест ва в орган изации её управления. Существуют тр и вида пре дметов веде ния органо в исполните льной власт и:

      • исключительное ве дение РФ;
      • совместные пре дметы ведения;
      • исключительный пре дмет веден ия субъекто в РФ.

1 Попов Л. Л., М игачев Ю. И., Т ихомиров С. В. А дминистрат ивное право Росс ии //М.: Прос пект. – 2010. – С. 341.

В каждой гру ппе предмето в ведения пр инцип единст ва определ яется по- р азному. В рамках ис ключительн ых предмето в ведения РФ то лько федер альные орг аны исполн ительной в ласти прин имают норм ативные акт ы, а испол няют их и фе деральные ор ганы испол нительной в ласти, и ор ганы испол нительной в ласти субъе ктов, образуетс я вертикал ьная структура. В сфере со вместного ве дения федер альные орг аны исполн ительной в ласти и ор ганы испол нительной в ласти субъе ктов форма льно и факт ически не со подчинены дру г другу. К аждый из эт их органов в р амках свое й компетен ции приним ает акты и и х исполняет. Схемы разгр аничения по лномочий в сфер ах совмест ного веден ия:

      • управление осу ществляетс я не соподч инёнными дру г другу фе деральными ор ганами испо лнительной в ласти и ор ганами испо лнительной в ласти субъекта,
      • управление осу ществляет ор ган исполн ительной в ласти субъе кта РФ, которо му федерал ьный орган де легировал с вои полномочия,
      • полномочия осу ществляет фе деральный ор ган исполн ительной в ласти, которо му субъект РФ де легировал с вои полномоч ия (на пра ктике встреч ается редко);
      • полномочия в сфере обес печения за конности, пр ав и свобо д граждан, бор ьбы с престу пностью. Уч аствует в р азработке и ре ализации госу дарственно й политики в об ласти обес печения безо пасности л ичности, об щества и госу дарства. Осу ществляет мер ы по обеспече нию законност и, прав и с вобод граж дан, по охр ане собстве нности и об щественного пор ядка, по бор ьбе с престу пностью и дру гими общест венно опас ными явлен иями; разр абатывает и ре ализует мер ы по укреп лению кадро в, развити ю и укрепле нию матери ально-техн ической баз ы правоохр анительных органов.

Система фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти стро ится на ос новании Ук аза Президе нта РФ от 0 9.03.2004 № 314 «О с истеме и стру ктуре федер альных орг анов испол нительной в ласти» и У каза Прези дента РФ от 21.05. 2012 № 636 «О стру ктуре федер альных орг анов испол нительной в ласти». Она строитс я на основе чет кого разгр аничения у правленчес ких функци й органов ис полнительно й власти. В настоящее вре мя в систе му федерал ьных органо в исполните льной власт и входят:


      • федеральные министерства,
      • федеральные службы,
      • федеральные агентства;
      • иные федер альные орг аны исполн ительной власти.

Федеральное м инистерство — это фе деральный ор ган исполн ительной в ласти, осу ществляющи й функции по в ыработке госу дарственно й политики и нор мативно-пр авовому ре гулировани ю в устано вленной акт ами Президе нта РФ и Пр авительств а РФ сфере де ятельности. Воз главляется м инистром РФ (фе деральным м инистром), в ходящим в сост ав Правите льства РФ.

Основные фу нкции федер ального ми нистерства1:

      • выработка госу дарственно й политики в уст ановленной сфере де ятельности (обр азовании, се льское хоз яйство, ку льтура и т. п.);
      • правовое ре гулирование в уст ановленной сфере де ятельности (фу нкции по пр инятию нор мативных пр авовых акто в).
      • Изда ние федерал ьных законо в обязател ьных для ис полнения ор ганами госу дарственно й власти, ор ганами мест ного самоу правления, и х должност ными лицам и, юридичес кими лицам и и гражда нами прави л поведени я, распростр аняющихся н а неопреде ленный кру г лиц;
      • координация и ко нтроль деяте льности на ходящихся в е го ведении фе деральных с лужб и федер альных агентств;
      • координация де ятельности госу дарственны х внебюджет ных фондов.

Федеральная с лужба — это фе деральный ор ган исполн ительной в ласти. Котор ый осущест вляет функ ции по контро лю и надзору в уст ановленной сфере

1 Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практико й норматив ного закре пления

// Журнал росс ийского пр ава. 2007. N 6. С. 3 - 8

деятельности. А т акже специ альные фун кции в обл асти оборо ны, государст венной безо пасности, з ащиты и охр аны государст венной гра ницы РФ, бор ьбы с престу пностью, об щественной безо пасности1. Возглавл яется руко водителем ( директором) фе деральной с лужбы.

Основные фу нкции федер альной слу жбы:

      • по контрол ю и надзору в уст ановленной сфере де ятельности. (Осу ществление де йствий по ко нтролю и н адзору за ис полнением ор ганами госу дарственно й власти, ор ганами мест ного самоу правления, и х должност ными лицам и, юридичес кими лицам и и гражда нами устано вленных Ко нституцией РФ, фе деральными ко нституцион ными закон ами, федер альными за конами и дру гими нормат ивными пра вовыми акт ами общеоб язательных пр авил поведе ния; выдач а органами госу дарственно й власти, ор ганами мест ного самоу правления, и х должност ными лицам и разрешен ий (лиценз ий) на осу ществление о пределенно го вида де ятельности и ( или) конкрет ных действ ий юридичес ким лицам и гр ажданам и т.д.);
      • издание ин дивидуальн ых правовы х актов в пре делах свои х полномочий;
      • специальные фу нкции в об ласти оборо ны, государст венной безо пасности, з ащиты и охр аны государст венной гра ницы РФ, бор ьбы с престу пностью, об щественной безопасности.

Федеральное а гентство — это фе деральный ор ган исполн ительной в ласти, осу ществляющи й в устано вленной сфере де ятельности фу нкции по о казанию госу дарственны х услуг, по у правлению госу дарственны м имущество м и правопр именительн ые функции, з а исключен ием функци й по контро лю и надзору. Воз главляется ру ководителе м (директоро м) федерал ьного агентст ва. Федера льное агентст во может и меть статус ко ллегиально го органа. Основные фу нкции федер ального аге нтства:

1 Саак А. Э., С аак А. Э. И нформацион ные техноло гии управле ния:[учебн ик по спец иальности" Госу дарственное и му ниципальное у правление"]. – Из дательский до м" Питер", 201 2. с.133

      • по оказани ю государст венных услу г. (Предост авление фе деральными ор ганами испо лнительной в ласти непосре дственно и ли через по дведомстве нные им фе деральные госу дарственные учре ждения. Либо и ные организ ации безвоз мездно или по ре гулируемым ор ганам госу дарственно й власти. По це нам услуг гр ажданам и ор ганизациям в обр азовании, з дравоохране нии, социа льной защит ы населени я и в друг их областях,1;
      • по управле нию государст венным иму ществом (осу ществление по лномочий собст венника в от ношении фе дерального и мущества, в то м числе пере данного фе деральным госу дарственны м унитарны м предприят иям, федер альным казе нным предпр иятиям и госу дарственны м учрежден иям, подве домственны м федераль ному агентст ву, а также у правление н аходящимис я в федера льной собст венности а кциями откр ытых акцио нерных общест в);
      • правоприменительные фу нкции (изд ание индив идуальных пр авовых акто в в предел ах своей компетенции).

Федеральные ор ганы испол нительной в ласти могут н аходиться в не посредстве нном веден ии Президе нта РФ, Пр авительств а РФ, а фе деральные с лужбы и аге нтства так же в веден ии соответст вующих федер альных мин истерств.

Таким образо м можно сде лать вывод, что по нимание за кономерносте й дает воз можность объ яснить приро ду изучаемо го явления, уст ановить особе нности построе ния, функц ионировани я и развит ия системы ор ганов испо лнительной в ласть и ее ор ганизации.

1 Давыдов К. В. А дминистрат ивные регл аменты федер альных орг анов испол нительной в ласти Росс ийской Федер ации: вопрос ы теории: мо нография/по д ред //ЮН Ст арилова. М.: NOT A BENE. – 2010.