Файл: Система органов исполнительной власти в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, Пр авительство РФ в праве прин имать обра щения, зая вления и и ные акты, не и меющие пра вового хар актера.

Конституция РФ (ст. 110) уст анавливает, что ис полнительну ю власть в стр ане осущест вляет Прав ительство РФ. О но на федер альном уро вне возгла вляет всю с истему орг анов испол нительной в ласти, обес печивая их со гласованну ю деятельност ь, что особе нно сложно и в ажно в усло виях федер ативного госу дарства. В месте с те м Правител ьство осущест вляет испо лнительную в ласть не в отр ыве, а в тес ной взаимос вязи и вза имодействи и с другим и ветвями е диной госу дарственно й власти - з аконодател ьной и судеб ной.

Правовую ос нову деяте льности Пр авительств а РФ соста вляют Конст итуция РФ, Фе деральный ко нституцион ный закон от 17 де кабря 1997 г.

«О Правите льстве РФ», Ре гламент Пр авительств а РФ, федер альные зако ны и нормат ивные указ ы Президент а РФ.

1 Стрекозов В. Г., К азанчев Ю. Д. Ко нституцион ное право Росс ии //учебн ик/ВГ Стре козов.-3-е из дание, перер аботанное и до полненное.- Москва: Юр айт. – 2011.

Правительство Росс ийской Федер ации - выс ший коллег иальный ис полнительн ый орган госу дарственно й власти Росс ийской Федер ации общей ко мпетенции, воз главляющий е диную систе му исполните льной власт и в РФ.

В науке по двергается со мнению факт ически выс шее место Пр авительств а РФ в систе ме исполните льной власт и. Обширны й перечень по лномочий г лавы госуд арства по от ношению к Пр авительству РФ ( назначение и отст авка федер ального Пр авительств а, непосре дственное ру ководство р ядом министерст в, возможност ь председате льствовать н а заседани ях Правите льства, от мена актов Пр авительств а) дает ос нования дл я такой дис куссии. Но, уч итывая поло жения Конст итуции РФ и Ф КЗ «О Прав ительстве РФ», фор мально Пра вительство воз главляет ис полнительну ю власть в Росс ии, а През идент РФ ус ловно стоит н ад ним и к ак глава госу дарства ок азывает на не го огромное влияние1.

Федеральные м инистерств а возглавл яют федера льные министр ы. Федерал ьные министр ы:

  • участвуют с пр авом решаю щего голос а в заседа ниях Правите льства РФ;
  • принимают уч астие в по дготовке пост ановлений и р аспоряжени й Правител ьства РФ, обес печивают и х исполнение;
  • принимают уч астие в выр аботке и ре ализации по литики Правительства

РФ;

  • обладают уст ановленным и законодате льством Росс ийской Федерации

полномочиями ру ководителе й соответст вующих федер альных орг анов.

Федеральные м инистерств а и иные фе деральные ор ганы испол нительной в ласти подч иняются Пр авительству Росс ийской Федер ации и ответст венны пере д ним за в ыполнение поруче нных задач.

Правительство Росс ийской Федер ации для осу ществления с воих полно мочий может соз давать сво и территор иальные ор ганы и наз начать соот ветствующи х должност ных лиц.

1 Безруков А. В. Конститу ционное пр аво России: Учеб ное пособие. Юст ицинформ, 2015

Правительство Росс ийской Федер ации утвер ждает поло жения о фе деральных м инистерств ах и об ин ых федерал ьных орган ах исполните льной власт и, устанав ливает пре дельную чис ленность р аботников и х аппарато в и размер асс игнований н а содержан ие этих ап паратов в пре делах средст в, предусмотре нных на эт и цели в фе деральном б юджете.

Из выше ск азанного мо жно сделат ь вывод, что Пр авительство Росс ийской Федер ации в пре делах свои х полномоч ий организует ис полнение з аконодател ьства и осу ществляет с истематичес кий контро ль его испо лнения федеральными и ре гиональным и органами в ласти, при нимает мер ы по устра нению нару шений зако нодательст ва России. Те м самым ос новной зад ачей Правите льства явл яется испо лнительно-р аспорядите льная деяте льность, в ключая испо лнение зако нов и контро ль над их соб людением и реализацией.

2.2. Федеральные министерства и другие органы

Структура фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти утвер ждена Указо м Президент а РФ от 20.05. 2004 № 649 « Вопросы стру ктуры федер альных орг анов испол нительной в ласти».

Некоторые м инистерств а имеют су губо отрас левой проф иль деятел ьности и ру ководят отр аслями, т.е. гру ппами пред приятий эко номического и ли социаль но-культур ного профи ля (Министерст во промышле нности и э нергетики, М инистерство се льского хоз яйства, Ми нистерство тр анспорта и с вязи, Министерст во образов ания и нау ки, и др.).

Министерство воз главляется м инистром, котор ый руковод ит аппарато м на основе е диноначали я и несет от ветственност ь перед наз начившим е го Президе нтом РФ и Пр авительство м РФ, члено м которого о н является.


Полномочия фе дерального м инистерств а:

  • самостоятельно осу ществляет пр авовое регу лирование в уст ановленной сфере де ятельности, з а исключен ием вопросо в, правовое ре гулирование котор ых осущест вляется ис ключительно фе деральными ко нституцион ными закон ами, федер альными за конами, акт ами Президе нта РФ и Пр авительств а РФ;
  • не вправе осу ществлять фу нкции по ко нтролю и н адзору, пр авопримените льные функ ции, а так же функции по у правлению госу дарственны м имущество м, кроме с лучаев, уст анавливаем ых указами През идента РФ;
  • осуществляет коор динацию и ко нтроль деяте льности на ходящихся в е го ведении фе деральных с лужб и федер альных аге нтств.

Федеральное м инистерство воз главляет в ходящий в сост ав Правите льства РФ м инистр РФ (фе деральный м инистр).

Функции фе дерального м инистра:

  • утверждает е жегодный п лан и показ атели деяте льности фе деральных с лужб и федер альных аге нтств, а т акже отчет об и х исполнении;
  • вносит в Пр авительство РФ по пре дставлению ру ководителя фе деральной с лужбы, федер ального аге нтства прое кт положен ия о федер альной слу жбе, федер альном аге нтстве, пре дложения о пре дельной шт атной числе нности федер альной слу жбы, федер ального аге нтства и фо нде оплаты тру да их работников;
  • вносит в М инистерство ф инансов РФ пре дложения по фор мированию фе дерального б юджета и ф инансирова нию федера льных служб и фе деральных а гентств;
  • вносит в Пр авительство РФ прое кты нормат ивных право вых актов, от носящихся к о пределенно й ему сфере де ятельности и к сфер ам деятель ности федер альных слу жб и федер альных аге нтств, нахо дящихся в е го ведении, ес ли принятие т аких актов от носится в соот ветствии с Ко нституцией РФ, фе деральными ко нституцион ными закон ами, федер альными за конами к ко мпетенции Пр авительств а РФ;

-во исполне ние поруче ний Президе нта РФ, Пре дседателя Пр авительств а РФ дает поруче ния федера льным служб ам и федер альным аге нтствам и ко нтролирует и х исполнен ие;

  • имеет право от менить прот иворечащее фе деральному з аконодател ьству реше ние федера льного аге нтства, фе деральной с лужбы, есл и иной пор ядок отмен ы решения не уст ановлен фе деральным законом;
  • назначает н а должност ь и освобо ждает от до лжности, но пре дставлению ру ководителе й федераль ных служб, фе деральных а гентств за местителей ру ководителе й федераль ных служб, фе деральных а гентств, з а исключен ием замест ителей руко водителей фе деральных с лужб, федер альных аге нтств, руко водство де ятельность ю которых осу ществляет През идент РФ;
  • назначает н а должност ь и освобо ждает от до лжности по пре дставлению ру ководителя фе деральной с лужбы, федер ального аге нтства руко водителей терр иториальны х органов фе деральной с лужбы, федер ального аге нтства, за ис ключением ру ководителе й территор иальных ор ганов федер альной слу жбы, федер ального аге нтства, ру ководство де ятельность ю которых осу ществляет През идент РФ;
  • осуществляет коор динацию де ятельности госу дарственны х внебюджет ных фондов.

Федеральные м инистерств а организу ют свою работу в соот ветствии с ут верждаемым и Правител ьством пок азателями и п ланами деяте льности, по казателями и резу льтатами ре ализации госу дарственны х программ Росс ийской Федерации.

Федеральный м инистр утвер ждает показ атели и еже годный пла н федераль ных служб и фе деральных а гентств, н аходящихся в ве дении федер ального ми нистерства, т ак же утвер ждает отчет об и х исполнен ии.

Показатели де ятельности фе дерального ор гана испол нительной в ласти учит ываются в про цессе бюджет ного планиро вания.

Планирование по казателей де ятельности фе дерального ор гана испол нительной в ласти осущест вляется с учето м взаимосв язи между р аспределен ием бюджет ных ресурсо в и планируе мыми или ф актическим и результат ами их испо льзования в соот ветствии с уст ановленным и приоритет ами государст венной политики.

В процессе п ланировани я предусматр иваются по дготовка по казателей и п ланов деяте льности на п ланируемый пер иод, включ ая показате ли ведомст венных и фе деральных це левых прогр амм, участ ие в поряд ке, опреде ляемом Пра вительство м, в подгото вке проект а федераль ного бюджет а на очере дной финансо вый год с учето м указанны х документо в.

Проекты пл анов и пок азателей де ятельности фе дерального м инистерств а на планируе мый период пре дставляютс я в Правите льство федер альным мин истром, ру ководителе м государст венного ко митета, фе деральной с лужбы, федерального а гентства, ру ководство котор ыми осущест вляет Прав ительство, в сро ки, устано вленные Пр авительство м.

Состав указ анных план а и показате лей деятел ьности опре деляется Пр авительство м.

Планы и по казатели де ятельности фе дерального ор гана испол нительной в ласти, нахо дящегося в ве дении федер ального ми нистерства, пре дставляет соот ветствующи й федераль ный министр.

Федеральное м инистерство р азрабатывает прое кты плана и по казателей де ятельности с амостоятел ьно, согласо вывая их пр и необходи мости с соот ветствующи ми федерал ьными орга нами испол нительной в ласти, и несет от ветственност ь за реализ ацию указа нных плана и по казателей.

Федеральные а гентства и фе деральные с лужбы, нахо дящиеся в ве дении федер ального ми нистерства, пре дставляют прое кты показате лей и плано в своей де ятельности в соот ветствующее м инистерство в о пределенные и м сроки. У казанные м атериалы в дес ятидневный сро к рассматр иваются ми нистерство м и предст авляются в Пр авительство.


Федеральное м инистерство ор ганизует р аботу нахо дящихся в е го ведении фе деральных а гентств и фе деральных с лужб по по дготовке прое ктов плано в и показате лей деятел ьности на п ланируемый пер иод путем пре доставлени я им метод ического обес печения и ор ганизации коор динационны х совещани й.

В федераль ных служба х также можно выде лить две гру ппы президе нтских федер альных слу жб: федера льные служб ы, непосре дственно по дчиняющиес я Президенту РФ; фе деральные с лужбы, под ведомствен ные федера льным министерст вам, руково дство котор ыми осущест вляет През идент РФ.

Как и федер альная слу жба, федер альное аге нтство в пре делах свое й компетен ции издает и ндивидуаль ные правов ые акты и не в праве, по об щему прави лу, осущест влять норм ативно-пра вовое регу лирование в уст ановленной сфере де ятельности и фу нкции по ко нтролю и н адзору.

Федеральное а гентство мо жет быть по дведомстве нно Президе нту или на ходиться в ве дении Прав ительства.

Финансирование де ятельности терр иториальны х органов фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти осущест вляется, к ак правило, з а счет федер ального бю джета.

Основными пр инципами де ятельности терр иториальны х органов фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти явля ются:

    • соблюдение законности;
    • разграничениепредметовведениямеждуцентральными органами федеральной ис полнительно й власти и органами;
    • персональная ответственность.

Численность а ппарата, стру ктура аппар ата, штаты и фо нд оплаты тру да территор иальных ор ганов федер альных орг анов испол нительной в ласти опре деляются с учето м особенносте й региона по со гласованию соот ветствующи х министерст в и ведомст в Российско й Федераци и с органа ми исполните льной власт и субъекто в Российско й Федераци и1.

Федеральные ор ганы испол нительной в ласти для обес печения со гласованны х действий пр и решении о пределённы х задач и пре дварительно го рассмотре ния вопросо в и подгото вке по ним пре дложений мо гут создав ать межведо мственные коор динационные и со вещательные органы.

Координационные ор ганы являютс я межведомст венными ко миссиями и ли организ ационными ко митетами, со вещательные ор ганы являютс я советами. Межведомственная ко миссия (со вет) возгл авляется пре дседателем и ли сопредсе дателями из ч исла руково дителей (з аместителе й руководите лей) федер альных орг анов испол нительной в ласти, руко водство де ятельность ю которых осу ществляет През идент Росс ийской Федер ации или Пр авительство.