Файл: Система органов исполнительной власти в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Структура федеральных органов исполнительной власти

2.1 Правительство РФ

Правительство Росс ийской Федер ации - выс ший орган ис полнительно й власти в Росс ийской Федер ации. Прав ительство РФ я вляется ко ллегиальны м органом ис полнительно й власти об щей компете нции, возг лавляющим е диную систе му исполните льной власт и в Российс кой Федера ции1.

Состав Пра вительства РФ:

      • Председатель Пр авительств а РФ;
      • Заместители Пре дседателя Пр авительств а РФ;
      • Федеральные министры.

Основные н аправления де ятельности Пр авительств а РФ по Ко нституции

РФ:

      • разрабатывает и пре дставляет Госу дарственно й Думе федеральный

бюджет и обес печивает е го исполне ние; предст авляет Госу дарственно й Думе отчет об ис полнении фе дерального б юджета;

      • обеспечивает про ведение в Росс ийской Федер ации едино й финансово й, кредитно й и денежно й политики;
      • обеспечивает про ведение в Росс ийской Федер ации едино й государст венной пол итики в об ласти культур ы, науки, обр азования, з дравоохране ния, социа льного обес печения, экологии;
      • осуществляет у правление фе деральной собственностью;
      • осуществляет мер ы по обеспече нию оборон ы страны, госу дарственно й безопасност и, реализа ции внешне й политики Росс ийской Федерации;
      • осуществляет мер ы по обеспече нию законност и, прав и с вобод граж дан, охране собст венности и об щественного пор ядка, борьбе с преступностью;

1 Алексеев С. С. и др. Ко мментарий к Гр ажданскому ко дексу Росс ийской Федер ации (учеб но-практичес кий). Част и первая, втор ая, третья, чет вертая //М.: Прос пект. – 201 2. – С. 1504.

      • осуществляет и ные полномоч ия, возложе нные на не го Конститу цией РФ, фе деральными з аконами, у казами През идента РФ.

С учетом со временной стру ктуры федер альных орг анов испол нительной в ласти можно в ыделить сле дующие гру ппы федера льных орга нов исполн ительной в ласти: федер альные орг аны исполн ительной в ласти, руко водство де ятельность ю которых осу ществляет През идент Росс ийской Федер ации федер альные орг аны исполн ительной в ласти, руко водство де ятельность ю которых осу ществляет Пр авительство Росс ийской Федер ации1.


Основная фу нкция прав ительства состо ит в опреде лении и ре ализации по литики госу дарства; в не посредстве нном подчи нении прав ительства н аходятся вое нные и невое нные ресурс ы обеспече ния оборон ы. Однако ос новной субъе кт ответст венности з а обеспече ние оборон ы по конст итуциям бо льшинства госу дарств - это г лава правите льства. По д его руко водством осу ществляетс я реализац ия оборонно й политики ко мпетентных м инистерств и ве домств2.

Правительству РФ пр инадлежит пр аво законо дательной и нициативы. З аконопроект ы о введен ии или отме не налогов, ос вобождении от и х уплаты, о в ыпуске госу дарственны х займов, об из менении фи нансовых об язательств госу дарства, дру гие законо проекты, пре дусматрива ющие расхо ды, покрыв аемые за счет фе дерального б юджета, мо гут быть в несены тол ько при на личии закл ючения Пра вительства РФ.

Порядок де ятельности Пр авительств а РФ опреде ляется Федер альным конст итуционным з аконом от 17.1 2.1997 № 2-Ф КЗ «О Прав ительстве Росс ийской Федер ации» и Ре гламентом Пр авительств а РФ, утвер жденным Пост ановлением Пр авительств а РФ от 01.06. 2004 № 260 «О Ре гламенте

1 В.Е. Морозо в Статья: К проб леме оптим изации фун кций прези дентских ор ганов испо лнительный в ласти, 2016.

2 Т.Б. Верби цкая Стать я: Правите льство и ор ганы испол нительной в ласти спец иальной ко мпетенции к ак субъект ы обороны: ср авнительны й анализ, 2016.

Правительства Росс ийской Федер ации и Поло жении об А ппарате Пр авительств а Российско й Федерации»1.

Одним из к лючевых фа кторов адм инистратив ной реформ ы, проводи мой в Росс ийской Федер ации, являетс я повышение к ачества госу дарственно го управле ния. В Российско й Федераци и в настоя щее время и дет планомер ная работа по построе нию информ ационного госу дарства, т ак в соответст вии с Постановлением Правительст ва РФ от 15.04. 2014 N 313 «Об ут верждении Госу дарственно й программ ы Российско й Федераци и Информац ионное общест во (2011 - 20 20 годы)» ос новными за дачами в это й сфере яв ляются: раз витие серв исов на ос нове инфор мационных те хнологий д ля упрощен ия процедур вз аимодейств ия и комму никации об щества и госу дарства; р азвитие спе циальных и нформацион ных и инфор мационно-те хнологичес ких систем обес печения де ятельности ор ганов госу дарственно й власти.


Планомерный с истемный пере ход к инфор мационному госу дарству ка к новой фор ме организ ации деяте льности вл асти, испо льзование сре дств межве домственно го электро нного взаи модействия не возможны без у порядочени я деятельност и ОИВ. Особу ю роль в это й деятельност и призваны в ыполнить к лассификатор ы функций и по лномочий ор ганов госу дарственно го управле ния и систе ма стандарт изации упр авленческо й информац ии и докуме нтации.

При этом н адо учитыв ать, что ст андартизац ия - это де ятельность по уст ановлению пр авил и хар актеристик в це лях их добро вольного м ногократно го использо вания, напр авленная н а достижен ие упорядоче нности в сфер ах произво дства и обр ащения про дукции и по вышение ко нкурентоспособ ности проду кции, работ и ли услуг. В соот ветствии с Фе деральным законом от 27.12. 2002 № 184-ФЗ «О те хническом ре гулировани и» одной из це лей стандарт изации в Росс ийской Федерации

1 Постановление Пр авительств а РФ от 01.06. 2004 г. № 260 ( посл. ред.) «О Регла менте Прав ительства Росс ийской Федер ации и Поло жении об А ппарате Пр авительств а Российско й Федераци и» // СЗ РФ. 2004. № 2 3. Ст. 231 3

является соз дание систе м классифи кации и ко дирования те хнико- эко номической и со циальной и нформации, с истем ката логизации про дукции (работ, ус луг), систе м обеспече ния качест ва продукц ии (работ, ус луг), систе м поиска и пере дачи данны х, содейст вие проведе нию работ по у нификации.

Ю.Н. Стари лов, К.В. Д авыдов отмеч ают, что г лавными сост авляющими про цедурной мо дернизации госу дарственно го управле ния являютс я детализиро ванная рег ламентация а дминистрат ивных проце дур, а так же оптимиз ация управ ленческих про цессов, в то м числе - со кращение ко личества требуе мых от зая вителя доку ментов (све дений, инфор мации), устр анение изб ыточных ад министрати вных проце дур (дейст вий), сокр ащение сро ков их испо лнения1. Правительство РФ в пре делах свои х полномоч ий организует ис полнение Ко нституции РФ, фе деральных ко нституцион ных законо в, федерал ьных законо в, указов През идента РФ, ме ждународны х договоро в Российско й Федераци и. Осущест вляет систе матический ко нтроль за и х исполнен ием федера льными орг анами испо лнительной в ласти и ор ганами испо лнительной в ласти субъе ктов Росси йской Федер ации. Прин имает меры по устр анению нару шений зако нодательст ва Российс кой Федера ции.


Правительство РФ ру ководит работо й федераль ных министерст в и иных фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти и ко нтролирует и х деятельност ь. Соответст вующие федер альные орг аны исполн ительной в ласти подч иняются Пр авительству РФ и от ветственны пере д ним за в ыполнение поруче нных задач. Пр авительство РФ д ля осущест вления сво их полномоч ий может соз давать сво и территор иальные ор ганы и наз начать соот ветствующи х должност ных лиц2.

В этой связ и Правител ьством РФ:

1 Старилов Ю. Н., Давыдо в К.В. Адм инистратив ная реформ а в Российс кой Федера ции на совре менном эта пе: основн ые достиже ния, пробле мы и перспе ктивы // Пр авовая нау ка и рефор ма юридичес кого образо вания. 2011.

№ 1. С. 127 - 1 29

2 Стрекозов В. Ко нституцион ное право. – М, 2014.

  • утверждаются по ложения о фе деральных ор ганах испо лнительной в ласти;
  • устанавливается пре дельная чис ленность р аботников а ппаратов фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти и раз мер ассигно ваний на со держание эт их аппарато в в предел ах средств, пре дусмотренн ых на эти це ли в федер альном бюджете;
  • устанавливается пор ядок созда ния и деяте льности терр иториальны х органов фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти и раз мер ассигно ваний на со держание и х аппарато в в предел ах средств, пре дусмотренн ых на эти це ли в федер альном бюджете;
  • назначаются н а должност ь и освобо ждаются от до лжности за местители фе деральных м инистров, ру ководители фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти, не я вляющихся фе деральными м инистрами, и и х заместите ли, руково дители орг анов и орг анизаций пр и Правител ьстве РФ, ут верждаются ч лены колле гий федера льных министерст в и иных фе деральных ор ганов испо лнительной власти.

Правительство РФ в праве отме нять акты фе деральных ор ганов испо лнительной в ласти или пр иостанавли вать дейст вие этих а ктов, а та кже учрежд ать организ ации, образо вывать коор динационные, со вещательные ор ганы, а та кже органы пр и Правител ьстве РФ.

Полномочия д анного выс шего орган а исполните льной власт и подразде лены на нес колько кате горий:

  • общие полно мочия (орг анизует ре ализацию в нутренней и в нешней пол итики Росс ийской Федер ации; осущест вляет регу лирование в со циально- э кономическо й сфере и т.д.).
  • полномочия в сфере э кономики. (Осу ществляет ре гулирование про цессов эко номики; обес печивает е динство эко номического пространства и

свободу эко номической де ятельности, с вободное пере мещение то варов, услу г и финансо вых средст в; прогноз ирует соци ально-эконо мическое р азвитие Росс ийской Федер ации, разр абатывает и осу ществляет про граммы раз вития приор итетных отр аслей эконо мики; выраб атывает госу дарственну ю структур ную и инвест иционную по литику и пр инимает мер ы по ее ре ализации; осу ществляет у правление фе деральной собст венностью; р азрабатывает и ре ализует госу дарственну ю политику в сфере ме ждународно го экономичес кого, фина нсового, и нвестицион ного сотру дничества; осу ществляет об щее руково дство тамо женным дело м; принимает мер ы по защите и нтересов отечест венных про изводителе й товаров, ис полнителей р абот и услу г; формирует моб илизационн ый план эко номики Росс ийской Федер ации, обес печивает фу нкциониров ание оборо нного произ водства Росс ийской Федер ации; Правительство РФ по со глашению с ор ганами испо лнительной в ласти субъе ктов Росси йской Федер ации может пере давать им осу ществление ч асти своих по лномочий, ес ли это не прот иворечит Ко нституции РФ, фе деральному з аконодател ьству. На ос новании соот ветствующи х соглашен ий Правите льство РФ мо жет осущест влять полно мочия, пере данные ему ор ганами испо лнительной в ласти субъе ктов Росси йской Федер ации. Правительство РФ из дает поста новления и р аспоряжени я, которые я вляются, необ ходимы к ис полнению в Росс ийской Федер ации, а та кже обеспеч ивает их ис полнение. В с лучае их прот иворечия Ко нституции РФ, фе деральным з аконам и у казам През идента РФ а кты Правите льства РФ мо гут быть от менены През идентом РФ.

Акты, имею щие нормат ивный хара ктер, изда ются в фор ме постано влений Пра вительства РФ. А кты по опер ативным и дру гим текущи м вопросам, не и меющие нор мативного х арактера, из даются в фор ме распоря жений Прав ительства РФ. Пост ановления и р аспоряжени я Правител ьства РФ по дписываютс я Председате лем Правите льства РФ.

Постановления Пр авительств а РФ, за ис ключением пост ановлений, со держащих с ведения, сост авляющие госу дарственну ю тайну, и ли сведени я конфиден циального х арактера. По длежат офи циальному о публикован ию не позд нее пятнад цати дней со д ня их прин ятия, а пр и необходи мости неме дленного ш ирокого их об народовани я доводятс я до всеоб щего сведе ния через сре дства массо вой информ ации безот лагательно1. Постанов ления Прав ительства РФ, з атрагивающ ие права, с вободы и об язанности че ловека и гр ажданина, всту пают в силу не р анее дня и х официаль ного опубл икования. И ные постано вления Пра вительства РФ всту пают в силу со д ня их подп исания, ес ли самими пост ановлениям и Правител ьства РФ не пре дусмотрен и ной порядо к их вступ ления в си лу. Распор яжения Пра вительства РФ всту пают в силу со д ня их подп исания.