Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление ( Теоретические аспекты организационно-целевого подхода в менеджменте ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Существующие организации различаются огромным разнообразием по направлениям деятельности, так и по форме собственности, масштабам и другим параметрам. При этом каждая организация уникальна.

Вся деятельность организации направлена на достижение разнообразных целей, поэтому правильное понимание целей является крайне важной частью системы менеджмента. При управлении организацией необходимо уметь ставить четкие и достижимые цели персоналу, чтобы повысить эффективность организации. Мотивация сотрудников будет низкой, если цели будут недостижимы, а также цель инновационной деятельности должна быть значимой для организации и ее сотрудников.

Правильное определение целей менеджмента предполагает определение перспективы развития в будущем, а также количественное измерение и развитие потенциальных возможностей.

Цель работы – исследовать теоретические и практически вопросы организационно-целевого подхода в менеджменте.

Задачи работы:

1) исследовать понятие функций менеджмента и рассмотреть их классификацию;

2) исследовать процесс целеполагания;

3) провести анализ деятельности ООО «Винкор Никсдорф»;

4) рассмотреть процесс целеполагания в организации и выявить существующие проблемы;

5) разработать рекомендации по оптимизации процесса целеполагания.

Объектом исследования является ООО «Винкор Никсдорф». Сервисное направление организации обслуживания потребителей предприятия обеспечивает мультивендорную аутсорсинговую техническую поддержку терминальных сетей, проводит обучение коллективов сервисных и инкассационных подразделений.

Предметом исследования является применение функционально-целевого подхода в менеджменте.

Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента, теории управления организацией.

Глава 1. Теоретические аспекты организационно-целевого подхода в менеджменте

1.1. Понятие и классификация функций менеджмента


Функция управления - это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами[1]. Функция менеджмента - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления[2]. Функции управления - это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления[3]. Функции управления - специфические виды управленческой деятельности, сложившиеся в процессе разделения управленческого труда, формулирующие его содержание в действии и устремленные на достижение поставленной цели[4].

Менеджмент считается процессом потому, что работа по достижению
целей с помощью других людей представляет собой не какое-то единовременное действие, а серию непрерывных взаимосвязанных действий. Все эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Это и есть управленческие функции. Процесс управления – это сумма всех этих функций[5].

Функции управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления[6].

Обобщая приведенные выше и другие имеющиеся определения и не
претендуя на полный охват всех характеристик и сторон этого сложного многопланового явления, можно сказать, что функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда.

Функции менеджмента впервые были сформулированы в начале двадцатого века французским экономистом, предпринимателем и основоположником административного направления в менеджменте и процессного подхода к управлению Анри Файолем. В своей работе «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., А. Файоль выделил шесть основных направлений деятельности предприятия: технические, коммерческие, финансовые операции, охрану, счетные операции и административные. Таким образом, администрирование или управление было впервые выделено как самостоятельное направление деятельности.


Управлять – значит, вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, - писал Файоль. Управлять - значит обеспечивать правильный ход всех направлений деятельности[7]. Для этого администратор должен предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать.

Функция предвидения состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия.

Функция организации должна обеспечить предприятие всем необходимым для производства: материалами, оборудованием, капиталами, персоналом. При этом Файоль выделял два основных направления этой работы: организацию материального и социального «организмов» предприятия[8].

Функция распорядительства призвана приводить в действие организованный «социальный организм». Эта задача распределяется между различными руководителями предприятия, на каждом из которых лежит бремя и ответственность за свою часть. Цель распорядительства для каждого руководителя - извлечь наибольшую пользу из работников, находящихся в его ведении, в интересах предприятия, как целого. Согласовывание (или координация) имеет своей целью обеспечить каждому элементу «социального организма» возможность выполнять свою частную роль в согласии с другими элементами.

Цель контроля, как функции управления, в проверке, все ли исполняется в соответствии с принятой программой, отданными приказаниями и установленными принципами. Контроль применяется ко всему: к предметам, лицам и действиям. Он практикуется во всех областях. Операции контроля входят в круг обязанностей руководителя и его сотрудников в небольшом предприятии: в большом же - они частью переданы специальным функционерам: инспекторам, контролерам. Для того чтобы контроль оказывался действенным, необходимо, чтобы он проводился вовремя и имел практические последствия.

Почти столетие назад А. Файоль сформулировал не только основные функции управления, но и основные принципы администрирования, общие правила, задачи, обязанности и требования к управленческому персоналу, которые легли в основу многих направлений современного менеджмента Понимание функций менеджмента развивалось и углублялось вместе с развитием науки и практики управления.

Сегодня в литературе можно встретить различные перечни и классификации функций менеджмента. К функциям менеджмента, кроме выделенных Файолем планирования, организации, распорядительства, координации, и контроля, некоторыми авторами относятся установление целей (целеполагание), регулирование, активизация, разработка стратегии, обратная связь, руководство, коммуникация, исследование, учет и оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, переговоры, заключение сделок и другие направления деятельности[9].


Классифицируя функции менеджмента, некоторые авторы выделяют основные функции менеджмента, общие функции менеджмента, функции дифференциации, функции интеграции, специальные функции менеджмента. К
основным функциям при этом относятся планирование, организация, оперативное руководство, координация, контроль, мотивация[10]. К общим функциям менеджмента, отражающим конкретные виды управленческой деятельности, относят управление персоналом, управление информацией, управление производством, управление финансами, управление имуществом, управление качеством, управление запасами, управление маркетингом. Функции дифференциации управления обеспечивают организацию управленческого взаимодействия, распределение обязанностей и полномочий различных звеньев управленческой системы. Функция интеграции управления призвана обеспечить согласованную деятельность всех звеньев для достижения общих целей. Некоторые авторы выделяют три группы функций: общие функции, социально-психологические и технологические.

Существуют и другие группировки функций. Например, С.С. Скобкин считает, что управление может быть разделено на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

1) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2) управление структурой предприятия (его создание, выбор деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиям, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3) конкретные области управления (маркетинг, инновации, производство, кадры, финансы, основные фонды) [11].

Как видим, трактовки и классификации могут существенно различаться.
Тем не менее, можно сказать, что наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две укрупненные группы функций - общие функции управления и конкретные или специальные функции. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. Кроме того, выделяют так называемые связующие процессы, без которых невозможна реализация никаких управленческих функций - это коммуникации и принятие управленческих решений.

При описании функций управления, анализе структурных звеньев и должностей на предприятиях уточняется подчиненность исполнительных звеньев и наименования должностей, выявляется дублирование функций управления, а также функции, не обеспеченные исполнителями[12]. Так, например, на некоторых предприятиях используется должность заместителя директора по экономике и финансам, а не должность заместителя директора по экономике и персоналу, установленная в Квалификационном справочнике. Вместо должности агента торгового используется должность агента по сбыту, а вместо двух должностей заведующего складом материальных ресурсов и заведующего складом готовой продукции используется одна должность заведующего складом[13].


Для устранения дублирования функций некоторые должности не следует включать в структуру управления при условии обеспечения соответствующих функций другими должностными лицами (например, инженер по нормированию труда не включается при наличии экономиста по труду). Вместе с тем в структуру управления включаются должности специалистов, требующие установления «хозяина» тех или иных функций управления (инженер по стандартизации, инженер по организации управления)[14].

Методической основой проектирования структуры управления является метод инвентаризации (описания) направлений деятельности предприятий, функций, исполнительных звеньев и метод организационных проекций (распределения направлений, функций обеспечения производственной деятельности и функций менеджмента между исполнителями). Реализация этих методов осуществляется первоначально в текстовом виде на бумаге[15]. Сначала формируются согласованные между собой иерархически упорядоченные перечни направлений деятельности и услуг, функций обеспечения деятельности предприятия, функций менеджмента и исполнительных звеньев. Затем производится процедура соотнесения направлений деятельности, функций обеспечения производственной деятельности и функций менеджмента с организационными звеньями.

Упорядоченная совокупность направлений деятельности, функций управления и исполнительных звеньев размещается по строчкам и столбцам матриц (таблиц) таким образом, что каждая строка отводится одному исполнительному звену, а каждый столбец — одной функции (подфункции) [16].

1.2. Целеполагание как фактор развития системы менеджмента предприятия

Функция целеполагания в системе управления предприятием занимает важную роль. Поэтому, если руководитель предприятия не понимает целей деятельности предприятия, то он не может приступать к реализации остальных функций управления. В этой связи выбор цели - наиболее ответственный момент в процессе выработки и принятия решений на предприятии.

Менеджер предприятия, который сформулировал перед собой задачу совершенствования организации, но не уточнивший ее целей, рискует предложить лучшие пути достижения конечных результатов, которые не будут удовлетворять потребности предприятия.