Файл: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВА ГРАЖДАН (Понятие, задачи, принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип законности в оперативно-розыскной деятельности имеет исключительно важное значение, так как эта деятельность осуществляется преимущественно негласно, часто вторгается в сферу охраняемых законом прав и свобод граждан.

Соблюдение данного принципа следует понимать как безусловное и точное исполнение должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих общественные отношения в этой деятельности.

2) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина – в оперативно-розыскной деятельности проявляется, прежде всего, в целях такой деятельности. Защищая личность от преступных посягательств, эта деятельность призвана обеспечить условия для свободной и полной реализации прав и свобод. Положения данного принципа, который также является конституционным, вытекают из первого. Закон предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не проводить оперативно-розыскные мероприятия для достижения целей и задач, им не предусмотренных.

Подробнее о соблюдении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД будет рассмотрено в следующей главе.

3) конспирации – секретности способов и источников получения информации.

Именно в конспиративности оперативно-розыскной деятельности главным образом и заложена ее эффективность в борьбе с преступностью. Опыт показывает, что, как только проводимые оперативно-розыскные мероприятия становятся известными преступникам, их окружению, они немедленно и полностью утрачивают свою эффективность и действенность. Более того, не исключены такие последствия, как расправа преступников или их сообщников с лицами, которых они подозревают в общении с правоохранительными органами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется негласно, втайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от всех других посторонних граждан.

Соблюдение принципа конспирации до известной степени обеспечивается реализацией органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, права собирать данные, необходимые для принятия решений о допуске лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, к участию в оперативно-розыскной деятельности или в доступе к материалам, полученным в ходе ее осуществления.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны по закону соблюдать правила конспирации, согласно которым органы имеют право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личности граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе.[6]


Принцип конспирации предусматривает сохранение в тайне от преступников действий оперативных подразделений по их разоблачению.

Тайным способам совершения преступлений противостоят со стороны государства тайные способы их раскрытия.

Есть ряд обстоятельств, которые предусматривают необходимость сохранения в тайне действий оперативников:

-потребность принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые совершаются и готовятся тайно и скрытно с целью избежать уголовной ответственности.

-конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации;

-сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав и свобод, о которых упоминалось выше.

4) сочетания гласных и негласных методов и средств.

В основном, благодаря применению негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности оперативными аппаратами обеспечиваются предотвращение и раскрытие преступлений, розыск преступников и без вести пропавших.

Вместе с тем, оперативно-розыскные мероприятия оказываются эффективнее и действеннее, когда тесно сочетаются с гласными мероприятиями при обязательном условии зашифровки оперативных средств и методов.

Часто нельзя добиться той или иной конкретной цели в предупреждении и раскрытии преступлений без дополнения оперативно-розыскных мероприятий гласными действиями работников органов предварительного следствия и дознания.

Негласно полученную информацию необходимо подкреплять гласными материалами, поскольку к лицам, преступная деятельность которых выявлена оперативным путем, будут применяться меры процессуального принуждения (арест, подписка о невыезде, заключение под стражу, залог, привлечение к уголовной ответственности) или мер воздействия (например, через общественность) на основе доказательств, закрепленных нормами уголовно-процессуального законодательства.[7]

Таким образом, прослеживается тесная связь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений.

В соответствии со ст. 11 Закона результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания.


Вывод:

Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем проверять и подкреплять гласными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, имеют право вести свою работу гласно и негласно[8].

2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно процессуальной деятельности

Согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.[9]

Уважение прав и свобод признаются законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД, как уже отмечалось ранее, – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. 

Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих наиболее существенные конституционные права граждан (ст.ст. 8 и 9 Закона об ОРД), а с другой – регламентацию порядка восстановления нарушенных прав. Таким образом, указанный принцип материализуется также в ряде статей закона.

Разграничение понятий «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина» переносится законодателем из текста Конституции РФ, которая рассматривает человека в двух аспектах: как члена гражданского общества и как гражданина своего государства.

Нормативно (ст.5 ФЗ) соблюдение прав и свобод человека и гражданина сводится к следующему:

-оперативно-розыскные органы не должны нарушать неприкосновенность частной жизни;

- не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных в Законе;

- оперативно-розыскным органам запрещается принимать негласное участие в работе органов власти и общественных объединений.[10]

Вместе с тем, при проведении ОРМ на законных на то основаниях допустимо ограничение отдельных прав (на неприкосновенность частной жизни) – в той мере, в какой это необходимо в целях защиты законных интересов других лиц (соразмерное тяжести деяния - ст.55 Конституции, по основаниям – ст.8 ФЗ об ОРД)


Сферой действия норм, изложенных в ст. 5 ФЗ об ОРД, выступают решения и действия оперативно-розыскных органов и их должностных лиц. Под эту сферу подпадают также решения и действия судей, прокурорских работников.

Право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну закреплено в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ и конкретизировано в ч. 1 ст. 24, предусматривающей запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Право органов, осуществляющих ОРД, на сбор сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, прямо не закреплено в нормах комментируемого Закона, но оно логично вытекает из содержания ч. 8 ст. 5, где устанавливается запрет на разглашение таких сведений. Запрет на разглашение сведений не может не предполагать разрешения на их сбор.

Понятие «частная жизнь» является новым для российского законодательства, и его содержание нормативно не определено. В комментариях к Конституции РФ в это понятие включается сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Отдельно следует отметить институт профессиональной тайны, т.е. тех сведений, которые доверены представителям соответствующих профессий для защиты прав и законных интересов того или иного лица.[11]

Это:

1) тайна предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ, ст. 310 УК РФ);

2) адвокатская тайна (ст. 53 УПК РФ);

3) банковская тайна (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности», ст. 183 УК РФ);

4) тайна усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса РФ, ст. 155 УК РФ) и др.

В п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. указано, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение ОРМ для решения задач ОРД не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ст. 24 Конституции РФ.

Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Под неприкосновенностью понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).


Сотрудники полиции в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» защищают право каждого на неприкосновенность жилища.[12] Они не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: 

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Под правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право ограничивается при проведении трех из числа закрепленных в ст. 6 Закона об ОРД оперативно-розыскных мероприятий: контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров; снятия информации с технических каналов связи.

Проведение этих мероприятий осуществляется только на основании судебного решения.

В ч. 2 ст. 5 сформулирован запрет на осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных данным Законом. Данный запрет выступает дополнительной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРМ. Из смысла нормы вытекает недопустимость проведения ОРМ в интересах частных охранных предприятий, частных детективов, служб безопасности, хозяйственных и коммерческих структур, а также сбора информации относительно лиц, обратившихся с заявлением о совершенных в их отношении правонарушениях, обжалующих неправомерные действия должностных лиц, выступающих с публичной критикой в адрес правоохранительных органов.

В части 3 этой статьи конкретизировано закрепленное в Конституции РФ (ст.46) право граждан обжаловать действия органов государственной власти и должностных лиц.[13]