Файл: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВА ГРАЖДАН (Понятие, задачи, принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. При проведении оперативно-розыскных мероприятий важным является соблюдение прав граждан в аспекте правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Данная деятельность является негласной, то есть скрытой от абсолютного большинства граждан, поэтому есть определенные объективные сложности при осуществлении контроля над ней. Если проведение оперативно-розыскных мероприятий недостаточно урегулировано в правовом отношении, то это может отрицательно сказаться на интересах личности и общества. Хотя права и свободы человека и гражданина и признаны конституцией высшей ценностью, это еще не означает, что гражданин сразу может ими воспользоваться в полном объеме.

Чтобы появилась такая возможность, необходим эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод.

Закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности в конституции страны служит важным признаком демократизации российского общества, равно как и приверженность им по общепризнанным принципам и нормам международного права.

Чтобы продекларированные права и свободы гражданина могли быть им реально осуществлены, нужен такой социально-юридический механизм, который позволил бы формальное признание самых широких прав и свобод перевести в плоскость реального их воплощения в полном объеме. Такой механизм должен быть эффективным, гарантирующим реализацию прав и свобод. Такие гарантии обеспечиваются деятельностью различных государственных органов, одними из которых являются органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Правовой статус гражданина в обществе определяется его правами и обязанностями, которые характеризуют его возможности, желания, предпочтения в различных сферах общественной жизни.

Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, провозглашенные Конституцией РФ.

Под соблюдением прав в оперативно-розыскной деятельности подразумевается воздержание субъектов от совершения запрещенных нормами права действий.

Чтобы защитить права, оперативно-розыскные органы должны активно воздействовать на преступность в упреждающей форме.

Каковы гарантии государства? Это обеспечение права истребовать, право обжаловать, контроль и ответственность, право на юридическую помощь и возмещение вреда.

Принятый 13 марта 1992 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» N 2506-1 и отмененный Федеральным Законом РФ от 12.08.95 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» N 144-ФЗ определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.


Федеральный закон от 13.03.1992 N 144 ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации»» регламентирует одну из постоянных функций государства – деятельность, с одной стороны, по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений с помощью специальных сил и средств, а с другой – по обеспечению безопасности личности, общества и государства, с использованием негласных возможностей.

Целью данной курсовой работы является исследования соблюдения прав и свобод гражданина при организационно-розыскной деятельности, а также механизм контроля и надзора за ней.

На основании поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- дать понятие оперативно-розыскной деятельности;

-рассмотреть принципы осуществления ОРД;

-проанализировать законодательство, регламентирующее соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

- рассмотреть механизм контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении организационно-розыскной деятельности.

Предмет исследования – содержание законов, иных нормативно-правовых актом, регламентирующих правоотношения, возникающие в связи с обеспечением прав и свобод человека и гражданина в ОРД, и сложившейся практики деятельности оперативных подразделений органов, наделенных правом осуществлять организационно-розыскную деятельность.

Теоретической базой исследования послужили работы ведущих ученых в области теории права и государства, конституционного права, уголовного права, криминалистики, криминологии, психологии, теории оперативно-розыскной деятельности, таких как Бакланов Л. А., Горяинов К.К., Даянов И.С., Захарцев С.И., Климов И. А. Овчинский В.С., Овчинский С.С., Фирсов О. В., Халиков А. Н., Шевченко В. М., Шумилов А.Ю. и другие.

Нормативную основу составили Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, ГК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иные федеральные законы. 

1. Понятие, задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности


Демократические преобразования в жизни российского общества, политика гласности вызвали, а точнее обострили, интерес людей к засекреченной деятельности органов государства, которые в народе называются спецслужбами. В разговорный обиход вошло ещё совсем недавно не произносимое вслух: сыск (политический, уголовный), разведка, контрразведка, агентура, оперативно-розыскная деятельность.

В первый же год существования новой независимой России был принят Закон РФ от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»; 2 июля того же года в него были внесены частичные изменения, а 12 августа 1995 г. принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ, который представляет собой Закон РФ 1992 г. в новой редакции.[1]

С многочисленными последующими изменениями и дополнениями он действует по настоящее время. Статья 1 определяет, что оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Согласно данному закону ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами, как следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как гласно, так и негласно. Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.

Подобная деятельность строго подконтрольна, направлена на защиту интересов государства и граждан, осуществляется в порядке и пределах, уставленных законом, специфическими средствами и методами, т.е. проводятся ОРМ. ОРД можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как при следственной деятельности. О перативно-розыскная деятельность эффективна при пресечении деяний, направленных на подрыв основ конституционного строя и безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и т.д.


Данный вид легитимной деятельности является неотъемлемым средством борьбы с преступными проявлениями в нашей стране.

Тайные и замаскированные, тщательно продуманные действия преступников требуют применения соответствующих методов получения сведений о лицах и фактах, необходимых для выяснения обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительной особенностью оперативно-роз ыскной деятельности является ее р азведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, в том числе и технических.[2]

В том случае, когда содержание, цели ОРМ и ее участники не скрываются от окружающих, оперативно-роз ыскная деятельность является гласной. Соблюдение скрытности ОРМ от субъектов, против которых они проводятся, а также тех, кто в них не участвует, в том числе от сотрудников оперативно-розыскных органов (далее - ОРО), подразумевает негласную оперативно-розыскную деятельность. Такой вид ОРД при сложных преступлениях позволяет обеспечить результативность, безопасность участников ОРМ, предотвратить и нейтрализовать возможное противодействие со стороны преступников. Гласный и негласный вариант работы определяется при выборе цели ОРД.

Законодатель четко установил круг уполномоченных органов, которые могут выступать от имени государства при проведении ОРД. Их перечень определен ст. 13 данного Федерального закона и может быть изменен или дополнен только законом. В настоящее время оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в:

1) Органах внутренних дел РФ,

2) Федеральной службе безопасности РФ,

3) Федеральных органах государственной охраны РФ,

4) Федеральной таможенной службе РФ,

5) Службе внешней разведки РФ,

6) Федеральной службе исполнения наказания РФ.

Результаты ОРД, согласно ст. 89 УПК РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по уголовным делам.

Информация, полученная с помощью ОРД, является не доказательством, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно – на основе соответствующих норм уголовно -процессуального закона.[3]

В теории ОРД основания проведения ОРМ принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы). В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.


Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются[4]:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

4. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

5. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

6. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

7. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», данная деятельность основывается на конституционных принципах:

1) законности – состоит в том, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лица, содействующие ее проведению, обязаны точно исполнять требования Конституции и законов Российской Федерации;

Принцип законности получил закрепление и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.

Это конституционный принцип, т.е. основанный на конституционных нормах. Он традиционно относится к общеправовым принципам, характерным для всех отраслей права. Его закрепление в рассматриваемом Законе обусловлено рядом обстоятельств, к главным из которых можно отнести: специфичность правовых основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся только закрытыми подзаконными и ведомственными нормативными актами, и собственно сущность ОРД, предполагающую некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в сферу внимания оперативных аппаратов.[5]