Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала (Понятие и сущность оценки персонала).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
При этом, под качеством следует понимать совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих возможность его реализации. Деловой оценке управленческого персонала, как одному из важнейших элементу системы управления организацией, посвящено достаточно большое количество работ, как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Деловая оценка персонала – это функция управления персоналом, которая направлена на установление соответствия с занимаемой им должности. Согласно другому автору, деловая оценка – это своеобразный целенаправленный процесс установления качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций, свойств) требованиям должности или рабочего места [7, с. 61].
Деловая оценка так же может помочь в решении таких задач как: установление обратной связи по организационным, профессиональным и иным вопросам; выявление своей собственной профессиональной компетенции и др. Данный вид оценки является важнейшей составляющей в процессе отбора и подбора кадров. Как правило, принято различать два вида деловой оценки:
Оценку кандидатов непосредственно на вакантную должность;
Текущую периодическую оценку ныне работающих сотрудников.
Оба этих вида оценки позволяют решать вышеприведенные задачи, поэтому здесь следует отметить, что под словом «сотрудник» также понимается «кандидат на вакантную должность».
Отечественный и зарубежный опыт деловой оценки персонала позволяет трактовать четыре основных этапа, определяющих само содержание данного вида. К этим этапам следует отнести следующее: полный анализ анкетных данных; анализ справок с предыдущего места работы кандидата на вакантную должность; проведение интервью и собеседований с кандидатом. Совершенствование системы управления персоналом является основным в комплексе проблем в менеджменте. Управление персоналом – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, структурных подразделений.
Основной задачей данной области является повышение эффективности организации за счет развития, применения интеллектуального капитала сотрудников и их творческого потенциала, повышение их квалификации и инициативы. Ключевое место в системе управления персоналом занимает определение методов повышения производительности труда, повышение у сотрудников творческой инициативы и мотивации. Технология управления кадрами организации охватывает все спектры функций от приема до увольнения. Все вышеизложенные задачи невозможны без грамотной и организованной деловой оценки. [9]
В конце ХХ столетия в мире преобладало мнение, что персонал – самый сложный и проблемный объект организации, поскольку человеком управлять намного сложнее, чем машиной. Человек способен сам решать, какие решения и действия ему принимать в той или иной ситуации, он способен сам анализировать предъявляемые к нему требования. Компании стремились и продолжают стремиться к тому, чтобы превратить персонал в ключевой стратегический ресурс организации, который был бы адаптирован под постоянно меняющуюся рыночную среду. Сейчас людей стали рассматривать не как «просто кадров», а как «человеческие ресурсы», их ценность, как фактора успешности компании.
В результате этого у крупных компаний сложилась целая система управления человеческими ресурсами, которая в последствии заменила систему управления персоналом. Она в свою очередь, призвана играть решающую роль в обеспечении всех условий конкурентоспособности организации на основе регулирования отношений между работниками и руководящими кадрами в рамках бизнес-стратегии [11].
В данный момент система управления персоналом ставит перед собой следующие задачи для достижения целей организации:
обеспечение организации квалифицированными сотрудниками; создание всех необходимых условий для наиболее эффективного использования знаний и навыков своих сотрудников;
улучшение систем оплаты труда; улучшение мотивации сотрудников;
повышение уровня удовлетворенности всех категорий сотрудников;
предоставление своим работникам всех необходимых возможностей для развития и профессионального роста; стимулирование их творческой активности;
участие в разработке бизнес-стратегии.
Оценка выступает ключевым механизмом в современной среде, где попытки регламентировать всю трудовую жизнь организации вызывают ряд проблем. Именно в данном случае можно оценить всю важность деловой оценки. Она касается всех категорий работников. Очевидно, что при подборе оценка деловых и личностных качеств человека на должность руководителя – более сложная задача. Это относится и к оценке производительности труда: у рабочих этот результат в большинстве своем выражается в количественной характеристике, а у специалистов оценка производительности труда представляет собой весьма сложную методологическую проблему.
Именно поэтому деловая оценка персонала, прежде всего, касается руководителей и специалистов. Следует отметить, что оценка персонала всегда существовала в компаниях в той или иной форме. Впервые методы оценки прослеживались в США в начале ХХ века. В 1960-1970-х годах в США появилась первая система менеджмента, которая затем получила название «управление целями», в 1980-х годах уже была создана методика по оценке «управление исполнением» [5].
Данные методики, прежде всего, были направлены на оценку результата и на то, какими методами эти результаты были достигнуты. В отечественных копаниях, как правило, применяется такой метод оценки, как аттестация. На мой взгляд, деловая оценка персонала должна преследовать определенные цели, а именно цели для контроля над деятельностью сотрудников, основанного на поиске тех кандидатов, которые отклонены от стандартных и выполняющих поставленные перед собой цели. Взаимосвязь целей предприятия должна напрямую совпадать с целями проводимой деловой оценкой.
Административные цели – они достигаются путем принятия правильных управленческих решений по отношению к работникам на основе результатов деловой оценки. Управленческими решениями при деловой оценки могут выступать: расстановка кадров, переобучение, повышение или переквалификация и другие; Информационные цели – прежде всего это установление обратной связи между руководителем и сотрудником. Сотрудник в свою очередь должен знать, как результаты его деятельности будут проходить проверку и как они будут оцениваться, на каком уровне находится его квалификация. Эти и другие знания помогут ему скорректировать его дальнейшие действия, чтобы быть наиболее конкурентоспособным активом организации.
Мотивационные цели – главным образом состоят в том, чтобы сформировать как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию сотрудника. Если деловая оценка объективна, то она автоматически должна включать в себя такой важный пункт, как мотивация работников, поскольку именно мотивация дает стимул быть более эффективным и стремиться к профессиональному развитию.
Проведенный мной анализ позволил выделить некоторые группы задач системы управления предприятием и соответствующих управленческих решений, которые базируются на деловой оценке персонала:
Изначальный подбор персонала
Улучшение наиболее эффективного использования труда персонала
Обеспечение сотрудника всей необходимой внутрифирменной документацией
Улучшение структуры самого аппарата управления
Возможность на повышение квалификации и карьерного рост.
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛОМ В РЕСТОРАНЕ
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия
Баклажан — ресторан грузинской кухни с панорамным видом на Кутузовский проспект. Слово «благородный» как нельзя лучше характеризует интерьер заведения: стильная мебель, хрустальные люстры, бронзовые элементы декора и лепнина. Помимо фирменных блюд с мангала и печи, учитывая тренды Москвы, в меню добавлены блюда европейской и японской кухни. Приятным дополнением к трапезе станет ароматный паровой коктейль. А для особых торжеств есть vip комната на 15-18 человек.
О вкусах не спорят, но «Баклажан» готов бросить вызов самым продвинутым ресторанам столицы, ведь в его распоряжении самые свежие и диковинные продукты, которые под опытной рукой мастера превращаются в истинные шедевры кулинарного искусства. Вы посмотрите, только одни лишь названия навевают мысль о том, что в этом месте работают ювелиры.
Креативный и оригинальный ресторан «Баклажан» предлагает вам попробовать самые вкусные, изысканные и модные алкогольные напитки на любой вкус – барное меню представлено как изысканными коктейлями, так и модными напитками. Здесь вы отыщите напитки на любой, самый утонченный вкус, ведь в меню их более 200 видов.
2.2.Методы оценки персонала ресторана «Баклажан»
Анализ структуры и численности персонала ресторана «Баклажан» выполнен в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ структуры и численности персонала ресторана «Баклажан»
Категории персонала |
2016 |
2017 |
2018 |
Отклонение 2018/2016 |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Персонал управления |
31 |
14,8 |
31 |
14,7 |
33 |
15,3 |
2 |
106,5 |
Специалисты |
148 |
70,8 |
150 |
71,1 |
151 |
70,2 |
1 |
100,7 |
Вспомогательный персонал |
30 |
14,4 |
30 |
14,2 |
31 |
14,4 |
1 |
103,3 |
ИТОГО |
209 |
100,0 |
211 |
100,0 |
215 |
100,0 |
4 |
101,9 |
Из таблицы 1 видно, что в анализируемом периоде фактическая численность работающих увеличилась на 4 человека.
Изменилась структура работающих – увеличилась доля персонала управления на 6,5%, в то же время увеличилась доля специалистов (0,7%), а доля вспомогательного персонала увеличилась (1,9%). На протяжении исследуемого периода наибольшую численность имеет категория «специалисты». Соотношение категорий персонала меняется незначительно.
Анализ движения персонала ресторана «Баклажан» представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ движения персонала ресторана «Баклажан»
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Отклонение 2018/2016 |
Среднесписочная численность, чел. |
209 |
211 |
215 |
4,0 |
Принято, чел. |
17 |
16 |
15 |
-1,0 |
Уволено, чел. |
15 |
12 |
9 |
-3,0 |
в т. ч. по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины |
12 |
10 |
7 |
-3,0 |
Коэффициенты: |
||||
- общего оборота, % |
15,3 |
13,3 |
11,2 |
-2,1 |
- оборота по приему, % |
8,1 |
7,6 |
7,0 |
-0,6 |
- оборота по увольнению, % |
7,2 |
5,7 |
4,2 |
-1,5 |
- текучести, % |
5,7 |
4,7 |
3,3 |
-1,5 |
Уменьшение коэффициента общего оборота может быть следствием улучшения условий труда.
Положительной тенденцией является уменьшение коэффициента текучести на 2,4% по сравнению с 2016 годом.
В таблице 3 представлен состав персонала по уровню образования.
Таблица 3 - Состав персонала ресторана «Баклажан»
Образование |
2016 |
2017 |
2018 |
Динамика, % |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
2018/2017 |
2018/2016 |
|
среднее |
30 |
14,4 |
30 |
14,2 |
31 |
14,4 |
103,3 |
103,3 |
н/высшее |
13 |
6,2 |
13 |
6,2 |
15 |
7,0 |
115,4 |
115,4 |
высшее |
166 |
79,4 |
168 |
79,6 |
169 |
78,6 |
100,6 |
101,8 |
ИТОГО |
209 |
100,0 |
211 |
100,0 |
215 |
100,0 |
101,9 |
102,9 |
Исходя из данных таблицы 3 видно, что значительная часть работников имеет высшее образование (78,6%). Это обусловлено спецификой работы учреждения.
Высшее образование имеют руководители и специалисты. Количество работников с неполным высшим образованием практически не изменяется, а с высшим растет, потому что работники заканчивают высшие учебные заведения, остаются работать в ресторане «Баклажан» отношениям», тем самым повышается количество персонала с высшим образованием.