Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое обоснование игры как средства воспитания детей
1.1. Взгляды исследователей на сущность и содержание игры
1.2 Игра как средство воспитания
Глава 2. Использование игры как метода воспитания
2.1. Процесс воспитания детей в игре
2.2. Возможности использования игр в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании детей
- Воспитательная функция также как и предыдущая является полифункциональной. В игре воспитывается воля, усваиваются определенные этические нормы и правила. Также ребенок учится играть по правилам, принимая тем самым на себя ответственность следовать этим правилам. Очень часто стратегия и тактика, усвоенные ребенком в игре, становятся чуть ли не линией жизни, т.к. перенос игровых правил и норм в реальную жизнь (пролонгация игровых отношений) – это один из парадоксов игры, раскрывающих ее феноменальную сущность. Это своего рода трансляция игровых отношений за пределы игрового пространства.
Еще один из парадоксов игры выделил Р. Бах, говоря о том, что в игре поражение странным образом может обернуться победой. «Но победой не над противником, а над собой, т. к. признание своего поражения – это очень тонкий воспитательный момент, это и есть маленькая победа. В этом проявляется не только воспитательная функция игры, но и её способность содействовать личностному росту ребенка» [17].
- Образовательная функция. По мнению Н.П. Аникеевой, игра может быть включена в любую деятельность. Эту особенность игры общество использовало во все времена как эффективное средство обучения типу поведения и деятельности. О.С. Газман развил эту мысль и утверждал, что игра имеет прямое отношение ко всем видам деятельности – познанию, труду, искусству, физической культуре, общению, поэтому она и предстает в качестве системного средства приобщения детей и подростков к духовной и материальной культуре, а значит, выполняет развивающие и образовательные функции.
Недаром в различных образовательных учреждениях все большую популярность принимают интерактивные технологии, в основе которых очень часто лежит игра. Доказано не одним десятком исследователей, что обучение в форме игры намного эффективнее традиционных методов обучения.
- Коммуникативная функция. Игра априори является социальной. По мнению специалистов, игра является сильнейшим средством социализации ребенка. Собственно в игре находятся решения проблем межличностного взаимоотношения. В игре ребенок приобретает социальный опыт взаимоотношений между людьми, опыт сотрудничества и соперничества. Для более эффективного развития и закрепления конструктивных коммуникативных связей детского коллектива педагогу необходимо как можно больше включать детей в ситуации общения, совместной деятельности, творчества. Более того, в теории игр существует такое понятие, как коммуникативные игры. Под ними понимаются игры, формирующие и развивающие коммуникативные умения и навыки личности, а также формирующие коммуникативные связи коллектива за счет практического применения этих умений и навыков.
- Диагностическая функция. По мнению С.А. Шмакова, игра «диагностичнее» любой другой деятельности человека. Во-первых, в игре индивид старается проявить максимум своих физических сил, интеллекта, творчества. Во-вторых, имеет возможность самовыражения. Именно это и определяет место игры в развитии как личности, так и всего детского коллектива. Диагностический потенциал любой игры иногда намного выше, чем иного психологического теста, поэтому задача педагога на основе своего опыта и профессионализма использовать этот потенциал.
- Социокультурная функция подчеркивает культурологический, средовой аспект игры, ее органическую связь с культурой народа. Игры черпают свое содержание из труда и быта окружающих. Освоение богатств общечеловеческой и национальной культуры позволяет ребенку проявлять себя в социуме.
- Корректирующая функция может выступать и как корректирующая, и как регулирующая.
- Самоактуализирующая функция проявляется в том, что для ребенка игра важна как сфера реализации своих возможностей и способностей.
- Терапевтическая функция игровой деятельности широко используется в практических целях. Существует специальная «игровая терапия», использующая развернутые формы игровой деятельности для коррекц ии различных отклонений в поведении ребенка (застенчивости, неприспособленности, агрессии, замкнутости, фобий и т.д.), для лечения психических заболеваний. «Playtherapy» есть не что иное, как использование игры как диагностической методики и терапевтического средства. Функция очень похожа на корректирующую или регулирующую, но отличается тем, что корректирующее воздействие должен проводить только специалист психотерапевт.
Таким образом, важно отметить, что игра, являясь одним из главных средств воспитания ребенка, выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми и сверстниками.
Глава 2. Использование игры как метода воспитания
2.1. Процесс воспитания детей в игре
Игру можно отнести к опосредствованным методам воспитательного влияния. То есть ребенок не чувствует себя объектом влияния педагога, а полноправным субъектом деятельности. Игра - это тот метод, в котором воспитание переходит в самовоспитание.
В игре все ее участники постоянно взаимодействуют, общаются между собой. Таким образом, у ребенка накапливается социальный опыт поведения. Оптимистичный тон общения во время игры, позитивное эмоциональное настроение, а также знакомая игровая деятельность предопределяют естественность действий и поступков ребенка[1].
В педагогической теории игре, как методу воспитания, уделяется особенное внимание. Основным положением является то, что в детском возрасте игра является тем видом деятельности, в которой формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.
Разнообразие игр в детской среде, сложное и многоаспектное влияние игры на развитие и воспитание ребенка обусловили неоднозначность понимания учеными сущности этого феномена.
Исследование определяющих характеристик игры, по мнению ученых, - одно из самых сложных научных заданий. Психологическое изучение игры, как говорил С.Л.Рубинштейн, не простое дело. Привлекая к себе внимание как жизненное явление, игровая деятельность стала достаточно серьезной и сложной проблемой для научной мысли. В известной книге «Игра. Творчество. Жизнь». Такое же отношение к игре в педагогической деятельности изложили А.С.Макаренко[1].
Указание научного исследования детских игр для педагогики как можно точнее передает высказывание К.Д.Ушинского, в котором игры рассматриваются как могучее воспитательное средство, выработанное самим человечеством. В игре отображена истинная потребность человеческой натуры: «Большую услугу делу воспитания осуществил бы тот педагог, который бы в подробностях исследовал как можно больше детских игр и, испытав их на практике, проанализировал их влияние на детские натуры»[6].
Свое отношение к игре ученые разных эпох излагали по-разному. Платон связывал ее с правильным образом жизни. Он утверждал, что: «В серьезных делах надо быть серьезным. Но только Бог достоин наивысшей серьезности. Человек же создан игрушкой Бога, и это наилучшая судьба для него. В соответствии с этим и должны жить люди: играть в самые благородные игры и относиться иначе к жизни, чем они относятся в настоящее время. Жизнь насыщенная игрой, делает человека здоровым, сильным, умным».
Аристотель относился к игре как к внешнему, физическому проявлению внутренней, психической жизни человека. Поскольку духовная и физическая сущность личности складывают единое целое, он в детской деятельности и движениях, которые реализуются в играх, видел путь к психическому здоровью ребенка, «успокоения души»[5].
Большое значение имеет игра для детей, она их стихия - в играх дети набираются сил, развиваются физически и духовно. Игра является важным фактором воспитания, потому что в играх сплошь оказывается природа ребенка, и игрой можно его или сдержать от нежелательных поступков или побуждать к желательным.
Игра занимает главное место в системе физического, умственного, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.
Классифицировать игры по видам очень сложно. Признаки одной игры свойственны другой, они переплетаются, пересекаются, расширяют пределы.
Игры очень разнообразны по содержанию, формам организации, правилам, влиянием на ребенка, по видам использования материалов, происхождением и тому подобное.
По количественным характеристикам игры разделяются на :
- Индивидуальные;
- Парные;
- Командные (групповые).
По общепринятой классификации, игры разделяются на:
- Игры по инициативе ребенка (творческие);
-Игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные);
- Народные игры.
Воспитательные, развивающие, учебные возможности игры неоценимы. У умелого и внимательного воспитателя она является очень эффективным средством влияния на разные сферы личности ребенка.
В игре формируются моральные качества детей, они учатся сравнивать, отличать хорошее от плохого, опираясь на пример близких людей, пытаются быть заботливыми, ответственными и дисциплинированными[2].
В игре раскрывается творческий потенциал ребенка, он освобождается от комплексов, может удовлетворить свою потребность быть независимым от взрослого.
Творческие игры представляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отображая по большей части окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми
По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные. Дидактические игры это игры с правилами, специально создаваемыми педагогикой с целью учебы и воспитания детей. Учебно-воспитательное содержание таких игр представляется в виде дидактического задания.
Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственное задание, именно в решении которого и заключается смысл игры. Они также содействуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, однако она никоим образом не должна превращаться в учебное занятие. Игра будет захватывать ребенка лишь в том случае, если будет давать радость и удовольствие[12].
Дидактическая игра - одна из форм учебного влияния педагога на ребенка. Она необходима во время усвоения детьми любого материала, предусмотренного программой, и должна проводиться на занятиях; может входить в музыкальное занятие; быть одним из элементов прогулки, а также особенным видом деятельности.
Вторая цель дидактической игры - сугубо игровая, ради которой действует ребенок. Это, в частности, игры, в которые дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут избирать их по собственному желанию.
Достаточно важными для всестороннего развития ребенка являются подвижные игры. Ценность их не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают малышей быть активными, деятельными, рассуждать, добиваться успеха. Благодаря этим играм весь организм ребенка втягивается в работу, у него улучшается аппетит и пищеварение, становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются такие черты характера как дисциплинированность, сдержанность и тому подобное.
Подвижные игры стимулируют умственное развитие ребенка, регулируя внимание, память, наблюдательность. С их помощью можно воспитывать моральные качества: смелость, решительность, честность, чувство общительности. Они помогают также педагогу воспитывать у детей эстетические чувства. Динамичностть, четкость, плавность движений, четкие построения, разные фигуры, образы, словесное сопровождение радуют малышей, учат их понимать красоту[7].
Подвижная игра является потребностью здорового ребенка, дарит ему радость и утеху, развивает способность осознавать свои действия и поступки, способствует формированию внутреннего отношения к тому, что его окружает. То есть подвижная игра является для детей своеобразной формой познания мира, удовлетворяя их познавательные, социальные, моральные и этичные потребности.
Раскрытие творческого потенциала, познания ребенком себя и своих возможностей начинается с чувств. Подвижная игра способствует этому, ведь все дети любят играть и двигаться. Дошкольников часто интересует, собственно, не результат их деятельности, а сам процесс. Подвижная игра традиционно является самоценной для них, потому что в ней процесс движения - уже ценность.
Не менее важное место в формировании личности ребенка занимают народные игры. Народные игры - происходят сызвека, они построены с учетом этнических особенностей, они неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном заведении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особенной творческой аурой, которую должен создавать взрослый[5].