Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое обоснование игры как средства воспитания детей
1.1. Взгляды исследователей на сущность и содержание игры
1.2 Игра как средство воспитания
Глава 2. Использование игры как метода воспитания
2.1. Процесс воспитания детей в игре
2.2. Возможности использования игр в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании детей
Трудно переоценить ту огромную роль, которую играют национальные игры в физическом и моральном воспитании детей. Издавна игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря им формируются такие качества, как ловкость, смекалка, настойчивость, организованность; развивается сила, скорость, выносливость и гибкость.
2.2. Возможности использования игр в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании детей
По признанию многих ученых и практиков, игровая деятельность во всем ее многообразии является важным средством духовно-нравственного воспитания детей. Это влияние можно рассматривать в следующих аспектах.
Участие в игровой деятельности позволяет детям активно взаимодействовать, и, тем самым, взаимно влиять друг на друга, обогащая нравственные представления, опыт толерантного поведения и межнационального общения (обмениваясь мнениями, выбирая водящего, распределяя игровые роли, определяя сюжет или содержание игры и решая многие другие организационные вопросы детям необходимо договариваться и достаточно лояльно относиться к идеям и мнениям участников, чтобы не разрушить игру или невольно не обидеть друг друга).
Исполнение соответствующих игровых ролей способствует обогащению опыта поведения, а выполнение в игре действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для играющих важным стимулом для дальнейшего контроля за своим поведением и выполнения аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях.
В игре дети имеют возможность не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения и сравнивать со своими действиями. Кроме того, в самостоятельной игровой деятельности детей возникает много ситуаций для возможности морального выбора и проявления уважения к мнению, идеям или ценностям, значимых для другого, а также демонстрации расположения к другому ребенку, признания за ним права на собственное мнение и пр.
В приложении представим примеры игр, направленных на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям (Приложение 1).
Игра занимает важное место и в художественно-эстетическом воспитании детей. Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического образования детей являются дидактические игры. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению.
Все дидактические игры в художественно – эстетическом воспитании можно разделить на три основные вида:
1. Игры с предметами;
2. Настольно – печатные игры;
3. Словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используют игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.
Настольно-печатные игры –разнообразны по видам:
- игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».
- игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.
- игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).
- игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учили игры - «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».
- игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне
- игры для ознакомления с жанровой живописью, например, «Жанры живописи», «Собери (пейзаж, натюрморт, портрет).
- игры по декоративно -прикладному искусству «Продолжи узор», «Художественный салон», «Укрась фартук».
- игры направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов «Чьи картины?» и др.
Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.
Вся работа по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами дидактических игр способствует активному участию детей в этих играх. Это позволяет развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. В приложении 2 представлены примеры игр по художественно-эстетическому воспитанию.
Трудовое воспитание - одна из составляющих системы гармоничного развития детей. Основой трудового воспитания является определенная сумма знаний, доступных и интересных для ребенка, положительный уровень их принятия и осмысления.
Отношение ребенка к труду взрослых формируется на основе знаний, полученных из разных источников: от воспитателей в детском саду, из художественной литературы, мультфильмов и кинофильмов, бесед и рассказов взрослых или детей и из собственного опыта общения с людьми разных профессий, наблюдений за их деятельностью, и, конечно игр, в ходе которых ребенок овладевает многими знаниями и умениями:
- в сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отражая сценки из взрослой жизни;
- с помощью ручного труда - например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
- с помощью дидактических игр:
«Кому это нужно» - показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их назначения;
«Что хочет делать кукла?» - обыгрывание возможных действий, определение необходимого инвентаря для работы;
«Для чего это нужно?» - на основе изображений дети отгадывают действия;
«Угадайте, что я делаю» - показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики и др. Более подробное содержание игр, направленных на трудовое воспитание, приведено в приложении 3.
Заключение
Итак, еще с древних времен психологи и педагоги называли детский возраст возрастом игры. Для ребенка игра - это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы, несмотря на обязанности и необходимости, запреты и требования, которые свойственны миру взрослых.
Игра представляет собой особенную деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни.
Игру можно отнести к опосредствованным методам воспитательного влияния. То есть ребенок не чувствует себя объектом влияния педагога, а полноправным субъектом деятельности. Игра - это то средство, в котором воспитание переходит в самовоспитание.
В игре все ее участники постоянно взаимодействуют, общаются между собой. Таким образом, у ребенка накапливается социальный опыт поведения. Оптимистичный тон общения во время игры, позитивное эмоциональное настроение, а также знакомая игровая деятельность предопределяют естественность действий и поступков ребенка. В процессе игры происходит формирование свойств и качеств личности ребенка, осуществляется ее воспитание.
Как средство воспитания детей, игра является важным фактором, воздействующим на процесс формирования личностных качеств и выполняющим важные функции социализации растущего человека.
Как метод воспитания – игра может быть включена во все виды деятельности детей. В ней все участники постоянно взаимодействуют, общаются между собой, накапливают социальный опыт поведения. В игре воспитание переходит в самовоспитание.
Список использованной литературы
1.Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко; Академический Проект, Альма Матер - Москва, 2008. - 866 c.
2.Воспоминания о Надежде Константиновне Крупской. - М.: Просвещение, 2016. - 320 c.
3. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008 с.
4.Горышева В. Игра - это отражение жизни. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2010. - 47 с.
5.Джуринский, А.Н. История педагогики и образования. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 400 c.
6.Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2011. - 128 c.
7.Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. – Москва: Просвещение, 2008. - 144 c.
8.Игра дошкольника. Под. ред. Новоселовой С.Л.- М.: Просвещение.,2008.-286с.
9.Игра и развитие личности дошкольника. - М.:Изд-во АПИ, 2003.-152с.
10.Игра как феномен сознания. Под ред. Берлид Н.Е.Кемерово: Амф. гуманитарный центр, 2002.-96с.
11.Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 202 c.
12.Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М.: Дрофа, 2010. - 176 c.
13.Климов Е.А. Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского. - М.: Академия, 2001.
14.Латышина Д.И. История педагогики и образования: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 314 c.
15.Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010. - 96 с.
16.Отношения между сверстниками в группе детского сада. Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1998. - 200 с.
17.Пискунов А.И. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобыт. обществе до конца ХХ в. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 496 c.
18.Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 2006. – 200 с.
19.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
20.Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 221 c.
21.Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. - М.: Речь, Сфера, 2010. - 176 c.
22.Урунтаева Г. А. Детская психология. Учебник. - М.: Академия, 2014. - 336 c.
23.Ушинский К. Д.Избранные труды Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Программы педагогического курса для женских учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005 .-469с.
24.Федеральный Государственный образовательный стандарт ДОО. М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
25.Федорова Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. - М.: Форум, 2009. - 176 c.
26.Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
27.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360с.
Приложение
Приложение 1
Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям
Игра «Жизнь в лесу»
Педагог (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?