Файл: Игра как метод воспитания ().pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В современных условиях повысился интерес к проблеме всесторонне гармоничного развития и воспитания подрастающей личности. Особенная роль в этом вопросе принадлежит играм. Трудно переоценить значение игры в деле формирования физически здорового, этически стойкого и интеллектуально развитого члена общества. Благодаря играм можно воспитать у ребенка все те свойства, которые мы ищем у людей и которые нам хотелось бы привить детям с помощью рассказов, бесед и учебы.

Играя, ребенок сосредоточивает внимание, а это уже является началом воспитания сильной воли. В зависимости от хода игры ребенок должен оценивать общую обстановку, быстро и самостоятельно решать, что и когда ему надо делать.

Дети всех народов мира имеют общественную характерную черту - врожденное стремление к игре. А представить детство без нее вообще невозможно. Игра - одна из важнейших сфер в жизнедеятельности ребенка.
Игра - это не просто развлечение, а особенный метод стимулирования их к деятельности. Игры приучают детей преодолевать психические трудности и физические нагрузки, воспитывают честность, коллективизм, дисциплинированность.

Игра, развивая психические, физические силы ребенка, способствуя освоению окружающего мира и человеческих отношений, пробуждает, привлекает его творческий потенциал. В зависимости от того, в какие игры играет ребенок, можно говорить о его способностях, склонностях, очертить программу их развития на ближайшее время.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделялось в особенную общественную функцию, достигает глубины веков, и из той же глубины веков выходит игра как средство воспитания.

Вопрос о природе и сути игры волновал и теперь продолжает привлекать внимание многих исследователей. Изучением игр занимались многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин П.Я., А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.

Разные подходы к детской игре отражены во многих исследованиях. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сути детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), или как формы деятельности, в частности, усвоение деятельности взрослых (Эльконин Д.В.), или как проявление и условие умственного развития (Ж.Ж. Пиаже). Однако, на современном этапе наблюдается противоречие между высокой эффективностью игры, как средства воспитания и отсутствием конкретных рекомендаций касающиеся вопроса использования игры в воспитании детей.


Основная проблема исследования связана с потребностью психологов, педагогов, родителей в методах совершенствования психолого-педагогических действий, направленных на формирование личности ребенка и его воспитание.

Объект исследования - игра как ведущий вид деятельности у детей.

Предмет исследования - пути использования игры как средства воспитания.

Цель исследования – изучение возможностей использования игры в воспитании детей.

Задачи:

1.Проанализировать взгляды исследователей на сущность и содержание игры.

2.Охарактеризовать игру как средство воспитания.

3. Рассмотреть процесс воспитания детей в игре.

4. Изучить возможности использования игр в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании детей.

Методы исследования:

-анализ научно-педагогической и методической литературы, периодики, изучение передового педагогического опыта.

Теоретико-методологическая основа исследования: труды Л.С. Выготского, Вороновой В.Я., Леонтьева А.Н., Коротковой Н.А., Эльконина Д.Б. и др.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны воспитателям ДОУ, родителям.

Глава 1. Теоретическое обоснование игры как средства воспитания детей

1.1. Взгляды исследователей на сущность и содержание игры

Еще с древних времен психологи и педагоги называли детский возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимается маленький ребенок, они называют игрой. Для ребенка игра - это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы, несмотря на обязанности и необходимости, запреты и требования, которые свойственны миру взрослых [4, c.56].

Игра являет собой особенную деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов и биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они придерживаются одного мнения, что игра - неотъемлемая часть человеческой культуры.


В современной теории педагогики вопрос исторического происхождения игры является одним из главных, потому что освещает именно ее суть. До сегодняшнего дня высказываются мысли об игре как деятельности, которая обусловлена биологическими причинами, и имеет постоянный, исторический характер. Несоответствие таких взглядов отрицают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, которые живут в одно время, но в разных культурных, экономических, и географических условиях[17, c.10].

Большинство современных ученых объясняют игру как особенный вид деятельности, который сложился на соответствующем этапе развития общества. В начале ХХ века у исследователей не было единой мысли относительно решения вопроса, который является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались мысли, что игра возникла раньше, чем труд.

Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра - это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунт, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г. В. Плеханов, который изучал проблемы происхождения искусства в человеческом обществе. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Таким образом, Г. В.Плеханов подчеркнул генетическую общность искусства и игры. По его мнению, в истории общества труд предшествовал игре [14].

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевых игр. Он считал, что в начале существования человеческого общества детской игры не было. Из-за примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети слишком рано начинали приобщаться к труду взрослых[27].

Осложнения орудий труда, переход к охоте, животноводству, земледелию, привели к изменениям положения ребенка в обществе: малыш уже не мог участвовать непосредственно в труде взрослых, поскольку он требовала умений, знаний, навыков, ловкости и т. д. Взрослые начали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях.

Наконец, с возникновением разнообразных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями. Они напоминали орудия труда внешним видом, но не функциями. Другими словами, игрушки стали образом орудий. С такими игрушками работать нельзя, но можно это изображать. Возникает ролевая игра, в которой проявляется стремление ребенка к активному участию в жизни взрослого.


В течение социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром. Усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, которые выработаны многовековой историей человечества.

Современные педагогические теории рассматривают игру как основной вид деятельности ребенка-дошкольника. Основные положения игры определяются не количеством времени, которое ребенок посвящает игре, а тем, что он удовлетворяет свои основные потребности, под воздействием игры формируются и развиваются другие виды деятельности, игра больше всего содействует психическому развитию[14].

В играх разной сложности ребенок овладевает компонентами, которые свойственны любой деятельности: учится ставить цель, планировать, стремиться к результату. Потом он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В свое время А. С. Макаренко выразил мнение о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их сочетает ответственность за достижение цели, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психологическим затратам, в которых нуждается труд. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованными, учатся оценивать себя и свои возможности, овладевают ловкостью и многим другим, что помогает формированию крепких навыков трудовой деятельности[1].

Являясь основной деятельностью, игра в наибольшей мере способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, переживает сильные не подделанные чувства[6].

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом. Принимая на себя в игре разнообразные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает с ними, а это означает развитие у него человеческих, социальных эмоций, нравственности.

Игра и воображение неразрывны. Именно в игре и благодаря воображению ребенок абсолютно поневоле становится сильнее, более выносливым, добрее, чем во многих жизненных ситуациях. В игре будто открывается источник его фантазии. И именно воображение вполне естественно направляет ребенка на согласование собственных желаний с желаниями партнера по игре[9, c.78].


Большое влияние игра осуществляет и на развитие у детей возможностей взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребенок в игре усваивает правила, средства взаимодействия, в общей игре с ровесниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

В игре ребенок получает опыт подсознательного поведения - учится руководить собой, придерживаясь правил игры, сдерживая свои желания ради поддержки общей игры с ровесниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Не имеет потребности объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должна входить в большой коллектив ровесников, сосредоточиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои поступки и действия при выполнении домашнего задания[17].

Психологические исследования показывают, что ребенку, который не играл в детстве, будет тяжелее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, которые имели богатый игровой опыт, особенно опыт общей игры со сверстниками.

Сущность, специфика и значение игры как фактора развития, воспитания и учебы детей разных возрастных категорий теоретическим и экспериментальным путем исследуется практически с того времени, когда основана наука как отдельная отрасль человеческой деятельности. К.Д.Ушинский подчеркивал, что суть игры в ее влиянии на духовное развитие ребенка. По мнению выдающегося отечественного педагога это влияние является важнее начальной учебы[23].

В игре формируются все стороны души - ум, сердце и воля ребенка. Когда говорят, что игры предрекают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это правильно в двух этапах: в игре не только оказываются склонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и склонностей, что и определяет их будущую судьбу.

И.А.Сикорский связывает игру с умственной работой ребенка. Его ежедневные систематические наблюдения за играми продолжались несколько лет. По мнению ученого, динамическая игра имеет второстепенную, подчиненную роль, которая служит лишь орудием для выполнения умственных замыслов[17].

Известный специалист по дошкольной педагогике и психологии Урунтаева Г.А. определяет игру «основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста»[22]. Педагог отмечает: «Никогда не следует забывать, игра теряет все свое значение, когда она перестает быть деятельностью и при том свободной деятельностью ребенка»[22, c.75].