Файл: Игра как метод воспитания ().pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению К.Д.Ушинского отношение к игре как к свободной детской деятельности не лишает воспитателя возможности влиять на игру ребенка, уча его играм, подбирая ему для этого товарищей, предлагая идеи для игры, которые уже сам ребенок переделывает по своему воображению, обеспечивая его средствами для реализации наивных фантазий, прекращая игру, когда она вредно влияет на ребенка. Когда педагогические влияния отвечают природе игры, создаются наилучшие условия для саморазвития ребенка[6].

С.Л.Рубинштейн связывал игру с познавательными потребностями ребенка, то есть с тем, что необходимо для нормального психического развития личности. Игра является удовлетворением потребностей ребенка в рамках его возможностей. Она связана с потребностью в деятельности, в которой проявлялись его способности, которые формируются, потому игровая деятельность является своеобразной тренировкой и совершенствованием ребенком своих познавательных сил и способностей[19].

Игра - творческая деятельность. Репина Т.А. выражала мнение о том, что в своих играх ребенок как будто проверяет свои убеждения, впечатления, превращает их по своему разумению, каждую самостоятельно вымышленную ребенком игру можно считать творением ее гения. Эти слова значат, что игра - это творческий процесс ребенка, который раскрывает и укрепляет творческие силы, формулирует его как уникальную личность[16].

Отношение ученых к игре как к активной познавательной деятельности творческого характера является существенным для определения сущности игровой деятельности и понимания ее роли в учебе и воспитании детей. Игровая деятельность как творческий процесс содействует активному развитию мышления ребенка: повышает результативность всего учебно-воспитательного процесса.

Игра и учеба - в жизни ребенка дошкольного возраста неразрывно связаны, и отделить их друг от друга иногда бывает сложно. Наверное, для ребенка это не важно, потому что он сам выстраивает приоритеты для игры и учебы.

Вопрос о взаимосвязи детской игры и учебы достаточно освещен в психолого-педагогической литературе. При этом, его решения не возможно признать исчерпывающими и окончательными. Невзирая на разнообразность теоретических позиций авторов, легко убедиться, что в отечественной психологии и педагогике господствует мысль, согласно которой учеба и игра являются абсолютно разными вещами[8].

Основное отличие игры от учебы видится в том, что она является собственной, свободной и самостоятельной деятельностью ребенка.
Учеба же характеризуется тем, что:


- инициатором и субъектом процесса является взрослый, который определяет цель и содержание учебы, демонстрирует образцы действий, направляет, контролирует и оценивает этот процесс;

- учеба происходит в определенных организационных рамках, например, в форме учебных занятий.

Однако наиболее интересно то, что исходя из одной и той же ссылки, разные авторы, делают разные выводы.

Так, К.Д.Ушинский отдавал безусловное преимущество детской игре: «Игра является свободной деятельностью ребенка, и если мы сравним интерес игры, а так же количество и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учебы в течение первых четырех - пяти лет, то, конечно, это преимущество будет на стороне игры»[23, c.101].

Опыт доказывает, что для решения вопроса о закономерностях развития игровой деятельности имеют значение выводы об игре как форме и ведущей деятельности. Отличие этих представлений помогает установить определенные закономерности развития игровой деятельности и посмотреть на проблему взаимосвязи игры и учебы, проблему соотношения игровой и учебной деятельности.

Выводы в общем виде могут быть сформулированы так:

1.Игровая деятельность детей является неоднородной, а качественно разнообразной деятельностью, определенные виды которой усваиваются детьми на определенных этапах возрастного развития.

2.Основными видами игровой деятельности последовательно усвояемыми детьми является: режиссерская, образная, сюжетно ролевая игра. Но игра по правилам.

3. Ведущей деятельностью на том или другом этапе дошкольного периода является не вся игра в целом, а только тот ее вид, которым на этом этапе овладевается ребенком.

4. Основной вид игры уступает место и статус ведущей деятельности нового вида, но сам при этом не исчезает и не отступает, а становится формой организации деятельности, продолжает развиваться и обогащаться, создавая в середине себя условия для усвоения конкретных видов деятельности и включения в них предметного содержания.

5. Игра, которая стала формой организации деятельности, продолжает развиваться и обогащаться, создавая внутри себя условия для усвоения конкретных видов деятельности и включенного в них предметного содержания.

1.2 Игра как средство воспитания

Игра выступает одним из эффективных средств общеличностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Включение игры в контекст урочных и внеклассных занятий способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, интегрированного в современное общество.


Игра – это детский мир, наполненный множеством интересных идей, сказок, необычных мыслей, вопросов. В этой среде ребенок чувствует себя комфортно, на этой «территории» ребенок растет, развивает свои способности, мыслит, общается со сверстниками, узнает их и себя в человеческом обществе. С помощью игры ребенок развивается как умственно, так и физически.

Рассматривая игру с другой стороны, можно отметить, что она также является эффективным средством воспитания детей, важным фактором, воздействующим на процесс формирования личностных качеств и выполняющим важные функции социализации растущего человека.

В истории педагогики, как российской, так и зарубежной, сформировались две линии использования игры в воспитательном процессе: во всестороннем гармоническом развитии и в узкодидактических целях. По мнению К. Д. Ушинского, игры могут определить поведение ребенка в обществе, его характер. Например, ребенок, который привык подчиняться в игре или, наоборот, командовать, лишь с большим трудом сможет отучиться от этого в реальной жизни. Поэтому игра является сильным «орудием» воспитания в руках педагога-профессионала, задача которого – подобрать такие игры, которые будут не только увлекать детей, но и воспитывать, развивать их.

Игрой можно направлять ребенка, способствовать формированию у него положительного опыта. Процесс игры является эффективным средством для налаживания контактов в коллективе, для развития коммуникабельности. Многие игры вызывают чувство соревнования, желание быть первым, выиграть. Педагог при этом может скорректировать процесс так, чтобы он способствовал формированию чувства сопереживания, толерантности и других положительных качеств.

Взрослым, порой, кажется, что игра – это простое беззаботное занятие. Однако игровая деятельность требует огромных усилий от ребенка. Ребенок, играя, отдает максимум энергии, физических и умственных сил. Он тренирует выдержку, волю, самостоятельность, ответственность, внимательность. Игра является полноценным социальным процессом деятельности. Н.К. Крупская утверждала, что для детей игра – это и учеба, и труд, и способ познания окружающего мира [2]. Играя, ребенок изучает форму, цвет, свойства вещей, знакомится с животным и растительным миром. Педагог полагала, что игра всецело отвечает потребностям ребенка, воспитывает многие положительные качества: оптимизм, активность воображение, любознательность, инициативность. Она считала, что игра развивает не только ум, но и органы чувств, мускулатуру.


Особое внимание Н.К.Крупская уделяла изучению игры как воспитателя коллективистических чувств. Она утверждала, что в игре ребенок учится справляться с трудностями, познает окружающие явления и предметы, ищет выходы из сложившихся ситуаций. Подобные игры формируют настоящих организаторов, которые стремятся к своей цели и увлекают за собой остальных. Н.К. Крупская считала, что нужно давать свободу инициативе и творчеству детей. Кроме того, она акцентировала внимание на том, что «нельзя шаблонизировать игры». В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако стоит отметить, что необходимо отклонять опасные игры, способствующие появлению отрицательных впечатлений[2].

А. С. Макаренко поддерживал и развивал идеи Н.К. Крупской по данному вопросу. Он, в свою очередь, придавал игре огромную значимость в воспитании и развитии ребенка. Макаренко утверждал, что ребенок, играя, показывает, каким он может быть в труде [1]. Поэтому «воспитание будущего деятеля» проистекает именно в игре. Важно отметить, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого человека работа; в игре формируются такие физические и психологические навыки, которые в дальнейшем будут нужны для работы. Это инициативность, умение побеждать трудности, терпеливость, творческие способности. Изучив опыт ученых по данному вопросу, обобщая, отметим, что игра – это эффективное средство воспитания детей. Особенно актуально применение игры в ходе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задача воспитателя заключается в подборе правильных игр, которые станут не только увлечением детей, но и помогут в формировании полезных качеств личности. 

Современные педагоги также единодушны в том, что игра в детстве является ведущим видом деятельности ребенка. Под деятельностью мы понимаем фактор, способ существования и развития личности, всесторонний процесс преобразования ею окружающей действительности (в том числе и самого человека) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

«Именно в процессе деятельности, отмечает В. Горышева, ребенок вступает в общение с другими, познает окружающий мир, развивает и совершенствует свои навыки и умения; учится создавать материальные и духовные ценности, проявлять заботу о своих близких, о школе, в которой учится, о доме, улице, городе, стране, в которой живет, обо всем человеческом обществе и таким образом формирует с окружающим миром и людьми определенные взаимоотношения»[4, c.87].


Игровая деятельность выступает в качестве самостоятельного вида развивающей деятельности ребенка, принципом и способом его жизнедеятельности, методом познания для детей и методом организации их жизни и деятельности. Игра для ребенка – это необходимая составляющая для всестороннего развития как личности. Игра для педагога, воспитателя – это одно из основных средств воспитания и обучения ребенка, средство создания подходящей психологической обстановки для формирования личности.

Роль игры в воспитании и социализации личности трудно переоценить. Игра не только разнообразит процесс обучения и воспитания и создает благоприятную обстановку, но и развивает психические процессы ребенка, такие как мышление, воображение, внимание, память, речь. Также игра помогает ребенку понять причинно-следственные связи, воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, дружелюбность и общительность в коллективе. Многие игры являются имитированием деятельности взрослого человека, что создает атмосферу познания окружающего мира . 

Игра – это форма деятельности, которая направлена на воссоздание и усвоение различных областей действительности. Функции, выполняемые игрой, можно охарактеризовать следующим образом:

- Развивающая функция. Л.С. Выготский свидетельствовал: игра является источником развития и создает зоны ближайшего развития ребенка. Парадокс игры, по его мнению, заключается в следующем: ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления[3].

С.Л. Рубинштейн утверждал, что игра тесно связана с развитием личности, и как раз в детском возрасте она приобретает особое значение. Когда ребенок играет отведенную ему роль, он не только фиктивно переносится в чужую личность, но и расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность.

О.С. Газман отмечал, что игра выступает одновременно в настоящем и будущем времени. Во-первых, игра предоставляет личности сиюминутную радость, способствует удовлетворению имеющихся актуальных потребностей. Во-вторых, игра всегда нацелена в будущее, так как в ней можно видеть либо прогноз, модель жизненной ситуации, либо закрепление свойств, качеств, состояния, умения, способности, которые необходимы личности для выполнения разнообразных функций и физического закаливания развивающегося организма.

Необходимо также отметить, что развивающая функция игры полифункциональна по своей сути: она относится как к развитию всего детского коллектива, так и к личности отдельного ребёнка.