Файл: Право потребителей на достоверную информацию о товаре (Оборудование для вентиляции, кондиционирования и хладоснабжения).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬ.
Право потребителей на информацию о товаре.
1.2 Законодательная база права потребителя на информацию о товаре
1.4 Право на защиту потребителей
1.5 Договоры с участием потребителей
1.6 Право на приобретение качественного и безопасного товара.
ВВЕДЕНИЕ
Целью и задачей исследования является изучить права потребителей на достоверную информацию о товаре, эту тему я разобрал на примере непродовольственной группы товаров в сфере промышленного кондиционирования и вентиляции, объектом исследования стала организация ООО «ТехноГрупп» ОГРН 5077746420440, ИНН/КПП 7728615387502701001, зарегистрированная в 27.03.2007 году, зарегистрированная по адресу Московская Область, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова д. 2, литера 7б, помещение 41. основным видом деятельности которой является производство теплообменных устройств, оборудование для кондиционирования воздуха, промышленного холодильного и морозильного оборудования, производство оборудования для фильтрации и отчистки воздуха. В качестве объектов исследования я выбрал вентиляционное оборудование, которое относится к непродовольственной группе товара. Предметом исследования является маркировка отгружаемого вентиляционного оборудования (несколько видов). В курсовой работе в проблемном ключе разбирается одно из самых важных и проблемных прав потребителей, нарушение которого вызывает большое количество судебных исков и споров, и требует его детального изучения с позиции не только теории, но и практики.
Маркировка продукции является обязательной для всех видов товаров (торговой деятельности). Право потребителя на информацию было законодательно закреплено ещё при СССР законом «О защите прав потребителей». С ростом возможностей для потребителей и выбора потребительского рынка выросло и значение информации. В связи с этим в новой редакции российского закона «О защите прав потребителей» это право конкретизировано и расширенно. Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Лишь на основе достоверной и полной информации человек как потребитель может выбрать товар подходящий и обладающий необходимыми ему качествами.
Прежде всего закон устанавливает общие требования к информации. Исходя из этого в соответствии со статьёй 8 потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах, о изготовителе, а также о порядке приобретения товаров. Говоря более простым языком, потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кем именно предлагается, а также как использовать данный товар по назначению без помощи профессионала. Эту информацию потребитель может получить из правильной маркировки продукции.
Пример правильной маркировки отгружаемой продукции изготовленной компанией ООО «ТехноГрупп» я покажу на примере крышного вентилятора и водяного воздухонагревателя (рисунок 1)
Рис.1. Маркировка отгружаемого оборудования
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬ.
Право потребителей на информацию о товаре.
Законодательством российской федерации предусмотрены не только нормы направленные на защиту прав потребителей, но и нормы механизма реализации этих самых прав. На реализацию таких норм направлены как специальные акты, например «Закон о защите прав потребителей[1]» так и иные нормативные документы, имеющие различную правоотраслевую принадлежность. Так, Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. и являющаяся основным законом государства, содержит ряд статей (17, 41, 42, 43, 45, 46), направленных на обеспечение гражданам их прав, в том числе прав на охрану здоровья, благоприятную среду, безопасность, образование, судебную защиту и др. За нарушение прав потребителей установлена административная и уголовная ответственность, что нашло отражение в таких документа, как в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ.
Во исполнение законов издаются другие нормативные акты в виде постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений государственных органов, которые после их регистрации в установленном порядке и опубликования являются обязательными для исполнения на всей территории государства.
Таким образом, законодательство о защите прав потребителей представляет собой комплексное законодательство, состоящее из нормативных актов и отдельных правовых норм различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного и др.
Роль этого закона чрезвычайно важна. Он впервые в российской действительности юридически закрепил права потребителей, ранее уже признанные международным сообществом: право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, право на полную и достоверную информацию, право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, право на возмещение ущерба, причиненного потребителю, право на судебную защиту его прав и интересов. В законе был предусмотрен механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем качестве выполненных работ или услуг. Закон также определил функции и полномочия государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства о защите прав потребителей.
В научно-практическом пособии Д.А. Мохорова[2] исследованы проблемные вопросы, возникающие при реализации прав потребителя с учетом специфики государственного и муниципального регулирования защиты прав потребителей. Д.А. Мохоров разработал целый комплекс рекомендаций по реализации прав на защиту в сфере потребительских рынков гражданам. Материал данный в пособии способствует устранению правового скептицизма в сфере реализации прав потребителей, правовому просвещению населения, созданию активной позиции по защите нарушенных потребительских прав и, в конечном итоге, повышению качества жизни населения.
Под необходимой информацией следует понимать ее полноту. Обычно потребитель не имеет достаточных знаний о товаре (работе, услуге), которые он желает приобрести. Поэтому продавец (изготовитель, исполнитель) должен предоставить потребителю информацию в таком объеме, который позволит потребителю оценить необходимость приобретения интересующего его товара, его свойства, его качество, правила пользования и хранения товара.
Под достоверной информацией понимается соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) реальной действительности, то есть точное соответствие действительным свойствам товара. Информация должна быть предоставлена потребителю в наглядной и доступной форме изготовителем или продавцом при заключении договора купли-продажи, выполнении работ, оказании услуг. В наше время одним из источников информации является реклама в печати, по радио, телевидению, Интернет.
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает объем сведений, которые в обязательном порядке предоставляются потребителю - это сведения об изготовителе (исполнителе, продавце) и сведения о товаре (работе, услуге). Способы доведения информации до потребителя согласно учебному пособию Г.Р. Гафаровой[3] определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но в любом случае, она доводится в наглядной и доступной форме.
1.2 Законодательная база права потребителя на информацию о товаре
Потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), обеспечивающая возможность их правильного выбора. Содержание данной информации установлено законодательно.
Потребитель вправе потребовать у изготовителя (исполнителя, продавца) необходимую и достоверную информацию о реализуемых им товарах (работах, услугах) (п. 1 ст. 8 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).
В свою очередь изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона № 2300-1; п. 1 ст. 495 ГК РФ).
Такая информация обязательно должна содержать:
1. Наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара.
2. Сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). В отношении продуктов питания потребителю должны быть предоставлены сведения о составе, наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, БАДов, информация о наличии компонентов, полученных с применением ГМО, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
3. Цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
4. Гарантийный срок, если он установлен.
5. Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг).
6. Информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
7. Срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
8. Адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
9. Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг).
10. Информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
11. Указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги).
12. Указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
13. Если приобретаемый вами товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), вам должна быть предоставлена информация об этом.
Важная пометка: Продавец не вправе устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от наличной или безналичной формы их оплаты. Однако допустимо предоставление скидок (бонусов и т.п.) с "основной" цены товаров при их оплате электронными средствами платежа, если скидки адресованы неопределенному кругу потребителей
1.3 Маркировка товара
Для чего нужна маркировка? Первая — борьба с подделками. По марке можно будет узнать всю историю товара — с момента «рождения» и до того, как он попал к вам в руки. Поэтому считается, что больше всех выиграет от обязательной маркировки конечный потребитель — он будет защищен от некачественной нелегальной продукции, а цены могут даже снизиться в связи с расширением рынка сбыта для легальных поставщиков и производителей.
Вторая цель государства — прозрачность всех производственных и торговых операций для налогообложения. Государство сможет проследить все: кто, кому, когда, что и за сколько продал. Ничего схимичить уже не получится, «нарисованные» накладные и счета-фактуры будут бесполезны. Только реальные документы на реальные товары!
Маркировка — это нанесение на товар или на его упаковку специального знака (кода). Код может наноситься на ярлык из ткани или картона (например, если товар – предмет одежды), на лекарстве — на этикетку, на алкоголе наклеивается на тару.
Код маркировки представляет собой штрих-код — зашифрованную последовательность символов. В основном используется разновидность штрих-кода, которая называется DataMatrix. Фактически код маркировки есть средство идентификации товара и содержится в зашифрованном виде значительный объем информации о товаре (рисунок 2)
Рис. 2. Штрих-код продукции