Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Теоретико-правовые основы института судебной власти в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы института судебной власти в Российской Федерации
1.1 Правовая сущность судебной власти и правосудия
1.2 Место судебной власти в конституционном механизме разделения властей в Российской Федерации
Глава 2. Организация судебной власти и отправления правосудия
2.1 Система принципов организации судебной власти
2.2 Принципы осуществления правосудия в Российской Федерации
Глава 3. Судебная система Российской Федерации
3.1 Конституционный суд РФ, его место в судебной системе Российской Федерации и полномочия
3.2 Суды общей юрисдикции и арбитражные суды: понятие, система, полномочия
3.3 Направления совершенствования судебной власти в Российской Федерации на современном этапе
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что производимые преобразования в судебной системе, выразившиеся в формировании единого высшего судебного органа по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, требует оценки их результативности.
В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть представляет собой наиболее независимую и самостоятельную ветвь власти.
Гражданам Российской Федерации на конституционном уровне гарантируется судебная защита. При этом в Конституции РФ закрепляется ряд принципов правосудия, которыми обеспечивается независимость суда, демократизм судебного разбирательства и вынесение решения по существу спора, основанного на нормах законодательства.
На современном этапе развития нашего государства особое значение имеет эффективность деятельности судебной власти, совершенствование и неукоснительное выполнение на практике норм, образующих основу функционирования судебной системы. От этого зависит обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, признаваемых высшей ценностью в государстве в соответствии с Конституцией РФ. На судебную власть возложены функции стабилизации социальной ситуации в стране, создания основы обеспечения верховенства права.
Целью проводимого исследования является комплексное изучение судебной власти в Российской Федерации как одной из ветвей государственной власти, ее организации и полномочий.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть правовую сущность судебной власти и правосудия;
- выявить место судебной власти в конституционном механизме разделения властей в Российской Федерации;
- охарактеризовать систему принципов судебной власти;
- определить место Конституционного Суда РФ в судебной системе РФ и его полномочия;
- изучить понятие, систему и полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- проанализировать направления совершенствования судебной власти в Российской Федерации на современном этапе.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при организации и деятельности судебной власти.
Предметом исследования выступает судебная власть в Российской Федерации, ее организация и полномочия.
Теоретической основой исследования выступают работы российских ученых, как теоретиков, так и практиков, нормативный правовой материал, материалы судебной и иной юридической практики.
Методологической основой исследования является система таких общенаучных методов, как системный метод, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, метод аналогии, методы анализа и синтеза, формальный метод.
Структура работы соответствует поставленным в ней цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретико-правовые основы института судебной власти в Российской Федерации
1.1 Правовая сущность судебной власти и правосудия
Государственная власть является одной из разновидностей социальной власти. Она представляет собой социально-психологическое, волевое явление, которое реализуется в различных органах, учреждениях, общественно-политических институтах, образующих в совокупности механизм государственной власти.
Анализируя разработанные в науке подходы к пониманию государственной власти, можно сделать обоснованные выводы, что происходит смешение политологических и теоретико-правовых подходов к ее определению[1]. При этом большее внимание приходится именно на политологические аспекты государственной власти. Такая ситуация является вполне закономерной, так как государственная власть в первую очередь является политическим институтом, и только потом ее можно исследовать с правовых точек зрения. Без исследования государственной власти как элемента политической системы общества невозможно будет составить о ней верное представление.
Под государственной властью понимают осуществление политического руководства обществом посредством государственного аппарата.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ[2] государственная власть в нашем государстве осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Судебная власть является независимой ветвью власти и в своей деятельности руководствуется только Конституцией РФ и законодательством.
Судебная власть играет важнейшую роль при осуществлении государственной власти. От суда невозможно требовать осуществления функций, не совместимых с его независимым статусом[3].
Правовая сущность судебной власти нередко исследовалась в решениях Конституционного Суда РФ. Практика Конституционного Суда РФ показывает, что решения, принимаемые при осуществлении правосудия, должны основываться на конституционных и общепризнанных принципах организации и осуществления правосудия. Конституционный Суд РФ признает, что судебная власть реализует одну из важнейших функций государства, которая связана с обеспечением правосудия, вследствие чего гарантируются права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, создаются условия неприкосновенности собственности, без чего невозможно развитие рыночных экономических отношений и институтов политической демократии[4].
Судебная власть осуществляется на основе общих для всех видов судопроизводства принципах правосудия независимо от того, какой предмет рассмотрения установлен для каждого вида судопроизводства[5].
Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельный вид государственной власти, которая осуществляется судьями в форме правосудия, при этом правосудие реализуется в виде конституционного, гражданского, арбитражного или уголовного судопроизводства.
Судебная деятельность представляет собой правоприменительную деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства, а также совокупность мероприятий организационного характера, которые обеспечивают осуществление этой деятельности[6].
Одним из видов судебной деятельности выступает правосудие, которое осуществляется только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Сущность этой деятельности состоит в рассмотрении и разрешении судами дел в соответствии с принципами и нормами права, которые содержатся в нормах международных правовых актов, а также в нормах внутригосударственного законодательства, с целью защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод или правовых интересов лиц, участвующих в деле[7].
К правосудию можно отнести следующие виды деятельности судов.
1. Конституционный контроль. Это форма судебной деятельности, которая осуществляется Конституционным Судом РФ и состоит в разрешении дел о соответствии Конституции РФ положений федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, включая уставы и конституции, нормативных правовых актов органов государственной власти как на уровне федерации, так и на уровне ее субъектов. Эта судебная деятельность осуществляется в рамках конституционного судопроизводства (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»[8]).
2. Вторым видом судебной деятельности является деятельность, осуществляемая в судах первой инстанции при рассмотрении и разрешении дел по существу. Эта деятельность осуществляется как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами и состоит в рассмотрении и разрешении конкретных гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях в судебных заседаниях. Этот вид судебной деятельности осуществляется в целях защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, их объединений и государства в целом.
3. Судебный надзор как вид судебной деятельности состоит в осуществлении проверок законности, обоснованности и справедливости судебных решений нижестоящих судов в порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства.
4. Судебный контроль осуществляется с целью проверки законности нормативных правовых актов, издаваемых органами публичной власти и их должностными лицами. Такой вид контроля именуют нормоконтролем. Он реализуется при рассмотрении дел об оспаривании законности нормативных правовых актов, издаваемых Правительством РФ и иными органами исполнительной власти как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Судебный контроль осуществляется в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, реализации законности и правопорядка при осуществлении нормотворческой деятельности государственными органами.
5. Судебный контроль законности действий или бездействия органов исполнительной власти и их должностных лиц выражается в рассмотрении судами жалоб и заявлений на действия и бездействие прокуроров, следователей, органов дознания и дознавателей, которые способны нанести вред правам и свободам участников судопроизводства или затруднить доступ граждан к правосудию (ст. 125 УПК РФ[9]).
6. Судебное санкционирование, состоящее в принятии судами общей юрисдикции в процессе досудебного производства решений о производстве ряда процессуальных действий, которые способны нарушить или ограничить конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
1.2 Место судебной власти в конституционном механизме разделения властей в Российской Федерации
Идея разделения властей содержалась еще в трудах Платона, Аристотеля, Полибия, Эпикура и их последователей. Английский публицист и общественный деятель Д. Лильберн считал, что разделение властей является гарантией обеспечения законности деятельности должностных лиц, уничтожения произвола и обеспечения прочности управления[10]. однако основоположниками идеи разделения властей являются Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. При этом Локк полагал, что судебная власть не имеет потенциала формирования самостоятельной ветви власти. Монтескье выделял судебная власть как власть, ведающую вопросами гражданского права[11].
Однако в науке есть точка зрения, что судебная власть исторически возникла первой, предшествуя законодательной и исполнительной властям, в связи с чем она имеет приоритет перед остальными ветвями власти[12].
Следует отметить, что концепция разделения властей не воспринимается в науке и правоприменительной практике однозначно, в связи с чем она была реализована в государственном устройстве не всех государств. Так, в дореволюционной России вся государственная власть находилась в руках монарха. В советский период концепция разделения властей была закреплена только в ст. 3 Конституции РФ 1978 года[13].
В некоторых странах выделяют более трех ветвей власти. Так, в соответствии с Конституцией Венесуэлы выделяется пять ветвей власти: наряду с законодательной, исполнительной и судебной обозначены избирательная и гражданская ветви власти[14].
С. А. Авакьян считал, что можно выделить такие ветви власти, как учредительная, народная, президентская, законодательная, исполнительная, судебная, прокурорская, избирательная, финансово-банковская, контрольная[15]. П. П. Баранов также кроме законодательной, исполнительной и судебной выделяет такие ветви власти, как президентская, прокурорская, банковская, финансовая, власть средств массовой информации, избирательная[16].