Файл: Право потребителей на достоверную информацию о товаре (Оборудование для вентиляции, кондиционирования и хладоснабжения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Код маркировки состоит из 2 частей — кода идентификации и кода проверки, согласно учебника Моисеенко Н.С. [4]Код идентификации определяет место товара в едином каталоге товаров Российской Федерации, который сейчас постепенно наполняется.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 791-р[5] отслеживание движения товара начинается с его производства или ввоза в РФ. Поэтому обязанность маркировать товар возлагается на производителей и импортеров.

1.4 Право на защиту потребителей

Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1[6] «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителем – гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящий товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), осуществляющий импорт товара для его последующей реализации на территории России (импортёр) выполняющей работы и оказывающий услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) – с другой стороны.

Одним из главных условий признания гражданина «потребителем» является приобретение товаров исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К последней приравниваются и те случаи, когда гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя, осуществляет на профессиональной основе какую-либо деятельность, приносящую доходы.

Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя и приобретает товары (работы, услуги) которые могут быть использованы как для предпринимательской или иной профессиональной деятельности, так и для удовлетворения личных (бытовых) нужд гражданина (например, автомобиль, холодильное оборудование, кредитные услуги, солярий), имеет значение то обстоятельство, какова преимущественная цель использования указанных товаров (услуг).

В соответствии с разъяснением верховного суда РФ суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей в тех случаях, когда гражданин приобрёл товары для удовлетворения нужд организаций (например, корреспондент приобрёл фотокамеру для работы в издательстве, водитель приобрёл реквизит необходимый для переоборудования личного автомобиля в такси и т.д.).


В тоже время потребителем услуги признаётся и тот гражданин, который пользуется услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услугой по перевозке и по размещению)

Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно приобрёл товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил комплект мебели или сделал вызов такси, так и гражданин, который пользуется приобретёнными предметами мебели или является пассажиром такси. Согласно книге Ю.Б. Рубина[7] природные или произведенные материальные блага, предназначенные для личного, семейного, группового, ассоциированного потребления, являются потребительскими благами. К их числу относятся, например, бытовая техника, мебель, одежда, продукты питания. Не будучи стороной договора, заключенного с продавцом (исполнителем), такой потребитель вправе заявлять внедоговорные требования: о возмещение вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу недостатками товара, работы или услуги (параграф 3 гл. 59 ГК РФ[8]), о компенсации морального вреда.

Для наличия статуса потребителя в договоре о выполнении работ (оказании услуг) по ремонта или техническому обслуживанию какой-либо техники не является определяющим наличие у заказчика-гражданина правомочий собственника в отношении данной вещи.

Обеспечивая право потребителей на защиту своих интересов, закон установил конкретные полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

Главным государственным органом, осуществлявшим контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в течение двенадцати лет с момента принятия закона вплоть до 2004 г., являлся Федеральный антимонопольный орган.

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека “Роспотребнадзор”, специально для этого созданная в структуре Правительства РФ в 2004 г.

Роспотребнадзор[9], а также его территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований российского законодательства в области защиты прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров; пресекают нарушения потребительского законодательства, а также применяют предусмотренные действующим законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий таких нарушений.


В защиту своих нарушенных прав потребитель может обратиться и в органы местного самоуправления. К началу 2012 г. В муниципальных образованиях Ростовской области осуществляли деятельность по защите прав потребителей 48 специалистов районных администраций. Не так много, как хотелось бы, тем более, что все они работают не в специальных отделах по защите прав потребителей (их просто нет), а входят в состав отделов торговли, экономики, потребительского рынка и предпринимательства и т.п. Однако там, где руководители городов и районов действительно озабочены положением своих налогоплательщиков и избирателей, есть специалисты по защите прав потребителей и работают они достаточно эффективно.

1.5 Договоры с участием потребителей

При определении круга договоров, из которых могут возникать потребительские отношения, следует учитывать две посылки: возмездный характер и направленность договора на удовлетворение личных (бытовых) нужд гражданина. При этом отсутствие в возмездном договоре цены не препятствует применении к отношениям сторон законодательства о защите прав потребителей, если цена может быть определена в порядке ст. 424 ГК РФ, которая используется при сравнимых обстоятельствах при заключении аналогичных договоров.

С принятием постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. №17 [10]сфера применения законодательства о защите прав потребителей была расширена (в сравнении с тем, как она определялась в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. №7, приказе Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.05.1998 г. №160

Ранее в примерный перечень договоров, из которых могут возникать отношения, не был включён договор страхования. Более того, в постановлениях по конкретным делам Президиум Верховного Суда РФ высказался категорически против применения законодательства о защите прав потребителей к отношениям по договору имущественного страхования, объясняя это иной направленностью договора страхования – на возмещение возможных убытков гражданина, но не удовлетворение личных нужд.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г.[11] Взяла вверх иная точка зрения, согласно которой специфика отношений по договорам страхования не исключает возможность применения к данным отношениям общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»


Сфера действий Закона о защите прав потребителей не ограничивается лишь продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Ряд договоров имеющих иную направленность, так же относят к числу потребительских: договор проката, кредитный договор, договор участия в долевом строительстве. Верховный Суд РФ не исключает возможность применения законодательства о защите прав потребителей и к таким договорам.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2012 г. № 17 использовано понятие финансовой услуги, посредствам которого в сфере регулирования Закона о защите прав потребителей отнесены следующие договоры: о предоставлении займа (кредита), банковского вклада (депозита) и банковского счёта, обслуживание банковских карт, ломбардные операции.

Дискуссионным является вопрос о применении законодательства о защите прав потребителей к отношениям по представлению гражданам бесплатных услуг: образовательных, медицинских. С одной стороны, между гражданином и организацией, оказывающей бесплатные услуги, отсутствует возмездный договор. В тоже время медицинские услуги, оказываемые в рамках системы обязательного медицинского страхования, в конечном счёте оплачиваются медицинским учреждениям за счёт отчислений страхователей. В этой связи отдельными авторами обосновывается модель возмездного договора об показании медицинских услуг в пользу третьих лиц. Более того, приводятся серьёзные аргументы в пользу единого подхода к регулированию платных и бесплатных услуг.

Многие государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, наряду с бесплатной медицинской помощью, оказываются и платные медицинские услуги. Оказывать услуги в том же помещении, используя то же оборудование и материалы, только платно для пациента, на много выгоднее для медицинского учреждения, чем требовать последующей оплаты медицинской услуги от страховой медицинской организации. В результате платные услуги оказываются вместе с бесплатными, но платным пациентам отдаётся предпочтение – к ним лучшее отношение, для них отсутствуют очередь и прочее. Это вынуждает пациента (добровольно) платить за медицинскую услугу даже при возможности её бесплатного получения, чтобы избежать ранее перечисленных негативных моментов. Подобная система, по мнению многих экспертов, нуждается в реформировании, в частности, установлении единых правил для оказания платной и бесплатной медицинской помощи, предоставлении равной защиты потребителям платных и бесплатных медицинских услуг.


До недавнего времени в судебной практике преобладал подход, согласно которому бесплатную медицинскую помощь относили к мерам соц. поддержки, как следствие, споры между гражданами и государственными учреждениями здравоохранения рассматривались без учёта положений. Законодательства о защите прав потребителей.

1.6 Право на приобретение качественного и безопасного товара.

О том, что физическое лицо имеет дело с качественным товаром свидетельствует:

  1. Его соответствие обязательным требованиям, предусмотренным законами или в установленном ими порядке, если таковые имеются. Например, требованиям Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» или технического регламента на соответствующую продукцию, санитарным, строительным и иным нормам и правилам.
  2. Его соответствие условиям договора между потребителем и продавцом. В договорах на выполнение работ потребитель обладает достаточно большой свободой в определении качества предмета договора.
  3. Его соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых товар такого рода обычно используются. Так, например, холодильник – охлаждать и замораживать продукты.
  4. Соответствие товара образцу или описанию, если именно они были положены в основу договора купли-продажи.

Несоответствие же товара любому из названных условий признается его недостатком. Кроме того, в Законе используется такое понятие, как «существенный недостаток», имеющий следующие признаки:

  • Он не может быть устранен;
  • Требует для своего устранения несоразмерных расходов или временных затрат;
  • Выявляется неоднократно;
  • После устранения проявляется вновь.

Право на приобретение безопасного товара означает, что при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, утилизации (то есть в течение всего жизненного цикла товара, работы и услуги) они не должны представлять угрозы для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Безопасным должен быть и сам процесс выполнения работы.

Опасен любой электрический бытовой прибор, если он «бьет током», изделия из пластмассы, выделяющей под воздействием горячей воды или других сторонних факторов вредные вещества. Все эти товары угрожают здоровью или даже жизни человека.