Файл: Правовое государство и гражданское общество(Понятие «гражданское общество» и «правовое государство»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1030

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из ряда теорий следует, что в наибольшей степени связь гражданского общества и государства проявляется через демократические права и свободы личности. В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления общества говорят об избрании института защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве основной тенденции в формировании демократического правового государства[19].

Исходя из характеристик демократического режима, наиболее важными для взаимодействия общества и государства являются такие права как:

- избирательные права;

- право на создание партий;

- право на создание любых общественных организаций (в т.ч. политических, правозащитных, религиозных и иных);

- право законодательной инициативы (в т.ч. участие в обсуждении законопроектов и разработке политических программ);

- право на организацию митингов, пикетирования и др.;

- право на обжалование любых актов, решений и постановлений (в т.ч. местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также федеральных органов, например через Конституционный суд, Европейский суд по правам человека).

К другим правам граждан, которые также определяют взаимовлияние общества и правового государства можно отнести:

- право на получение образования;

- право на участие граждан в суде присяжных, присутствие в судебных заседаниях по принципу их гласности;

- право на обращение в суд по любым вопросам;

- право на судебную защиту.

Наша страна, Россия, после принятия Конституции 1993 года и по настоящее время находится на пути демократизации и становления правового государства. За последние годы деятельно себя проявляют такие организации как «Общероссийский народный фронт», «Российская общественная инициатива», общественные палаты России и ее субъектов, которые активно внедрены в законотворческую деятельность. Согласно ежегодному докладу Общественной палаты России за 2017 год, с тем, что в нашем обществе существует общероссийское единство, согласны 44 % россиян. На сегодняшний день в 52 регионах созданы муниципальные общественные палаты (советы), в 16 регионах из них они работают во всех муниципальных образованиях. В докладе также отмечается, что, в качестве регионов, где на площадке общественной палаты налажен постоянный диалог гражданского общества с властями выступают Республика Татарстан, Республика Хакасия, Карачаево- Черкесская Республика, Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская, Кировская, Смоленская, Тульская и Ульяновская области, Югра. «Общественная палата Калининградской области активно осваивает общественный контроль в сфере ЖКХ: на обсуждение выносятся многие актуальные вопросы состояния и развития этой важной для горожан сферы. Интересные инициативы межсекторного партнерства появились в Республике Саха (Якутия), где развивается активность НКО в сельской местности. Общественной палате Свердловской области удалось добиться консолидации волонтерских объединений региона. Интересная инициатива зародилась в Забайкальском крае, где общественная палата в преддверии ежегодного послания главы региона подготовила «Гражданское послание» на основе предложений, поступавших от жителей края. В Вологодской области региональная общественная палата выпустила сборник с лучшими социальными практиками муниципальных общественных советов и учредила для них премию «Общественные советы - лидеры гражданского общества Вологодской области». Однако во многих регионах общественные палаты по- прежнему не имеют собственной повестки и в диалоге с властями не сопровождают социальные конфликтные ситуации»[20].


Таким образом, важнейшим условием взаимодействия и развития правового государства и гражданского общества является гарантированность реального соблюдения государством прав и свобод личности. Это должно обеспечиваться путем закрепления конкретных прав и свобод каждого индивида в законодательных актах государства, а также методом общественного и государственного контроля за их незыблемым реальным применением и исполнением. Основными вопросами, которые должно решать правовое государство должны быть контроль за реакцией общественности на действия и решения существующей власти на всех уровнях, а также за общей удовлетворенностью граждан существующей правовой реальностью и собственной жизнью. Государственная власть должна не только поддерживать, но и прививать гражданам с ранних лет стремление проявлять инициативу и участие в разрешении множества государственных вопросов.

Гражданское общество в свою очередь посредством своих институтов должно регулярно доводить до исполнительной государственной власти сведения о своих интересах, в целях их неукоснительного учета. В отношении законодательной власти гражданское общество должно стремиться проявлять инициативы по внесению изменений, дополнений в законодательство, путем их обсуждения, критики на всевозможных общедоступных площадках. Также общество должно стремиться участвовать в выдвижении собственных «народных законопроектов». При взаимодействии с судебной властью общество должно без страха перед властью вступать в любые судебные споры, реагировать на любые несправедливые судебные акты методом обжалования.

Исходя из официальной статистики в последние годы в России гражданское общество активно развивается, так как появилось много площадок для согласования интересов, поиска взаимоприемлемых решений органов власти и общества. Однако в настоящее время Россию пока нельзя назвать государством с наиболее высокоразвитым гражданским обществом, а значит ее нельзя назвать и наиболее сильным правовым государством из существующих

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдающееся сейчас усиление роли государственного аппарата в жизни общества в ряде стран (как последствие мирового финансового кризиса) и резкое усиление роли Китая с его сильным государственным аппаратом ставит вопрос о целесообразности усиления роли государственного аппарата за счет, в том числе, гражданского общества, т. е., по сути, об отходе от идеала правового государства. На наш взгляд, само по себе соотношение в обществе роли государственного аппарата, гражданского общества и (возможно) бизнеса может меняться в зависимости от конкретной ситуации в государстве. События последних лет показали, что усиление влияния государства на экономическую сферу (сферу, преимущественно, гражданского общества) может иметь и положительный эффект, более того, такое влияние может быть необходимым для обеспечения интересов и потребностей граждан. Однако при этом не должны нарушаться основополагающие правовые принципы - равенство и свобода, без которых невозможно, например, существование права собственности.


Что же касается государств типа Китая или России, то и они постепенно будут приближаться к идеалу правового государства. Ускоренное экономическое развитие данных государств объективно потребует лучшего обеспечения и гарантирования прав собственности, а в дальнейшем - и иных прав личности. Однако сами по себе успехи в экономической сфере недостаточны - для этого необходимы и изменения в сознании людей, их осознание себя как личности, и именно в этом есть одна из задач гражданского общества. Развитие человека повлечет за собой необходимость изменения не только отдельных общественных институтов, но и изменение общественного договора, а следовательно, и изменение социальных норм. Но наиболее эффективны эти изменения «лишь там, где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон». Другое дело, что этот процесс может занять значительное время.

Итак, мы определили, что развитие гражданского общества является объективным и сложным процессом. Хотя гражданское общество является достаточно автономной и значимой частью общества, полноценное его развитие возможно только в рамках правового государства. Важнейшими признаками существования правового государства является наличие в государстве правовых законов, признание прав человека и гражданина и наличие механизмов их защиты, а также достижение высокого уровня социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности. Правовое государство позволяет не только гарантировать соблюдение прав и интересов граждан, не только обеспечивать условия для их существования и развития, но и создавать условия для развития как самого гражданского общества, так и общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, 1993, 25 декабря.
  2. Аузан А.А. Экономические основания гражданских институтов. - URL: http://www.polit.ru/lectures/2004/05/19/auzan.html.
  3. Балашов А. И., Рудаков Г. П.. Правоведение: Учебник для вузов. 5-е изд., доп. и перераб. Стандарт третьего поколения. — СПб, 2013. — 464 с.: ил.. 2013
  4. Вилков А.А. Политическое управление и гражданское общество в современной России // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. Выпуск 4. 2010. Т. 10 . С.62-70.
  5. Галимова Л. Р. Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9447/ (дата обращения: 05.05.2018).
  6. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире: пер. с англ. / науч. ред. Р. Левита. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. - 272 с.
  7. Ежегодный Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год» // 08.05.2018: URL https://www.oprf.ru/files/1_2018dok/doklad_OPRF_2017.pdf
  8. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.
  9. Кабишева Л.Я. Гражданское общество и проблемы его формирования в России // Правовая менталь- ность эффективного государства: кол. моногр. / отв. ред. В.Ю. Колмаков. - Красноярск: Литера-принт, 2010. - 200 с.
  10. Карчевская Н. И., Семенова О. В. Теоретико-правовые закономерности гражданского общества: Пособие. - СПб. : СПбУ МВД РФ. 2010.
  11. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник, 6-е изд. до- полн. - СПб. : Издательство Юридического института. Санкт-Петербург, 2011.
  12. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник, 4-е изд., испр. и доп. - М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.
  13. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Норма, 2012. - 848 с.
  14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года // Российская газета, 2013, 13 декабря.
  15. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года // Рос. газ. - 2009. - 13 нояб.
  16. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. - 832 с.
  17. Ролз Дж. Теория справедливости. - М.: ЛКИ, 2010. - 536 c.
  18. Сагайдак А. Ю., Талянин В. В. Основы теории государства и права: Учебное наглядное пособие. - СПб. : СПбУ МВД РФ, 2010.
  19. Струсь К.А. Государство и гражданское общество: Проблемы правового взаимодействия в России. Дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 95.
  20. Теория государства и права (ключевые вопросы, определения, схемы) : учебное пособие / под ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. - СПб. : Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2012.
  21. Черданцев А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. - М. : Юрайт, 2009.
  22. Шляхтун П.П. Политология (теория и история политической науки) Учебное пособие / К.: Лыбидь, 2005. - 576 c.

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года // Российская газета, 2013, 13 декабря.

  2. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник, 4-е изд., испр. и доп. - М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013.

  3. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник, 6-е изд. до- полн. - СПб. : Издательство Юридического института. Санкт-Петербург, 2011.

  4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, 1993, 25 декабря.

  5. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года // Рос. газ. - 2009. - 13 нояб.

  6. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Норма, 2012. - 848 с

  7. Аузан А.А. Гражданское общество и гражданская политика. - URL: http://www.polit.ru/lectures/2005/06/01/auzan.html.

  8. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире: пер. с англ. / науч. ред. Р. Левита. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. - 272 с.

  9. Аузан А.А. Экономические основания гражданских институтов. - URL: http://www.polit.ru/lectures/2004/05/19/auzan.html.

  10. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире: пер. с англ. / науч. ред. Р. Левита. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. - с.130

  11. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Норма, 2012. - с.150

  12. Кабишева Л.Я. Гражданское общество и проблемы его формирования в России // Правовая менталь- ность эффективного государства: кол. моногр. / отв. ред. В.Ю. Колмаков. - Красноярск: Литера-принт, 2010. - 200 с.

  13. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире: пер. с англ. / науч. ред. Р. Левита. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. - с.173

  14. См.: Вилков А.А. Политическое управление и гражданское общество в современной России // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. Выпуск 4. 2010. Т. 10 . С.62-70.

  15. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с.

  16. Шляхтун П.П. Политология (теория и история политической науки) Учебное пособие / К.: Лыбидь, 2005. - 576 c.

  17. Балашов А. И., Рудаков Г. П.. Правоведение: Учебник для вузов. 5-е изд., доп. и перераб. Стандарт третьего поколения. — СПб, 2013. — 464 с.: ил.. 2013

  18. Струсь К.А. Государство и гражданское общество: Проблемы правового взаимодействия в России. Дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 95.

  19. Галимова Л. Р. Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9447/ (дата обращения: 05.05.2018).

  20. Ежегодный Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год» // 08.05.2018: URL https://www.oprf.ru/files/1_2018dok/doklad_OPRF_2017.pdf