Файл: Организация коммерческих сделок в сфере торговли (Понятие и сущность коммерческой сделки).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 571
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК
1.1 Понятие и сущность коммерческой сделки
1.2 Этапы заключения коммерческих сделок
1.3 Управление договорной работой
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК НА ПРИМЕРЕ ИП ДЯГИЛЕВ Э.В.
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Организация и оценка закупочной деятельности предприятия
2.3 Пути совершенствования организации коммерческих сделок на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Торговля представляет собой сложную, динамично развивающуюся организационно-экономическую систему. Она образует единую целостную структуру, ориентированную на эффективное обслуживание всей цепи движения товаров от производителей к потребителям.
Торговля — одна из основных отраслей экономики нашей страны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. Работникам торговли приходится ежедневно сталкиваться с большим количеством вопросов организационного, экономического и финансового характера, которые приходится решать интуитивно, методом «проб и ошибок», постепенно приобретая практический опыт.
Однако умение грамотно, а главное, результативно торговать — это тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции потребуют от тех, кто влился в этот бизнес и хочет надолго в нем остаться, глубоких и многосторонних знаний его основ в разрезе различных нюансов торговой деятельности.
Как известно, основанием торговли является купля-продажа товаров, обусловленная сменой форм собственности. Таким образом, реализация коммерческих планов невозможно без заключения коммерческой сделки. Именно сделка является та формой, в которой воплощаются все планы и расчеты бизнесмена (коммерсанта).
Сегодня бизнесмен должен овладеть искусством ведение коммерческих переговоров с партнерами, знать методы и способы регулирования хозяйственных взаимоотношений между покупателями и поставщиками товаров и услуг, потребительские свойства и способы качественной экспертизы товаров, хорошо разбираться в основах менеджмента, маркетинга, рекламного дела.
Актуальность данной темы заключается в том, что реализация коммерческих планов любого хозяйствующего субъекта, будь то предприятие или индивидуальный предприниматель, невозможна без совершения сделок и заключения договоров. Договор - это и есть та форма, в которой воплощаются все замыслы и расчеты бизнесменов.[1] Заниматься предпринимательством и не заключать сделки, не подписывать договоры и документы по его исполнению просто невозможно. Значение договора в финансово-хозяйственной деятельности недооценивать нельзя. Дело в том, что большинство положений действующего гражданского законодательства имеют диспозитивный характер. Это означает, что стороны практически любого договора вправе решать в нем те или иные вопросы исключительно по своему усмотрению, не придерживаясь строго тех рекомендательных форм и конструкций, которые установлены в законе.
Предметом исследования данной работы является организация коммерческих сделок розничного предприятия торговли ИП Дягилев Э.В.
Объектом исследования является розничное предприятие торговли ИП Дягилев Э.В..
Цель исследования - изучение коммерческих сделок торговой организации, а также разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности в ИП Дягилев Э.В.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
- Рассмотреть понятие и сущность коммерческой сделки;
- Рассмотреть этапы заключения коммерческих сделок;
- Рассмотреть управление договорной работой;
- Рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия ИП Дягилев Э.В.;
- Оценить закупочную деятельность на предприятии;
- Предложить пути совершенствования организации коммерческих сделок на предприятии.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов: Панкратов Ф.Г., Альбеков А. У., Виноградова С.Н., Бурдаева Е.С., Синецкий Б. И., Денисова И.Н., Яковлев Г.А., Дашков Л. П., Половцева Ф.П. и другие авторы книг и научных статей по организации коммерческой деятельности и сделок на предприятии.
Методы исследования. В работе базовым является системный подход к оценке функционирования рассматриваемой деятельности, использованы методы научного познания: статистический, сравнительный анализ и другие.
Информационную базу составляют данные внутренних отчетов ИП Дягилев Э.В.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса рекомендаций, выполнение которых поможет торговому предприятию управлять закупками в целях устойчивого функционирования предприятия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ СДЕЛОК
1.1 Понятие и сущность коммерческой сделки
Понятие «сделка» неразрывно связано с понятием «рынок», так как именно там осуществляют сделки продавцы и покупатели. Под коммерческой сделкой подразумеваются действия гражданских и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.[2] Это соглашение между двумя или несколькими сторонами на куплю-продажу определенного количества и качества товаров, работ или услуг согласно условию, установленными в соглашении. , основным объектом коммерческой деятельности являются коммерческие процессы. Коммерческие процессы — это процессы организации купли-продажи товаров в целях получения максимальной прибыли. К таким процессам относятся:[3]
- изучение и формирование рынка сбыта товаров по результатам изучения и посредством прогнозирования покупательского спроса;
- организация и оптимизация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров;
- организация и осуществление сбыта и закупки товаров и сырья, оптовая закупка/продажа товаров, розничная реализация товара;
- стимулирование реализации через рекламно-информационную деятельность и прогрессивные формы торговли;
- формирование оптимального ассортимента реализуемых товаров и услуг;
- управление товарными запасами. Коммерческие процессы в разных экономических субъектах имеют свои характерные черты в зависимости от основного вида деятельности, размеров, тактических и стратегических миссий этих экономических субъектов. [4]
Однако можно выделить общие задачи организаций в сфере коммерческой деятельности:
- поиск заинтересованных партнеров и превращение их в своих клиентов на продолжительное время;
- профессиональное консультирование заинтересованных лиц и клиентов относительно потребительских свойств товаров, гарантийного и послепродажного сервиса приобретенных товаров;
- удовлетворение возможно большей части потребностей клиента предложением не только основного, но и сопутствующего, взаимодополняющего ассортимента товаров;
- сохранение деловых отношений с клиентами, которые намереваются отказаться от ваших услуг, укрепление стабильных отношений с клиентом, даже если он перешел к конкуренту;
- стремление назначать цены, приносящие прибыль, предоставлять при этом льготу покупателям в виде скидки с цены, но не выше уровня прибыли, а также льготу в случае, когда покупатель способствует ускорению продажи: покупает товары регулярно, большими партиями и т.п.[5]
В бизнесе существует понятие «бизнес-операции». Оно означает краткосрочное дело, в результате которого получают прибыль. Другими словами, бизнес-операции — это сделки. В ГК РФ операции названы сделками, поэтому понятия «операция» и «сделка» равнозначны.
Не все операции (бизнес-процессы) проводятся бизнесменом в строгой последовательности, одна за другой. Обычно осуществляется несколько дел, т.е. проводят параллельно несколько операций: одна только начинается; другая уже завершается; третья — в самом разгаре.
В любом случае бизнес-операция является отдельным и самостоятельным делом, которое планируется и проводится в течение определенного периода времени.
По значению все коммерческие бизнес-операции делятся на основные и вспомогательные (обеспечивающие).
К основным бизнес-процессам можно отнести процессы, связанные с:
- куплей-продажей (обменом) товаров в материально-вещественной форме;
- куплей-продажей (обменом) научно-технических знаний (патенты, лицензии, ноу-хау и т.д.);
- куплей-продажей (обменом) технических и консультационных услуг (внедрение новых технологий, содействие при строительстве уникальных объектов и т.д.);
- арендой факторов производства;
- арендой товаров, работ, услуг;
- организацией туризма;
- предоставлением услуг в области информации и управления;
- обменом кинофильмами и телепрограммами.
К вспомогательным бизнес-процессам относят действия, связанные с передачей товаров, работ или услуг от продавца к покупателю. Они обеспечивают выполнение основных сделок. К ним относят операции:
- по перевозкам грузов;
- транспортно-экспедиторские; по страхованию грузов;
- по складированию, переработке и хранению грузов;
- по проведению расчетов между сторонами (банковские операции).
По своему содержанию коммерческие бизнес-процессы подразделяются на инвестиционные и торгово-посреднические.
Инвестиционные бизнес-операции представляют собой вложение и размещение свободного капитала в конкретные проекты в различных отраслях экономики в целях получения прибыли.
Капитал имеет три функциональные формы: денежную; производительную; товарную.
Для того чтобы расширить деятельность, бизнесмен должен изыскать дополнительные денежные средства, которые и называются инвестициями или инвестиционным капиталом.
В качестве инвестиции могут выступать: финансовые средства; материальные средства (имущество, авторское право, ноу-хау – основные, оборотные фонды).
Под торгово-посредническими бизнес-процессами подразумевают операции, связанные с куплей-продажей товаров и выполняемые по поручению поставщика независимым от него торговым посредником на основании заключенного между ними договора или отдельного поручения.
Многолетняя практика как крупных, так и средних, и малых промышленных структур экономики показала, что использование посредников, осуществляющих связь производителей с потребителями товаров и услуг, значительно эффективнее, чем создание производителем собственной сбытовой сети.[6]
Как для производителя, так и для любого посредника важна грамотно спроектированная технология продвижения товара к конечному потребителю, которая позволяет снижать затраты, расширять возможности в оказании дополнительных услуг и в исходе увеличивается финансовый результат, а значит – обеспечить победу в конкурентной борьбе.
Основная причина использования посредников – повышение экономической результативности и целесообразности торговых операций. Несмотря на затраты по выплате вознаграждения посредникам, экономичность операций увеличивается за счет следующих обстоятельств:
- привлечение посредников увеличивает своевременность сбыта товаров, что способствует повышению прибыли продавца за счет ускоренного оборота его капитала;
- посредники, находясь ближе к покупателю, лучше знают рынок и оперативно реагируют на изменение его конъюнктуры, что позволяет реализовать товар на более благоприятных для производителя условиях, избавляет его от множество забот, связанных с реализацией товаров;
- привлечение посредников дает возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет уменьшения сроков поставок и промежуточных складов, лучшего складирования и хранения товаров, предпродажного сервиса и технического обслуживания, специальной маркировки и комплектации изделий;
- посредники обеспечивают для производителей возможность относительно быстрого выхода на новые рынки, более легкого доступа к покупателям, дают возможность производителю уменьшить или ликвидировать кредитные риски, оптимизировать затраты на маркетинг и рекламу;
- посредники, всегда находясь в более тесном контакте с конечными потребителями товаров и услуг, являются главными постоянными источниками ценной первичной информации о рынке, его емкости, тенденциях формирования и изменения спроса, его сегментации, положении конкурентов, перспективах сбыта, ценах и возможностях их изменения.
Главное преимущество использования торговых посредников заключается в том, что фирма-производитель не вкладывает каких-либо значительных средств в организацию сбытовой сети, поскольку торгово-посреднические фирмы обычно имеют собственную материально-техническую базу (складские помещения, демонстрационные залы, выставочные магазины).
Сбыт через посреднические фирмы имеет и недостатки, так как производитель лишается прямых контактов с рынками сбыта и целиком зависит от добросовестности и активности торгового посредника.
1.2 Этапы заключения коммерческих сделок
Процесс проведения коммерческой сделки состоит из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи и выполняются формальности, связанные с оформлением, пересылкой и обработкой документации, существенной для исполнения этой сделки. [7]