Файл: Правовое государство и гражданское общество(Понятие «гражданское общество» и «правовое государство»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1064
Скачиваний: 33
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1.1 Понятие «гражданское общество» и «правовое государство»
1.2 Гражданское общество как признак правового государства
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Проблема формирования гражданского общества
2.2 Соотношение сил гражданского общества и государственного аппарата
2.3 Признаки правого государства
2.3 Особенности взаимодействия правового государства и гражданского общества
Только в рамках правового государства становится возможным наиболее полное удовлетворение потребностей гражданина, как материальных, так и иных, то есть, по сути, осуществление цели государства.
Также становится понятным, что полноценное развитие гражданского общества становится возможным только начиная с государств индивидуалистического типа, в которых появляется возможность более полного обособления сферы частной жизни. В то же время становится очевидным, что, пожалуй, ни одно из существующих в настоящее время государств не могут считаться правовыми в полном смысле этого слова - ни одно из них не обеспечивает полного равенства, свободы и справедливости по отношению ко всем лицам, находящимся на его территории. В данном случае правовое государство выступает именно в качестве идеала для дальнейшего развития существующих государств. Можно также предположить, что в дальнейшем произойдет формирование наднациональных структур (возможным примером которых можно назвать Евросоюз), которые смогут обеспечить людям подлинное равенство прав и на межгосударственном уровне, что даст возможность гражданскому обществу выйти за рамки государств.
Государство может существовать и функционировать при различном состоянии его гражданского общества и системы его социальных норм. Но в таком случае требуется ли для развития гражданского общества соответствие государства и его правовой системы требованиям правового государства? Ведь гражданское общество способно решать многие вопросы и самостоятельно, даже без помощи государства. Например, в 1980-х годах Рональд Коуз написал статью под названием "Маяк в экономической теории", в которой указал, что ни один маяк в Англии не был построен государством, даже те из них, которые впоследствии были переданы в собственность государства. Также и многие иные вопросы могут решаться только гражданским обществом без помощи государства.
Первый ответ на данный вопрос дает, опять же, де Сото. По его мнению, активное экономическое развитие Англии началось лишь в конце XVIII века с принятием законов, гарантировавших собственность. Но гарантировать право собственности стало возможным, только создав гарантии свободы, равенства и справедливости, т.е. права. Иными словами, для развития гражданского общества и отдельных граждан необходимо наличие норм права, содержание которых соответствует критериям правового государства. Но недостаточно только наличия норм права, требуются еще и механизмы реализации и защиты этих норм. При отсутствии данных условий государство не может считаться правовым, а развитие гражданского общества затрудняется - отдельные его институты могут стать нелегальными, либо их права не будут защищены.
Но наличие правовых норм, механизмов их реализации и защиты, на наш взгляд, является именно объективным условием, так как формирование правовой системы государства является длительным и сложным процессом. Если Маркс и его сторонники считали право лишь воплощением воли господствующего класса, то события последних ста лет показывают, что государство не может существовать, игнорируя интересы различных социальных групп. Следовательно, и правовая система должна учитывать эти интересы, кроме того, должна содержать средства защиты от ее произвольного изменения.
Деятельность как отдельных граждан, так и институтов гражданского общества всегда происходит в определенных, уже существующих в данном государстве, правовых рамках. Государство как организация суверенной власти всегда устанавливает данные рамки, пусть даже в самом простом и примитивном виде, так как это необходимо для обеспечения деятельности самого государства. Основой же такого регулирования может послужить, например, общественный договор.
Еще одним важным признаком наличия правового государства является не только наличие в государстве правовых законов, признание прав человека и гражданина и наличие механизмов их защиты, но и достижение высокого уровня социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности. Иными словами, граждане должны понимать, какими правами они обладают и как эти права можно использовать. Этот признак также подтверждает тот факт, что наличие правового государства является объективным условием для развития гражданского общества. Общественное сознание меняется в течение достаточно продолжительного времени, его невозможно изменить только лишь «по указке сверху». До сих пор в России устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные бывшей коммунистической идеологией, отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части населения вызывают психологический дискомфорт фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество: частная собственность, конкуренция, предпринимательство[12]. Лишь политические события в России в последние два года показали, что в сознании народа произошли сдвиги в сторону большей самостоятельности и инициативы.
Итак, только с развитием правового государства появляется возможность полноценного развития самого гражданского общества - его институты приобретают легальный статус, определенные права и гарантии независимости на основании признанных прав человека и гражданина. Как говорит Дж. Ролз: «Правовое государство предоставляет незнакомым друг с другом людям важную информацию о взаимных обязанностях, пути взаимного сотрудничества, основу для легитимных ожиданий и чувство уверенности. Это облегчает принятие важных для них решений и долгосрочное планирование, что существенно повышает эффективность экономической деятельности. С другой стороны, то, что законы способны направлять поступки людей, повышает требовательность к их моральному содержанию». Таким образом, в отношении «правовое государство - гражданское общество» первичным является именно правовое государство.
Но это создает и обратную связь - гражданское общество приобретает легальную, гарантированную возможность влиять на развитие государства. «Экономическая, социальная, внешняя политика разрабатывается в результате сложного взаимодействия самых разных общественных групп». В конечном итоге государство и гражданское общество начинают более активно взаимодействовать и даже защищать друг друга. Таким образом, именно гражданское общество становится основной движущей силой в обществе.
Нужно признать, что общее развитие государств происходит именно в направлении развития правовой государственности. Другое дело, что государства в современном мире находятся на разных ступенях развития, очевидно, что не все они достигли хотя бы индивидуалистического типа. Необходимо отметить, что любые изменения в государстве должны соотноситься с фактическим состоянием общественных отношений. Юристы знают, что бессмысленно принимать закон, не соответствующий общественным отношениям в данном обществе - он просто не сможет работать. Говоря о признании права собственности в развивающихся странах, де Сото признает, что «сердцевину институтов собственности образуют... формы социального и экономического поведения, не связанные со сферой правовых отношений»[13].
Кроме того государства находятся в постоянном развитии, но оно не всегда носит поступательный характер. Отход от стандарта правового государства может происходить как в силу каких-либо объективных (чрезвычайных) обстоятельств, так и в силу иных причин (достаточно вспомнить, например, ограничения прав иностранных граждан на въезд в США после терактов 11 сентября 2001 года и введение особой судебной процедуры для заключенных тюрьмы в Гуантанамо). Применительно к последнему случаю необходимо, правда, добавить, что именно неоднозначная реакция американского общества на данное решение привела к тому, что оно было впоследствии отменено Верховным судом США. Данный пример показывает, что деятельность гражданского общества является наиболее эффективной именно при условии действенных юридических гарантий прав личности и (что не менее важно) готовности и умении граждан использовать данные гарантии.
2.3 Особенности взаимодействия правового государства и гражданского общества
В современном мире и примерно на протяжении последних ста лет прослеживается тенденция к построению сильных правовых государств с развитыми институтами гражданского общества. Причинами проблемы неразвитости демократии во многих государствах являются недостаточный или низкий уровень взаимодействия правового государства и гражданского общества.
Без установления конкретных способов взаимодействия между названными элементами невозможно реальное практическое создание демократического политического режима, к которому в настоящее время стремится большинство стран.
Гипотеза статьи заключается в обосновании неполной эффективности осуществления функций современных правовых государств ввиду неразвитости существующего в них гражданского общества.
Целью статьи является выявление всех особенностей взаимодействия правового государства и гражданского общества методом изучения различных правовых теорий, а также официальной статистики России.
Задачами статьи являются определение и обоснование особенностей взаимодействия названных элементов.
По результатам исследования будет произведена оценка основных способов влияния друг на друга правового государства и гражданского общества, распределение ролей таких способов.
Большинство авторов сходятся во мнении, что существующий политический режим зависит от того, как между собой взаимодействуют гражданское общество и государство[14]. Например, такой автор, как Зеленков М.Ю. утверждает, что если «государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство, тогда возникает демократический режим»[15]. Похожей позиции придерживается и Шляхтун П.П., который говорит о том, что «от степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства»[16][17]. Другие авторы, Балашов А.И. и Рудаков Г.П., в своем учебнике подчеркивают, что «политической основой гражданского общества и правового государства 168 является высокая степень развития демократии в стране .»
Таким образом, наличие демократии в стране подразумевает под собой сильное правовое государство и развитое гражданское общество. В этой связи, с точки зрения не последнее значение имеет сущность политического режима.
Сам по себе демократический режим предполагает полную подконтрольность государственной власти воле народа конкретного государства.
Как известно демократический режим предполагает следующие черты:
- народ, его воля, права и законные интересы каждой личности обозначаются как высшая ценность для государства;
- равенство и свобода граждан;
- неприкосновенность частной собственности;
- свобода вероисповедания;
- верховенство закона;
- выборность органов государственной власти;
- принятие любых политических решений большинством голосов с учетом интересов меньшинства;
- соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
- осуществление правосудия только судом на основе презумпции невиновности;
- существование политической оппозиции и плюрализма;
- развитое гражданское общество, когда граждане могут влиять на власть при помощи множества общественных организаций;
- развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и уполномоченных на решение местных проблем.
Таким образом, для реального достижения идей и принципов правового государства гражданское общество взаимодействует с политическим режимом именно путем своего участия в этих направлениях деятельности. При этом государственная власть всеми силами поддерживает участие населения во всех этих вопросах.
Для наиболее полного взаимодействия гражданского общества и правового государства все принципы демократического политического режима должны быть четко всесторонне регламентированы законодательством. Кроме того, законодательство должно действовать реально, а не быть формальными юридическими нормами. Государственная власть должна быть гарантом исполнения закона, а гражданское общество должно иметь возможность реагировать на случаи неисполнения закона, указывая органам власти на их ошибки в применении правовых норм. По мнению большинства авторов, гражданское общество выступает в роли исполнителя системы противовесов в целях недопущения всякого произвола со стороны правового государства. Только при тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества может увеличиться эффективность осуществления функций государства[18].
Многие авторы считают, что уровень развития гражданского общества напрямую зависит от степени доступности и качества образования населения государства; от качества процесса социализации личности на каждом этапе становления. Также он зависит от развития общественных коммуникаций и инфраструктуры; от формирования высокой культуры населения; от регулирования качества сведений, предлагаемых СМИ с точки зрения морали; от максимального обеспечения возможности общественности влиять на выдвигаемые законодательными органами программы реформ и законопроекты. Немаловажным в этом списке является наличие и поддержание в государстве определенной национальной идеи, сохранение исторического и культурного наследия. Для правильного развития гражданского общества нужно обеспечивать повышение правосознания и привитие правовой культуры у людей не позднее, чем на этапах формирования личности (начиная со школы). Обеспечивая постоянное развитие всех этих направлений, государство формирует наиболее высокоразвитое гражданское общество, отличающееся высоким уровнем правосознания и правовой культурой.